Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в канун праздника Крещения Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, я сердечно поздравляю вас с днем Богоявления, с Крещением Господним. Это великий двунадесятый праздник, который мы будем совершать завтра. Сегодня его канун или предпразднство – Крещенский сочельник. Церковь нам предписывает в этот день особо строгий пост и первое освящение святой воды на Литургии.

Этот праздник, дорогие братья и сестры, для большинства священнослужителей, в том числе и для меня, является одновременно и радостным, и печальным. Радость, безусловно, связана с торжеством: Христос пришел креститься в Иордан, дал некий образ каждому из нас. А грусть связана вот с чем. Когда Иоанн Креститель вышел проповедовать в пустыню, к нему стекалось множество народа, но большинство не понимали, зачем это делают. В храме происходит тоже самое. Такой большой праздник как Крещение или Богоявление также омрачается – большинство людей вовсе не желают ничего знать, а приход лишь для того, чтобы набрать святой воды. Когда слышишь крик, шум, видишь смятение, это вызывает боль и сердечную скорбь, потому что такими поступками и действиями люди своими руками, дорогие братья и сестры, разоряют святыню и ту благодать, которая так обильно изливаетсяв день торжества на каждого человека.

Иоанн Креститель, сегодня об этом мы слышали с вами в евангельском чтении, встретил Христа, когда Тот пришел из Галилеи, чтобы принять Крещение на реке Иордан. Мы знаем, что проповедь Иоанна Крестителя – это проповедь покаяния: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). С этих слов начинается повествование Нового Завета. Покаяние – это главное условие, которое необходимо исполнить человеку, вступающему в духовную жизнь, в Церковь. И Христос, зная, что ничто другое не помогает человеку так, как хороший, добрый пример, Сам идет к Иордану, встречает Иоанна Крестителя и просит, чтобы он Его крестил. Господь наш безгрешен, он принимает Крещение, чтобы подать образ каждому из нас.

Иоанн Креститель и присутствовавшие люди во время Крещения видят Богоявление. Они видят, как Дух Божий сходит с небес в виде голубя на Христа, слышат, как раздается голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Отсюда и второе название праздника – Богоявление.

Иоанн Креститель не оставался бессловесным – он проповедовал. Приходящим людям он говорит на первый взгляд вещи нелицеприятные – «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф. 3:7). Человек, пришедший в храм и услышав такое от священника, наверное, мягко говоря, обиделся бы. Наверняка, и среди иудеев, пришедших в те дни к Иордану, были те, кто недоумевал: «Почему Иоанн Креститель так говорит?».

Вполне вероятно, братья и сестры, что кто-то не дождался крещения, развернулся и покинул иудейскую пустыню. Но те, кто остался, стали вопрошать Иоанна Крестителя: «А что делать нам?». И пророк, видя искренность и стремление человека к познанию, каждому из присутствующих дает дельный совет. Он всем говорит, что нужно быть милосердным человеком – если ты видишь нуждающегося, а сам имеешь то, чем можешь поделиться, то нужно постараться это сделать.

Мытарям, фарисеям Иоанн говорит, что главное в жизни человека – это отсутствие лукавства. Никогда никого не нужно обманывать. Мытари были сборщиками податей, налогов, которые порой наживались на незнании людей, и им дана была власть, как сейчас бы сказали, брать взятки. И наверняка многие из них так поступали. Все вы помните притчу о мытаре и фарисее, что один из них, будучи мытарем, каялся, бил себя в грудь и ничего другого не говорил, как только: «Господи, помилуй». Фарисей, к сожалению, кичился своим положением, надмевался и за это был осужден. Но Иоанн Креститель говорит: «Не берите больше того, что причитается вам». Это касается, братья и сестры, любого человека, и нас в том числе.

Каждый из нас стоит на том месте, на том посту, где определил ему Господь. И наше отношение с людьми, начальниками, подчиненными, с родными и близкими, с друзьями и соседями – это поле деятельности, на котором человек либо может исполнить заповедь, либо нет. Воинам Иоанн Креститель советовал никого не обижать, довольствоваться жалованьем, не делать того, чего не хотели бы по отношению к себе.

Вот такие простые советы, братья и сестры, часто нужны каждому из нас. Мы приходим в храм тоже для того, чтобы что-то узнать о духовной жизни. Но как часто священникам приходится отвечать на вопросы, связанные с обычными, бытовыми ситуациями. А ведь главными для верующего должны быть вопросы: «Как спастись?», «Как жить по Евангелию?», «Как поступать так, чтобы Господь мог сказать: “Это мой ученик”?». Если есть желание в сердце, то человек найдет ответы. Увидит и Богоявление, и Крещение, почувствует радость торжества, получит духовную пользу. Но если человек не готов ничего менять в своей жизни, не готов даже спросить: «Господи, как мне жить и что исправить?», то никакие праздники, никакая святая вода не исправят его, не помогут.

Сегодня я хотел бы попросить вас, дорогие братья и сестры, чтобы мы с вами серьезно подошли к этому празднику – не сводили его только к торжественному освящению воды. Потому что настоящая святыня может быть либо разорена человеческим отношением, либо приумножена.

Братья и сестры, каждому из вас завтра придется столкнуться с непониманием, грубостью, и, возможно, с агрессией людей, которые приходят в храм лишь раз в год. Хотел бы попросить вас быть внимательным, не поддаваться раздражению и гневу, отойти в сторонку и пропустить таких людей вперед. Пусть они наберут воду и сделают все, что им необходимо. Мы с вами никуда не торопимся: можем лишних 15 минут побыть в храме и помолиться. И, конечно, братья и сестры, к святыне нужно относиться с благоговением, не разорять ее, как я уже сказал, невоздержанным отношением и суетой. Аминь.

 

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровск

18 января  2019 г.

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

Оставить комментарий
Поделиться в: