Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Что происходит на Страстной?

Ненависть, предательство, смерть, сошествие во ад – все самые страшные события умещаются в одну неделю. Неизбежность, горечь запоздалого раскаяния растворяются в светлой, тихой радости и всеобъемлющей надежде на то, что окончательно будут побеждены смерть и грех, что снова умирится Божеское и человеческое, небесное и земное. Более подробно о том, что и каким образом предстоит пережить верующим в «великую», «спасительную», «печальную», «последнюю» неделю, или «Божественный праздник», который заповедовал святить Сам Господь, расскажут наши респонденты – клирики Покровской епархии. 

Как нужно провести Страстную седмицу? Можно ли готовиться к Пасхе и делать домашние дела?

Священник Игорь Сергеев, клирик Свято-Воскресенского храма г. Покровска (Энгельса):

— Страстная седмица – последняя неделя Великого поста. Она ощущается как предпразднство Пасхи. Каждый день в храме звучат отрывки Священного Писания о событиях, предшествующих Воскресению Господа, одновременно и скорбных, и светлых, настраивающих на грядущую пасхальную радость.

Если есть возможность, помолитесь за богослужениями всей Страстной седмицы. Если нет такой возможности, то постарайтесь побывать на службах Великого Четверга и Великой Пятницы. В Четверг мы вспоминаем Тайную вечерю, читаем Страстные Евангелия, а в Пятницу – переживаем смерть, снятие с Креста и положение во гроб Спасителя, совершаем вынос плащаницы и чин погребения. Для христианина это важное молитвенное размышление. Очень благодатна совмещенная и оттого продолжительная служба Великой Субботы. К сожалению, люди редко ее посещают, а ведь на этой службе столько оттенков пасхальной радости, напряженного ожидания искупления, освобождения из ада, оживления душ, обретения пути на небо.

Если из-за работы или учебы совсем нет возможности попасть в храм, то стоит посмотреть в церковном календаре, какие отрывки из Евангелия читают за богослужением, и прочесть их самостоятельно в удобное для себя время. Это поможет быть в одном духе с Церковью Христовой, подготовиться к встрече праздника.

Нет ничего плохого и в том, чтобы подготовиться к Пасхе на бытовом уровне. Праздничное угощение – куличи, пасха – это замечательное дополнение к торжеству, это возможность ощутить его и душой, и телом. Но на Страстной седмице человек не должен находиться перед выбором – заниматься ли домашними делами или помолиться в храме. Время нужно уделить молитве. Мне кажется неправильным стирать занавески в Великий Четверг и печь куличи в Великую Пятницу. И вообще, затевать генеральную уборку на Страстной уже поздно и рискованно – можно переутомиться и вместо благоговейного настроя приобрести раздражение, суетность.

Что можно и что нельзя делать на Страстной седмице?

Пасха с иврита дословно переводится как «прохождение мимо», «избавление от беды». Беда и гибель живет в нашей душе в виде страстей – обидчивости, злопамятности, маловерия, чрезмерного корыстолюбия и привязанности к земным благам, желания иметь больше, чем послал Бог. По слову апостола, нами обладают три страсти: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Борьба с ними в дни Страстной седмицы поможет встретить Пасху с чистым сердцем. Средствами борьбы служат молитва, пост, дела милосердия, участие в таинствах. На Страстной люди стараются причащаться чаще. Однако если человек причащается часто, но не учится хранить благодать Божию, то в духовном совершенствовании он не преуспеет. Каждый дар нужно заслужить, выстрадать трудом над собой.

Нужно побороться за чистоту помыслов, научиться терпению, любви, смирению и другим добродетелям, оставить дурные привычки и черты характера, чтобы не потерять благоговение к святыне и не превратить покаяние в формальность. Человек должен помнить, в чем каялся на последней исповеди, и на следующей дать отчет перед Богом и своей совестью в том, как боролся с недостатками и страстями.

Хорошо и правильно уделить внимание делам милосердия. Помолитесь о ближних, особенно тех, с кем не складываются отношения, с благодарностью принимайте то, что подает Господь, и умейте отдавать, жертвовать. 

Зачем Христос умыл ноги Своим ученикам на Тайной вечере? Почему этот поступок – проявление «глубочайшего смирения»?

Священник Георгий Шматко, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление», с. Безымянное:

— Тайная вечеря была устроена для того, чтобы Господь с учениками мог совершить Пасху – праздничную трапезу в соответствии с иудейским обрядом. Это религиозное действо, для которого очень важно соблюдение определенной последовательности действий: умовения, чтения молитв, вкушения пищи. Большое значение придавали и соблюдению иерархии: кто и какое место занимает за столом. По сути, ветхозаветная пасха была прообразом новозаветной Литургии.

В восточной традиции умовение ног было частью любой трапезы. Человек должен был приступить к ней чистым, а для апостолов в честь празднования Пасхи это тем более было важно. Совершить обряд омовения должен был слуга, но слуг в апостольской общине во главе с Христом не было. И тогда Сам Господь берет на себя эту обязанность – в очередной раз умаляется. Он приходит в мир, принимает человеческий образ, а теперь и прислуживает. Что это, как не проявление глубочайшего смирения? Что это, как не наказ нам – смиряться и служить ближним?

Поступок Христа – это еще и ответ на спор апостолов о том, кто из них больше (см.: Мк. 9, 34-35). Умывая ноги ученикам, Господь дает каждому из них проявить себя. Так, апостол Петр поражается тому, что делает Христос, он говорит: «Господи! Ты ли мои умываешь ноги? Ты ли прикасаешься к ним Своими руками, которыми исцелял и воскрешал?» А вот Иуда, наоборот, укореняется в своем решении, несмотря на то, что Господь омывает ему ноги одному из первых и тем самым показывает, что смиряется даже перед предателем в надежде обратить его к покаянию, отвернуть от страшного греха. 

Нельзя ли было в деле спасения обойтись без предательства и Крестных страданий и смерти Христа? Почему?

Протоиерей Сергий Ясиновский, настоятель храма во имя святого Архангела Михаила с. Питерка:

— О том, что Христу предстоит пострадать за род человеческий, говорится еще в ветхозаветных пророчествах. Пророческие тексты – неотъемлемая часть библейской истории, факт, указывающий, что по-другому искупить грехи невозможно. В Новом Завете мы находим подтверждение этому. На Тайной вечере Иисус говорит Иуде: что делаешь, делай скорее (Ин. 13, 27).

Смысл многих пророчеств нам не дано понять до конца – что-то Господь от нас скрыл, а что-то сказал нам прикровенно. К примеру, Ветхий Завет содержит множество упоминаний о Святой Троице, но без знания Нового Завета это трудно понять. То же самое, повторюсь, касается и Крестных страданий и смерти Господа. Если даже ангелы и бесы удивляются и не могут постичь тайну Боговоплощения, смерти и распятия Господа, то мы тем более. 

Почему раскаяние Иуды – не раскаяние?

Иуда осознанно, по своей воле пошел на предательство. Сын погибели (см.: Ин. 17, 12) – так называет его Господь. К предательству Иуду подтолкнуло разочарование. В апостольской общине он занимался сбором пожертвований и рассчитывал занять высокое положение, когда Христос, как он думал, взойдет на земной трон. Но этому не суждено было случиться – Царство Господа не от мира сего (Ин. 18, 36).

Предав, Иуда впал в разочарование – страшное состояние. Оно наравне с отчаянием и гордостью не позволило ему раскаяться по-настоящему. Вспомним апостола Петра – он ведь тоже предатель. Он трижды при свидетелях отрекся от Господа, но как он повел себя потом? Апостол нашел в себе силы вернуться в общину, где все знали о его проступке, сумел смириться, побороть гордость, стыд. А это очень не просто даже психологически. Когда на берегу озера Тивериадского апостол Петр увидел Христа, он, не раздумывая, бросился в воду и поплыл к Спасителю. Другие же ученики, как пишет апостол Иоанн Богослов, приплыли в лодке,– ибо недалеко были от земли (Ин. 21, 8). Петр поступил так, потому что истинно раскаялся и хотел попросить прощения у Господа. И попросил. И Христос простил его, трижды спросив: Любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 15). А Иуда так не поступил. 

Почему любовь народа к Христу внезапно сменилась страшной ненавистью?

Протоиерей Александр Писларь, благочинный Краснокутского округа, настоятель Свято-Троицкого храма г. Красный Кут:

— У иудеев сформировалось представление о Мессии как о царе, который бы освободил их от римского владычества. Христос не был политическим деятелем и не собирался становиться царем здесь, на земле. Ожидания иудеев не оправдались. Когда Христос оказывается в положении жертвы, как обыкновенный человек претерпевает заключение под стражу, истязания и суд, даже ученики впадают в смущение. Что и говорить о тех, кто не был близок ко Христу и имел ложные представления о Мессии.

Согласно Евангельскому повествованию, народ переживает три состояния. Сначала – во время входа в Иерусалим – Христу воздают почести, Его славят. Потом – на суде у Пилата – по наущению книжников и фарисеев Его требуют распять. Ожесточенная толпа в честь праздника Пасхи просит отпустить Варраву – бунтовщика и убийцу, и даже не успокаивается после того, как Пилат приказывает истязать Иисуса, думая, что это остановит народ. Но этого не происходит. Даже на Голгофе люди продолжают глумиться над Господом, говоря: других спасал, а Себя не может спасти (Мк. 15, 31). Перемена случается только после сопровождающих смерть Христа знамений – землетрясения, разрыва завесы в храме, воскресения мертвых. Люди уходят с Голгофы, бия себя в грудь (Лк. 23, 48), раскаиваясь и сожалея о ненависти и жестокости, которую они проявили, но уже слишком поздно. 

Почему Господь сошел в ад, а не отправился в рай?

Сошествие Господа во ад – одна из центральных тем в христологии. Она находит отражение в иконописи. В соответствии с древней традицией на иконе Воскресения Христова изображено сошествие во ад, но на самом деле это исхождение из ада. Мы видим, что Господь выводит наших прародителей – праотца Адама и праматерь Еву, видим под Его ногами мрак преисподней, разрушенный ад – сломанные ворота, замки и цепи.

Смерть и Воскресение Христа, Его победа над адом прочно закрепились в богослужебных текстах. В песнопениях Октоиха красной нитью проходит мысль о победе Христа над адом, смертью и диаволом, об «упразднении» его державы и избавлении людей силой воскресшего Спасителя. Вот несколько примеров: «Твоим вседетельным схождением ад, Христе, поруганный / изблева вся, яже древле лестию умерщвленныя…» (Твоим, Творец всего, сошествием осмеяннный, / ад изверг всех, / некогда обманом умерщвленных), и «…сошед Благоутробне с душею во ад, души вечных уз разрешил еси, и с Собою Щедре совоскресил еси» (…сойдя вместе с душой во ад, о, Милосердный, Ты освободил души от вечных уз и воскресил, о, Благой, вместе с Собою.)

Кроме того, схождение Христа во ад – это еще и проповедь о Воскресении всему ветхозаветному человечеству, жившему на земле до пришествия в мир Спасителя. В творениях святых отцов мы найдем множество рассуждений о том, кого же Господь освободил от уз смерти. Одни говорят, что освобождены были ветхозаветные праведники, другие – что и грешники, и праведники, третьи также утверждают, что свобода дарована абсолютно всем, но только не все ее принимают. Именно это мнение наиболее распространено и довольно подробно рассмотрено в книге «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина.

 

Дарья Хохлова
Теги: Страстная седмица, события Страстной седмицы, Тайная вечеря, Крестные страдания, сошествие во ад, предательство Христа.
Оставить комментарий
Поделиться в: