Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Библейский сюжет» — рассказ о вечном

Просмотр фильмов, телепередач, как правило, является для нас отдыхом, развлечением. И не так часто встречается передача, которая становятся не досужей сплетницей, а мудрым, добрым собеседником, открывающим богатство мировой культуры. Именно таким другом и учителем может стать «Библейский сюжет».


10 лет на экранах

Эта передача — не открытие года, не новинка сезона. Она идет вот уже 10 лет на канале «Культура» по субботам в 10 часов утра, многие выпуски показывают повторно. Такое постоянство — редкость в наше время. Но рискну предположить, что кто-то, так же как и я, не был знаком с проектом на протяжении всех этих лет. А значит, впереди замечательное открытие, которое будет полезно каждому, кто интересуется миром христианской культуры.

Передача — разговор на очень серьезные и глубокие темы, но смотреть ее легко и интересно: 25 минут проходят практически незаметно. Во многом это заслуга ее бессменного автора и ведущего Дмитрия Менделеева. Он профессиональный тележурналист — выпускник факультета журналистики МГУ. Работал в известных в свое время программах «Вид», «Тема», позднее трудился над документальными циклами «Лето Господне» и «Святыни христианского мира» для канала «Культура».

Как признается Дмитрий, сотрудники студии «Неофит», на которой делается «Библейский сюжет», воцерковлялись, взрослели вместе с программой. Может, поэтому она получалась такой искренней, динамичной, без фальшивых или назидательных ноток.

Особенность творческого языка

В программе «Библейский сюжет» делается попытка соединить «прекрасного разрозненные части», по-другому взглянуть на всемирно известные произведения искусства, рассказать о судьбе их создателей. Сюжеты часто рождаются в беседах — кто-то рассказывает о прочитанной книге или увиденном фильме, а зрители помогают, пишут письма, присылают книги, статьи.

Каждая передача посвящена тому или иному событию или образу Священного Писания: любовь, блудный сын, Лотова жена, Сретение, Распятие, Благовещение и многие, многие другие. Передача начинается с чтения Священного Писания. В это время зритель видит картины известных мастеров, те или иные места на Святой Земле. Звучит музыка, удивительно тонко подобранная, исходя из эпохи и сюжета, о котором пойдет далее речь.

Затем мы слышим рассказ о писателе, поэте, музыканте, актере, в творчестве которого то или иное событие Священного Писания нашло свое отражение. Казалось бы, очевидный метод. Но дальше начинается, пожалуй, самое интересное. Обращение великих художников к Библии никогда не заканчивалось только иллюстрацией того или иного сюжета Вечной Книги. Оно всегда предполагало личное осмысление. Художник выбирал библейскую историю, чтобы рассказать о себе, о своем времени, чтобы глубже постичь смысл происходящего.

Мы становимся очевидцами увлекательного рассказа: как художник или поэт в своей жизни отвечал на вечные вопросы, которые звучат на страницах Библии. Например, известный художник Генрих Семирадский был неутомимым тружеником, написал множество грандиозных полотен на евангельские и исторические темы. Господь благословил его труды — Семирадский был признан, богат, популярен. Но при этом его волнует вопрос: что важнее — жизнь деятельная или созерцательная, кто более прав — Марфа или Мария? Ответ на этот вопрос Семирадский дает в одном из своих полотен, созданных в зрелые годы. Художник пишет картину: «Христос у Марии и Марфы», помещая Марию на первый план.

Неожиданно и парадоксально звучит стихотворение Анны Ахматовой «Лотова жена». И так же неожиданно раскрывают авторы тему: побег из Содома — побег из России, захваченной большевиками. «Как-то Анну Андреевну спросили: “Так можно ли покинуть Россию, спасаясь от смерти, или это все равно предательство?” — “А что, по-вашему, бегство Святого Семейства в Египет, если не эмиграция? И праведного Лота Ангел вывел из гибнущего Содома. Важно понимать, от чего бежишь и куда идти. Важно помнить, что Лот убежал от греха и потом в покаянии и любви к Богу провел остаток своих дней. Вера, Надежда и Покаяние — вот что отличало праведника от его жены”». Но не все так просто — сама Ахматова из России не бежала, несмотря на настойчивые уговоры друзей. И тут внимательный зритель узнает, что для нее Содомом была не Родина, а образ милого старого прошлого, на который так принято было оглядываться в интеллигентской среде. «Она умела “замыкать слух” от “искушающих утешных голосов”, умела и другим объяснить, что нечего нам искать в прошлом — будь там много хорошего, не было бы никаких революций».

Христианская программа

Создатели передачи по-настоящему любят Священное Писание и стараются объяснить своим зрителям, что без знания библейских образов они останутся слепы и глухи к мировым шедеврам. Дмитрий Менделеев так объяснил свою задачу в интервью журналу «Нескучный сад»: «В разные века художники, поэты, композиторы писали, подразумевая, что их зрители, читатели, слушатели знакомы со Священным Писанием. Без знания основ христианства можно получить эстетическое наслаждение от их произведений, но невозможно понять мысли и чувства авторов. Мы стараемся через искусство привлечь внимание зрителей к первоисточнику, к Евангелию. Но не только для того, чтобы люди лучше поняли тот или иной шедевр, но чтобы задумались о вечном, о том, без чего невозможно жить ни в апостольские времена, ни при Андрее Рублеве, ни в наши дни — никогда».

Более того, авторы подчеркивают, что все подлинно великие шедевры человеческого гения созданы верующими авторами под влиянием основных идей Священного Писания. Режиссер Федерико Феллини отмечал роль Церкви, «которая была самой замечательной кузницей художников, строгой матерью, чуткой и щедрой заказчицей изумительных шедевров».

«Библейский сюжет» — христианская программа. И не только потому, что она рассказывает о Христе, но еще и потому, что авторы с любовью и состраданием смотрят на своих героев и нас учат тому же. А ведь среди них не только прославленные святые или благочестивые христиане. Порой речь идет о том, как люди веру теряют, как проходят через страдания и муки, чтобы обрести Бога, Которого когда-то предали. Но авторы передачи снова и снова напоминают нам вечную истину: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Радостно становится от мысли, что судьба человека в руках Божиих, что только Ему принадлежит окончательный суд.

Иллюстрацией к этой мысли стала для меня судьба Джорджа Байрона — поэта, которого сложно заподозрить в традиционно христианском творчестве. Этот основатель романтизма (в котором он сам разочаровался со временем) вел жизнь весьма страстную, полную порочных связей. Его — воспитанного на основе кальвинистских представлений о Боге — мучил вопрос: почему Господь не принял жертву Каина. Фигура первого убийцы влекла поэта, и только спустя многие годы он нашел ответ на свой вопрос. Но удивителен финал жизни этого человека: он едет в Грецию, чтобы поддержать братьев-христиан в их борьбе за независимость Родины, и умирает на второй день после Пасхи.

Авторы передачи стараются показать на примере своих героев, что христианин может и должен относиться к своей жизни мужественно, что страдания ради Христа не бессмысленны. Только поняв это, можно правильно прочесть слова Николая Некрасова из стихотворения «Мать»: «Но говори им с молодости ранней: Есть времена, есть целые века, В которые нет ничего желанней, Прекраснее — тернового венка…».

Сквозь призму любви

Передача «Библейский сюжет» — авторская, то есть ее создатели четко показывают свое отношение к теме, к герою и не скрывают своих целей и задач. Как отмечает Дмитрий Менделеев, «у нас прикладная задача: привлечь человека, в идеале, к Евангелию, но и вообще открыть для него внутренний мир нашего героя. Побудить его еще раз посмотреть фильмы Тарковского, прочитать Достоевского. Чтобы он заново познакомился с их творчеством, зная наш взгляд на него. А потом, я уверен, зритель обязательно откроет Евангелие». Что авторы достигают этой цели, могу судить по себе: после просмотра серии «Любовь. Шота Руставели» купила книгу «Витязь в тигровой шкуре». И сразу же отметила — авторам передачи действительно удается выбрать самое главное.

Казалось бы, зачем церковному человеку смотреть передачу о книгах или картинах, писателях или поэтах, ведь он уже открыл для себя Священное Писание? Действительно, у любого воцерковленного христианина свое отношение к Библии, его не нужно уговаривать ее прочитать. Но знакомство со многими людьми, которые в своей жизни искали Христа, так же падали, ошибались, как мы, но находили в себе силы встать и пойти дальше, может очень поддержать человека и дать ответы на многие вопросы.

Мировые и отечественные шедевры предстают как части единого целого — христианской культуры. Как пишет известный публицист, культуролог Петр Вайль: «Передачи “Библейского сюжета” ненавязчиво, показательно и просто напоминают о том, что ни один настоящий художник не существует вне традиции. Ни одна книга, картина, фильм не создаются вне опыта. А для той цивилизации, к которой принадлежит и Россия, это в первую очередь — Писание, Ветхий и Новый Заветы».

А один из постоянных зрителей в комментарии к сюжету написал авторам: «Вы затрагиваете столь глубинные пласты, заставляете задуматься и прочувствовать столь многое, что ваша передача — просто беспрецедентна, она сама — явление культуры. Отрадно и то, что обо всех людях вы рассказываете сквозь призму любви… Хотелось бы, чтобы все ваши передачи были доступными, и хорошо бы их ввести в курс школьной и вузовской программ». Думаю, что это призыв и к учителям «Основ православной культуры», и к родителям, и ко всем нам — взять и познакомиться с этой замечательной передачей.

Марина ШМЕЛЕВА

* * *

Где посмотреть

Посмотреть архивные записи передачи «Библейский сюжет» вы можете на православном портале Предание.ру в разделе Видеоархив или на сайте телеканала «Культура» (www.tvkultura.ru) в разделе Передачи.



Оставить комментарий
Поделиться в: