Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Лепта на храм – это сколько?

Недавно одна церковная бабушка, ежемесячно дающая на нужды своего прихода часть пенсии, рассказала мне, что ее мама, жившая в постоянной нужде, учила дочь никогда не скупиться на помощь храму. Это, говорила она, богоугодное дело. В так называемых свободных СМИ часто критикуют веками существующий порядок содержания храмов за счет средств их прихожан. Но сегодня Церковь не имеет других источников дохода, кроме добровольных пожертвований верующих людей. Ответить на вопросы, касающиеся «доброделания во святых церквах», иными словами, пожертвования в храм, мы попросили клирика Свято-Троицкого кафедрального собора священника Аркадия Махсумова.

 Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит.

Прит. 22, 80.

– Скажите, отец Аркадий, является ли пожертвование на храм долгом каждого христианина или это делается по зову души?

– Давайте вспомним мудрые слова блаженного Августина: «Возлюби Бога и делай, что хочешь». Казалось бы, какой простор, какая свобода! Но ключевым в этом высказывании является первое слово – возлюби. Оно же и определяет границы того, что мы можем и должны делать. Если мы любим Бога, то наш долг – помогать дому Божьему. Так же и любой человек, любящий свою семью, будет ее содержать, заботиться о ней. Сам Господь повелел приносить в храм пожертвования: И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношение; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношение Мне (Исх. 25, 1).

Пожертвование – это не только средства на существование храма, это показатель духовной жизни человека. Церковь Христова – неотъемлемая часть жизни христианина, храм нуждается в нашей заботе, в материальных вложениях. Эти вложения не обязательно должны исчисляться деньгами, не каждый может внести именно такую лепту. Но можно найти время и убраться в храме, помыть пол, украсить храм цветами. Большое счастье и честь потрудиться в доме Божьем. Храм, как бы возвышенно мы о нем ни думали, как любой дом требует ухода, ремонта, реставрации, приобретения новой утвари, расходов на отопление, электроэнергию, облачение для священников, оплату труда церковных работников, содержание воскресных школ, помощь многодетным и малоимущим прихожанам и т.д. Уверяю вас, в храмах нет изобилия, зато очень много материальных затрат.

– Скажите, отец Аркадий, какую часть своего дохода нужно жертвовать на храм? В Ветхом Завете была десятина, существует ли эта мера сегодня? Или следует жертвовать столько, сколько не жалко?

– Церковного правила на этот счет нет. Десятина – это ветхозаветная традиция, но она может и сегодня быть подсказкой для человека, который не может сам решить, какую часть своих доходов – пятую или двадцать пятую – пожертвовать на храм. Господь облегчает такому человеку задачу, дав ему ориентир в Ветхом Завете. Смысл заповеди Божьей о десятине состоит в том, чтобы человек признал, что все, что он имеет, дано ему Богом, и в благодарность за это он жертвует на Божий храм часть из того, что дал ему Господь. Какова вера, такова и мера этой жертвы. Безусловно одно: христианин должен участвовать в жизни своего прихода и помогать храму.

– По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Если ставишь свечи и при этом скупишься – то напрасна и жертва твоя Богу». Всякое ли пожертвование и от всякого ли человека Богом принимается?

– То, что сказано святым праведником отцом Иоанном, изречено из великого любящего христианского сердца. Святой Иоанн Кронштадтский был известен безмерной щедростью. Он творил милостыню постоянно и оставил после себя на земле неимоверный след добрых дел. Это храмы, больницы, приюты, богадельни, школы и огромное число нуждающихся людей, получивших из рук кронштадтского пастыря помощь. На его содержании были сотни бедных семей, сирот, нищих, вдов. Ему, как святому человеку, трудно понять того, кто с трудом отрывает от себя копейку, скрепя сердце подает милостыню нуждающемуся.

Святой Иоанн Кронштадтский – идеал милосердия, идеал жертвователя. А есть унылые грешники, которые, возможно, впервые решаются подать просящему или принести в храм свои кровные. У них не один раз рука вспотеет, прежде чем они опустят в кружку монету. Но, как сказано в Писании, Господь и намерения целует (Евр. 4, 12). Если еще вчера человек вообще не собирался кому-то что-то жертвовать, а сегодня он себя преодолел, победил свою жадность, свое равнодушие, неужели Господь не примет его жертвы? Я думаю – примет. Господь всех нас видит и понимает, что для кого-то и этот маленький добрый поступок — уже победа над собой.

Преподобный Петр Дамаскин так говорит о необходимости милостыни: «Бедный может быть жив и без того, что просит у кого-либо, но без того, чтобы быть по возможности милостивым, не может быть жив или спастись никто». В одной из Заповедей Блаженств прямо сказано: «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).

– Отец Аркадий, скажите, какая милостыня более угодна Богу – отданная на нужды храма или то, что мы подаем малоимущим, нищим людям?

– И то и другое важно. Господь сказал, обращаясь к фарисеям: Сие надлежало делать, и того не оставлять (Лк. 11, 42). Они ревностно давали десятую часть урожая мяты, руты и всяких овощей и при этом забывали о главном – любви и милосердии к людям. Сегодня Церковь находится одной из первых в ряду тех, кто занимается социальной деятельностью, благотворительностью, а по некоторым направлениям Церковь даже опережает государство. И если человек хочет помочь нуждающимся, но не знает, как это лучше сделать, надежнее обратиться в свой храм.

Сегодня на каждом приходе осуществляется социальная работа, она систематизирована, поставлена на хороший уровень. И любой благотворитель может быть уверен, что его пожертвования будут направлены тому, кто в этом действительно нуждается. С другой стороны, сама Церковь также нуждается в помощи. Если мы не будем жертвовать на храм, то, во-первых, он не сможет существовать, во-вторых, Церковь не сможет заниматься благотворительностью и помогать малоимущим.

Сейчас, к сожалению, появилось много мошенников, в том числе и в Интернете, и они очень артистично выжимают слезу, сочиняя трагические истории с больными родственниками, детьми, прося деньги у доверчивых людей. Прежде чем пожертвовать кому-то деньги, надо подумать, не спонсируешь ли ты жуликов? Надежнее направить средства или в храм, или в хорошо зарекомендовавший себя крупный благотворительный фонд.

– Люди, далекие от Церкви, не редко критикуют ее за взимание платы за требы, свечи, церковные таинства. При этом ссылаются на евангельскую историю, когда Господь с гневом изгонял из храма торговцев и менял…

– Христос выгонял не служителей храма, не левитов, не священников, а тех, кто приносил в храм для продажи жертвенных животных. Люди ссылаются на этот эпизод, не зная ни исторического контекста, ни традиций иудейского народа, ни Священного Писания. Они не могут представить в притворе современного храма мычащих и блеющих животных, грязь, запах, толчею и менял, делающих свой бизнес в стенах храма.

У нас, слава Богу, не такая ситуация. Церковь не занимается торговлей для наживы, распространение икон, крестиков, свечей – часть ее миссии на земле и возможность собрать пожертвования на содержание храма. И я уверен, если у человека не окажется денег на свечу, ему ее дадут бесплатно, чтобы он смог поставить ее в храме и помолиться. Я не знаю также ни одного батюшки, который бы отказался покрестить или повенчать супружескую пару, не имеющую возможности внести за это пожертвования. Но есть и потребительское отношение к Церкви.

Если человек, считающий себя христианином, не хочет принести в храм копейку, значит, кто-то другой сделает это за него. Жертвовать на храм – значит, подражать Богу, а Он пожертвовал ради нас Своей жизнью.

– Бытует такое стереотипное мнение, что государство помогает Церкви. И многие несведущие люди уверены в этом.

– О, если бы было так! Все зависит от исторических традиций, религиозной однородности населения, других факторов. Статус Православия, например, как господствующей религии закреплен в конституции Греции, в некоторых других странах.

Но в большинстве стран современного мира государство не вмешивается в дела Церкви, к ним относится и Россия. Церковь отделена от государства и никаких привилегий не имеет. Есть примеры соработничества, когда власть помогает, не деньгами, конечно, но может найти спонсора, помочь информационно в продвижении каких-то церковных проектов и т.д.

Но в основном Церковь все делает для себя сама, с помощью прихожан. Я заметил, что, как правило, финансами Церкви интересуются те, кто не принес в дом Божий ни рубля. Сейчас, слава Богу, в храм приходят не только пенсионеры, но и много работающих людей, представителей среднего класса, бизнеса. Благодаря их постоянным пожертвованиям строятся храмы и развивается церковная жизнь.

– Отец Аркадий, давайте в завершении нашей беседы вспомним евангельский образ бедной вдовы, опустившей в кружку для пожертвований всего две лепты. Почему Господь при всей ничтожности этого дара так выделяет ее из всех жертвователей? В чем сила этой жертвы?

– Это были последние ее деньги, бедная вдова положила «все пропитание свое, какое имела» и осталась вообще без средств. И, скорее всего, придя домой, она не знала, чем накормить своих детей. Но поступила так, как велит Спаситель: Не заботься о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы (Мф. 6, 34). Женщина так доверяла Богу, что спокойно принесла в храм последние копейки. Она знала, что все, что было, есть и будет в ее жизни, – все от Господа, и Бог не оставит ее с детьми без помощи. Такова была сила ее веры и любви. Поэтому Господь и выделил ее лепту среди всех остальных.

– Какой глубокий смысл заложен в эту маленькую, в несколько строк, евангельскую историю.

– Как и во всем Евангелии. Давайте его читать и любить, в нем ответы на все наши вопросы.

Ольга Стрелкова
Теги: лепта, пожертвование , нужды храма.
Оставить комментарий
Поделиться в: