Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Суд при дверях

Каждого из нас после смерти ожидает суд. Вначале личный, а затем всеобщий, Страшный суд в конце времен. Но человек – удивительное существо: он знает, что умрет, но не верит в это. Но ведь это прежде всего не кара, а встреча. И для того, чтобы она не стала по-настоящему страшной, безысходной, Церковь постоянно напоминает: не спите, люди, готовьтесь…

Помни день последний

«Благо добродетельным и горе злым!» – со вздохом сказал святой равноапостольный князь Владимир, когда впервые увидел икону Страшного суда. Он не был еще христианином, но душа его содрогнулась от мысли о будущем суде. Мы же смотрим на тела усопших родственников в гробу, слышим о внезапной и ужасной трагедии, унесшей множество жизней, и все будто не верим. Стараемся не смотреть, не думать, вещи поскорее раздать, иконку из рук покойника куда подальше запрятать. Лишь бы не вспоминать: придет она, наша очередь. Порой даже заранее не предупредит. И уже другие с каким-то детским удивлением будут восклицать: «Как – умер? Я же вчера его только видел!»

«Если в толпе кто-либо крикнет: “Пожар!”, не все ли тотчас потеряют спокойствие и равновесие духа, начнут ис­кать выхода, а если выход не обеспечен, то не приходят ли в ужас, за­ставляющий забыть все остальное и искать только одного спасения жизни? Но вот Святая Церковь вопиет: “Суд при дверях! Огонь геен­ны уже возгорелся во многих душах!” А люди слышат то почти равно­душно, и никто не трогается почти, чтобы предпринять хотя нечто для спасения погибающей души», – воскликнул священномученик Фаддей (Успенский). Он произнес эти слова в Неделю о Страшном суде – предпоследнее воскресенье перед Великим постом.

Суд за то, чего не делали

За несколько дней до начала постного странствия мы слышим в храме эти удивительные строки Евангелия. Они рассказывают нам о критериях, по которым человека будет судить Господь. Оказывается, это не грехи и не воздержание от них. Знаете, как говорят: «Он мужчина хороший – не пьет и не курит». Действительно, хорошо, почти чудо, по нашему времени. Но хочется задать встречный вопрос: «А что он делает? В чем активно проявляется его доброта?» Потому что выражение: «Я добрый, но добра не сделал никому» — не просто нонсенс и парадокс, это неправда.

Похожий вопрос задает нам Господь в Евангелии: «Что вы сделали?» Мы не прочтем в этом отрывке знаменитое «не убил, не украл» (а в чем же еще и каяться?). Но что вы сделали для людей, которых Бог послал вам на пути? «Ибо чрез просящих нас о помощи Господь испытывает сердца наши. Богу ничего от нас для Себя не надо; Он ни в чем не нуждается. Не может алкать Сотворивший хлеб; не может жаждать Сотворивший воду; не может быть наг Облекший все творения Свои; не может быть болен Источник здравия; не может быть в темнице Господь господствующих. Но Он требует от нас милостыни, дабы чрез то умягчить и облагородить сердца наши», – поясняет святитель Николай Сербский.

Леность – вот наш страшный враг, он ведет нас (порой очень прикровенно) к стоянию по левую сторону. Для того Церковь и напоминает нам о Страшном суде, чтобы встряхнуть от сна лености и направить к доброделанию. А еще напомнить: Господь не только милостивый Отец, Он – Праведный Судия. Вот какую картину рисует нам стихира на «Господи воззвах»: «Возгласят трубы, и истощатся гробы, и воскреснет человеческое все естество трепещущее, добрая содеявшии, в радости радуются, чающе мзду восприяти: согрешившии же трепещут, люте рыдающе, в муку посылаеми, и от избранных разлучаеми. Господи славы, ущедри нас яко Благий, и части сподоби возлюбивших Тя».

День суда неизвестен

«Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд; неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Но эта неизвестность не повод для апатии, уныния или, напротив, лихорадочной активности. Она призывает нас трезвиться. Преподобный Феодор Студит словами своего канона, который мы слышим в этот день, призывает: «Наста день, уже при дверех суд, душе бодрствуй, идеже царие вкупе и князи, богатии и убозии собираются и восприимет по достоянию содеянных от человек кийждо» (тропарь 4 песни). Память о смерти – не самоцель, она нужна как средство в борьбе со грехом. И как напоминание о необходимости добрых дел.

Готовимся постом

Размышления о Страшном суде особенным образом настраивают нас на великопостное странствие. «Ослаби ми прежде конца, добродетелию и покаянием», – молим мы Бога словами тропаря 8 песни канона.

Великий пост – особый период во всем годовом круге. Со страхом мы задаем вопрос: «Как пройдем мы его? Доживем ли до Пасхи?». Воспоминание не только о смерти, но и о всеобщем Суде напоминает нам о том, что пост – дело не частное, а общецерковное, можно сказать вселенское.

На следующий день наступает Масленица, ее отмечать нам с удовольствием помогают даже далекие от Церкви люди. Но не все из них знают, что с этого времени уже начинается пост – из пищи исключают мясо. Синаксарь так поясняет нам этот запрет: «Пост же на мясо установили в эту неделю, думаю, сокращая пищу и (исключая) объедение ради страха судного дня, а также побуждая нас подавать милостыню ближним. С другой стороны, учредили здесь такой пост потому, что за невоздержание люди были изгнаны из Эдема и подверглись осуждению и проклятию, и еще потому, что в следующую неделю и мы во Адаме, по образу эдемскому, будем изгнаны, пока Христос, придя, не введет нас снова в рай».

На Сырной седмице (иное название Масленицы) в среду и пятницу совершают великопостное богослужение. Во вторник вечером впервые читают молитву преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. В среду и пятницу не совершают Литургию. Мы все ближе подходим к вратам Великого поста, которые откроются через неделю – в Прощеное воскресенье.

С надеждой на радость

В первохристианские времена встречей со Христом в Судный день не пугали. Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20), – восклицает апостол Иоанн Богослов. Не то чтобы первые христиане были безгрешны, просто любовь к Богу и надежда на Его милость были сильны. Прочтем же и мы с надеждой в канун Недели о Страшном суде слова канона: «Всех Судие Боже мой и Господи, да услышу тогда гласа Твоего вожделеннаго, да увижду свет Твой великий, да узрю вселения Твоя, да узрю славу Твою, радуяся во веки» (тропарь 8 песни).

 

***

Евангельское чтение в Неделю о Страшном суде

Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Мф. 25, 31–46

 ***

Из слова перед исповедью в Неделю о Страшном суде

Эта Неделя всегда предваряет Великий пост, напоминая о том, что нас будут судить. Пришлось мне как-то причащать одну старушку, которая рассказала о случае, который был у них в деревне. Во время отпевания умершая женщина вдруг села в гробу. Батюшка с испугу убежал в алтарь, народ бросился к двери и чуть не подавил друг друга от страха. А женщина та говорит:

– Что вы меня боитесь? Я такой же человек, как и вы.

Ее спрашивают:

– Что ты видела? Что тебе было открыто?

Она только отвечала:

– Никого не судите. Нас будут очень строго судить. Никого не судите…

Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1) – это написано в Евангелии. Эту заповедь нужно бы нам стараться исполнять.

Множество заповедей мы, конечно, нарушаем по нашей немощи, связанной с нашим естеством. Допустим, человеку есть хочется, спать хочется. Поел – пост нарушил или съел лишнего. Или поленился что-то сделать, не молился по лености, проспал что-то. Ну, так сказать, куда денешься? Молодость или еще что… А осуждение-то с чем связано? С какой такой потребностью? Есть, спать или пить? Ни с чем ведь!..

Всякий грех, который ты видишь вокруг себя, должен напоминать тебе о твоей греховности. Через это чувство появляется, по милости Божией, и смирение, то есть действительное сознание своих немощей… Так что грехи, которые мы видим у других, для нас могут быть назидательны. Не осудишь других – и сам поучишься. Поучишься, скажем, усердию, которое у них не в ту сторону направлено, но которого у тебя нет.

Протоиерей Валериан Кречетов

 

 

Марина Шмелева
Теги: Страшный суд, покаяние, Великий пост.
Оставить комментарий
Поделиться в: