Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Есть столько, «чтобы быть только живу» – как определить меру поста

Говорят некоторые, что мы не можем приобщиться Святых Таин, потому что не держали поста. Конечно, Церковь наша повелевает нам поститься и говеть, потому что и Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, но что есть истинный пост? Многие думают, что пост состоит только в том, чтобы не есть мяса и масла, и даже рыбы, но употреблять все то, что не мясо, не масло и не рыба. Конечно, так! Прежние христиане в пост не употребляли скоромной пищи, но они и самую простую пищу употребляли известною мерою и количеством.

Для чего установлен пост? Для того, чтобы облегчать и смирять тело, обуздывать пожелания и обескураживать страсти. Вот цель поста! И потому Церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том, какую употребляешь ты пищу, сколько о том, для чего ты употребляешь ее, – для того ли, чтобы усмирять и облегчать твое тело, обуздывать твои пожелания и умерщвлять твои страсти. Итак, пост есть подвиг и важное средство для того, чтобы душа могла свободнее устремляться к Богу и выше возноситься к Нему молитвою: Брашна нас не поставят пред Богом, – говорит апостол Павел.

Итак, если ты и поступаешь по правилам Церкви и разбираешь, когда есть мясо, когда рыбу и прочее, но в то же время не постишься душой, то есть не воздерживаешь себя от грехов, не удерживаешь язык свой от зла, то все пощение твое совершенно напрасно. Были примеры, что даже монахи, как например святой Иоанн Лествичник, употребляли во всякое время всякую пищу и даже мясо. Но сколько? Столько, чтобы быть только живу, и это не мешало ему достойно причащаться Святых Таин и, наконец, не воспрепятствовало сделаться святым.

Святитель Иннокентий (Вениаминов),
митрополит Московский и Коломенский

На Дальнем Востоке святителя Иннокентия любят и почитают. Не только Православная вера, но и грамотность, и медицина (святитель способствовал прививанию оспы). Он был мудрым человеком и грамотным миссионером и отлично понимал, что важно для христианской жизни, а что вторично.

Как минимум четыре раза в год православные христиане начинают ожесточенно дискутировать о необходимости или бесполезности поста.

Между тем, ответ лежит на поверхности: пост нужен для облегчения тела. Облегчение тела способствует более глубокой молитве.

Что умеренное питание полезно для духовной (в широком смысле слова) жизни – факт достаточно очевидный по меньшей мере из опыта. В том или ином виде такая форма аскезы существует во всех исторических религиях и локальных религиозных традициях. Вероятно, тому есть какое-то материальное объяснение: возможно, организм тратит больше энергии на переваривание белка и животных жиров, а следовательно, сил на работу духовную остается меньше.

Действительно, можно заметить, что при интеллектуальной работе высока скорее потребность в углеводах («съесть что-нибудь сладенькое»). С другой стороны, все индивидуально: кто-то на безбелковой диете не может не только работать и молиться, но и даже общаться с людьми.

Святитель Иннокентий трудился в тяжелейших условиях. Он был знаком с бытом северных народов, у которых зачастую вообще ничего, кроме мяса, не было. Его ученик, священник Димитрий (Хитров), будущий первый епископ Якутский и Вилюйский Дионисий, чуть не потерял здоровье, попытавшись поститься в миссионерских поездках по Якутии. Да, собственно, зачем смягчать «чуть не»? Потерял он здоровье – уезжал из Якутии после десятилетий подвижнического труда больным стариком.

Так вот, телесные подвиги – это важная, но индивидуальная часть духовной жизни. В целом же церковный устав «подгоняется» под соответствующие условия, и святитель Иннокентий резюмирует эту икономию словами: «Церковь, спрашивая тебя о пище, не столько спрашивает о том, какую употребляешь ты пищу, сколько о том, для чего ты употребляешь ее». И, возвращаясь к самому началу поучения святителя, от достойного принятия Святых Даров если что и отторгает, то вовсе не несоблюдение поста, а пренебрежение им, отказ от аскезы самой по себе, как факта духовной жизни.

Как бы сказал совершенно не благочестивый персонаж советской сатирической литературы Остап Бендер – не делайте из еды культа. Но на прямой вопрос: «Зачем ты ешь?» – в период поста должен быть столь же прямой ответ: «Для поддержания физических сил организма». Или, как это формулирует святитель Иннокентий, «чтобы быть только живу».

Инокиня Евгения (Сеньчукова)

Правмир.Ru

Теги: пост, святые отцы.
Оставить комментарий
Поделиться в: