Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Паломничество к Христову Рождеству

Сегодня мало кто поспорит с тем, что Рождество Христово изменило ход человеческой истории. Даже летоисчисление «новой эры» стали отсчитывать от момента пришествия Богочеловека на Землю. Потому неудивительно, что христиане много веков с особым трепетом относятся ко всему, что «материально» напоминает об этом событии. Сегодня мы немного поговорим о таких «вещественных доказательствах» Рождества Христова, которые сохранились в Вифлееме и не только.

Почему Вифлеем?

Вифлеем – один из древнейших городов на земле. Он не был родным ни для Божией Матери, родившейся, по одной версии, в Назарете, по другой – в Иерусалиме, ни для Ее обручника Иосифа, жившего в Назарете. В Вифлеем, как в город своего предка Давида, они пришли, чтобы участвовать в переписи населения Римской империи, в которую тогда входила провинция Иудея. Это было необходимо для облегчения работы переписчиков. Ведь масштаб переписи был огромен даже по нынешним меркам (империя включала в себя Средиземноморье, в Западной Европе ее границы проходили по Рейну и Дунаю, даже в Британии стояли римские легионы).

Рождение Мессии в Вифлееме предсказал пророк Михей за семь с лишним веков до самого события: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 2, 5).

Современный Вифлеем – небольшой город в Палестине с населением в 25 тысяч человек. Само имя города символично. Его исконное еврейское название Бейт Лехем переводится как «Дом хлеба» и является пророческим: здесь родился Христос – Хлеб Жизни.

Координаты места Рождения Христа

Сегодня на месте появления на свет Спасителя может побывать любой желающий. Для этого нужно посетить базилику Рождества Христова в Вифлееме. Само место Рождения Богомладенца находится у восточной стены крипты базилики в небольшой полукруглой нише и отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. В центре звезды отверстие, позволяющее увидеть поверхность природного скального ложа под ней. На звезде латинская надпись «Hic de Virgine Maria Jesus Christus Natus Est» («Здесь у Девы Марии родился Иисус Христос»).

Здесь же, в пещере, устроен придел Яслей, справа от входа в который – углубление в полу в виде колыбели, выложенное белым мрамором. В приделе горят пять лампад и стоит образ с поклонением пастухов Христу.

А еще возле южного входа в пещеру Рождества (слева от центрального иконостаса) находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Образ примечателен тем, что Дева Мария на нем улыбается.

Сама же базилика состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкви Рождества Христова. Верхняя часть храма является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился до наших дней.

Справа от храма находится так называемая «молочная пещера» – по преданию, здесь Богородица кормила Младенца Христа.

История хранит доказательства

Первый вариант базилики был построен при святом равноапостольном царе Константине и его матери, святой равноапостольной царице Елене. Уже тогда Вифлеем стал центром паломничества и важным местом в истории христианского искусства. А церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой Земли.

В VI веке базилика времен императора Константина сгорела, но при этом она защитила от огня нижнюю Пещеру. В том же году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.

Новый храм стал более приспособлен для совершения Божественной литургии и других служб, приобрел роскошное убранство. Известной его особенностью остаются так называемые врата смирения – войти через них можно, лишь низко склонив голову.

В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Здесь находился стол, на который, по преданию, волхвы возложили дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и другие святыни.

За свою многовековую историю храм не один раз переходил из одной юрисдикции в другую. Сегодня сводом законов установлен особый регламент совершения служб для каждой Церкви. Совершать богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборку в храме проводят католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у православных греков.

Совсем недавно

В 2016 году после двух лет кропотливого труда специалисты отреставрировали отдельные части базилики. Реставраторы удалили многовековые наслоения, и перед верующими раскрылись древние мозаики. Ветхой крыше и окнам придали прочности, а древним произведениям искусства вернули прежнюю красоту. Несмотря на то что в Палестине живут в основном мусульмане, они признают базилику национальным сокровищем.

За доказательствами – в Европу

Ясли Христа сегодня представляют собой пять дощечек из оливкового дерева, привезенные из Палестины в римскую базилику Санта-Мария Маджоре в VII веке. Они хранятся в драгоценном реликварии в крипте под главным алтарем  базилики. По традиции, в Рождественский сочельник со святыней совершается крестный ход. Но и в другие дни в Санта-Мария Маджоре можно видеть паломников со всего света.

Во французском Шартре (90 км к юго-западу от Парижа) в специальной капелле находится плат Богородицы, в котором Она, согласно преданию, была в ночь Рождества Христова. Богородица хранила святыню, а перед Успением передала ее одной благочестивой христианке. В доме этой женщины плат до IV века берегли несколько поколений ее родственников. А затем святыню выкрали два молодых патриция, совершавшие паломничество на Святую Землю. Через них плат Богородицы попал в Константинополь, его поместили в церкви во Влахерне.

Позднее византийская императрица Ирина передала часть реликвии Карлу Великому, объединителю Западной Европы. Сначала плат хранили неподалеку от Парижа, а затем перенесли в Шартр по настоятельной просьбе его жителей, которым нужно было защитить город от набегов норманнов. Отчаявшиеся люди уповали только на милость Пресвятой Богородицы. И через святыню, как верят сами горожане, они действительно получили защиту – вскоре норманны прекратили набеги и приняли христианскую веру. Собор, который можно увидеть в Шартре сегодня, был построен в XIII веке специально, чтобы достойно сохранять великую святыню.

Риза Божией Матери и пелены Христа пребывают в кафедральном соборе немецкого Ахена. Реликвии сюда доставляли из Византии, Иерусалима, Рима и Дамаска. В каждом из этих городов христианские общины были древними, святыни бережно передавали из поколения в поколение. Риза – это верхняя одежда, в которой Богородица совершала путешествие в Вифлеем. Пелены – первые пеленки, в которые завернули новорожденного Иисуса Христа. Предположительно, судя по их форме, они были изготовлены из рубашки святого Иосифа Обручника. В Ахене для реликвий изготовили драгоценный ковчег – его можно увидеть в самом сердце кафедрального собора. Раз в семь лет святыни открывают для поклонения верующих со всего света.

Подлинность этих реликвий в ХХ веке была установлена максимально точно, насколько это возможно при помощи современных технологий.

Есть что-то невероятное, но одновременно понятное для верующего сердца в том, что все эти святыни как будто упраздняют время и пространство. И дело даже не в том, что за ними – история и судьбы тысяч людей. Просто каждая из них – сохранившаяся вопреки войнам, человеческим предрассудкам, вопреки даже законам природы – частица вечности. Вещественное доказательство рождения Бога в наш мир.

Татьяна Уютова
Теги: Рождество Христово, Вифлеем, паломничество, Рождество Христово.
Оставить комментарий
Поделиться в: