По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Иверская на Покровской земле

Никакими словами не объяснить, как далекие святыни стирают границы времени, пространства, становятся по-настоящему близкими, дорогими, наполняют жизнь светом радости, надежды, делая невозможное возможным. Иверская икона Божией Матери, чей праздник совершают во вторник Светлой седмицы, проделала длинный и долгий путь в Россию, но не к сердцу русского человека. В нем она как будто была всегда. Почему так произошло и какие Иверские образы есть рядом с нами, в нашей епархии, рассказывает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий. 

– Владыка, Иверская икона очень известна и все же – что бы Вы рассказали человеку, который ничего о ней не знает?

– Прежде всего, я бы сказал, что это удивительный древний афонский образ Божией Матери. Он прославился как своей историей, так и бесчисленными чудесами, которые по молитвам перед ним были и, уверен, еще будут явлены.

Иверская икона Божией Матери была написана задолго до распространения в Византийской империи ереси иконоборчества, а утрачена и одновременно спасена в период, когда почитание святых образов уже стали считать преступлением, идолопоклонством, то есть в VIII-IX веке. В то время икона принадлежала одной благочестивой вдове из города Никеи. Чудесным образом эта женщина смогла защитить святыню от поругания – в ночь, когда воины-еретики пришли за иконой, она тайно вынесла ее из дома и опустила в море. Единственное, от чего вдовица не смогла защитить образ, так это от гнева святотатцев – один из воинов копьем пронзил лик Божией Матери. Из образовавшейся на иконе отметины, как из раны, потекла кровь. Но именно эта отметина и сделала образ узнаваемым. Когда спустя два столетия он явился в море у берегов Афона, неподалеку от Иверского, или грузинского монастыря, в огненном столпе, братия сразу поняла, что за святыня перед ними. По преданию, об иконе с пронзенным ликом святогорцы знали от сына никейской вдовы, который стал афонским монахом.

Явленную икону долго не удавалось вынеси из моря на берег. Только после молитвы Сама Божия Матерь явилась одному подвижнику – старцу Гавриилу – и разрешила взять образ и доставить его в обитель. На том месте, где старец ступил на землю, забил родник. Родник существует до сегодняшнего дня. Он свидетельствует о чуде и притом сам является чудом – в нем чистая, пресная и очень вкусная вода. Над родником построена небольшая часовня, к которой стекаются паломники со всего мира. Я тоже в ней побывал во время первой поездки на Афон в 1998 году.

– Образ явился на Афоне, в грузинском монастыре, но особое почитание, любовь приобрел в России. Почему?

Потому что молитва перед ним часто бывает услышана. Иверскую икону в нашей стране полюбили с того момента, как узнали о ней. Произошло это в XVII веке, когда Россия укрепляла связи с греческим миром вообще и с Афоном в частности. Святая Гора была знаменита древними монастырями и традициями церковной жизни, а кроме того являлась оплотом просвещенности. Большинство образованных монахов, например, таких как преподобный Максим Грек, который прославился строгим аскетическим житием и литературным подвигом, прибыли в Россию именно с Афона. Благодаря им русские люди, да и вся Русская Церковь открывала для себя глубину многовековой духовной жизни Православного Востока, его уникальные святыни. Конечно же, благочестивым людям хотелось иметь копии этих святынь, в том числе и Иверской иконы. Один из списков образа в столицу доставили при царе Алексее Михайловиче в 1648 году, а позже на Валдае основали Иверский мужской монастырь. Сделал это Патриарх Никон, он же привез туда новый афонский список.

Со временем в Москве появилась еще одна копия иконы, заказанная на Афоне. Ее установили у Воскресенских ворот Китай-города, через которые совершались торжественные въезды русских царей и иностранных послов. В советское время, в 1930-х годах, ворота разобрали для создания новых проездов и проведения парадных расчетов на Красной площади, а восстановили их вместе с Иверской часовней, где хранилась икона, как исторический памятник только в 1995 году. Тогда же привезли новый список святого образа. Это было очень торжественное событие, в котором я, будучи мирянином, принимал участие. Воспоминания остались самые радостные. Помню, как вместе со знакомыми отправились в Елоховский собор, как стояли в огромной очереди к иконе, как пели тропари, акафист, молитвы, как шли крестным ходом с иконой на Красную площадь, как десятки тысяч людей собрались, чтобы встретить известную святыню. Удивительное время было, время духовного подъема.

– Согласно преданию об иконе, Пресвятая Богородица сказала братии: «Не желаю быть охраняема вами, но хочу быть вашею Хранительницею», а Ее святой образ получил второе название – Портаитисса, что в переводе с греческого значит Вратарница. Скажите, помощь через икону приходит в каких-то исключительных случаях?

– Конечно, нет. К Богу, Божией Матери, святым нужно обращаться в любой ситуации – и в горе, и в радости. Второе название Иверской – Портаитисса, или Вратарница – отсылает к тому факту, что образ после явления «не желал» находиться в кафоликоне – главном храме монастыря и постоянно оказывался на порте – центральных воротах обители. Попытки вернуть икону в храм прекратились только после того, как игумену явилась Божия Матерь и сказала, что хочет быть Заступницей монастыря. Это, действительно, не случайно. Времена были неспокойные – братии требовалось не только обеспечение молитвенного предстояния, но и безопасности. Поэтому афонские монастыри, как и большинство средневековых, представляют собой крепости. Однако защищают не столько стены, сколько заступничество свыше.

Что касается помощи, которую получают верующие благодаря молитве перед чудотворным образом, то она бывает разной. Об этом свидетельствуют многочисленные приношения, которыми украшена афонская икона. Наградные священнические кресты, архиерейские панагии, старинные византийские монеты, воинские медали, дорогие портсигары – все это видимое выражение благодарности Матери Божией за явленное чудо.

На иконе также можно увидеть небольшие золотые или серебряные медальоны с изображением какой-либо части тела. По одной из греческих традиций, эти медальоны тоже принято оставлять в знак благодарности. Допустим, если человек по молитвам Пречистой Деве исцелился от слепоты, то на медальоне будет изображен глаз. А если ребенок – значит, в семье родилось долгожданное чадо. В нашей стране, в столице, тоже есть традиция, появившаяся благодаря этому образу. Раньше жители и гости Москвы начинали какое-либо важное дело с поклонения Иверской иконе, что находится на Воскресенских воротах. Сегодня эту традицию верующие возрождают.

– В нашей епархии есть несколько Иверских икон. Расскажите, пожалуйста, о той, что находится в Свято-Троицком кафедральном соборе Покровска.

В Екатерининском приделе нашего собора находится образ, написанный на Афоне в конце XIX — начале XX века. Это очень интересный период в истории отношений Русской Православной Церкви и Афона. Это время расцвета русского монашества на Святой Горе. В XIX веке существующий там уже несколько столетий русский монастырь во имя великомученика и целителя Пантелеимона получил практически второе рождение – наполнился огромным количеством русских монахов. В предреволюционные годы и на момент революции 1917-го, по подсчетам историков, более половины афонских насельников составляли русские.

В русской обители действовала типография, иконописная мастерская. В ней заказывали списки чудотворных икон Афона для храмов России. Это было своего рода приношением Отечеству и Церкви, просвещением страны и народа. Примечательно, что там же сложился целый иконописный стиль – русско-афонский. В нем было написано множество икон и, несмотря на сложный и страшный для нашей Церкви ХХ век, некоторые из них уцелели и до сих пор хранятся в храмах и нашей епархии, и Саратовской. У нас в соборе – это Иверская икона Божией Матери, икона великомученика и целителя Пантелеимона. А в Свято-Покровском храме – икона Божией Матери «Избавительница». Это иконы очень высокого качества и тонкого письма, кроме того, сейчас они обладают исторической ценностью.

– Еще одна Иверская икона есть в храме во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в Мокроусе. Что Вы можете сказать о ней?

– Эта замечательная икона появилась в храме четыре года назад по моему благословению и тщанием настоятеля протоиерея Евгения Клементьева и прихожан. Верующие – местные жители, фермеры – собрали средства, после чего мы заказали образ у насельников Никольского скита Буразери на Афоне. Получилась очень красивая, интересная икона – византийское письмо на многих производит впечатление. Прихожане ее очень любят.

В нашей епархии есть и храмы, посвященные Иверской иконе Божией Матери. Один из них – современный – находится в глухой степи, в селе Солянка Озинского района, в 360 километрах от кафедрального центра, практически на границе с Казахстаном. Храм для своих земляков, родных и близких, для того, чтобы они приходили к вере, Богу, построил выходец из этого села. Я освящал этот храм, видел, насколько тяжелы условия жизни в Солянке – в селе нет питьевой воды, ее приходится покупать – и, тем не менее, церковная жизнь здесь потихоньку укореняется – люди регулярно участвуют в богослужении, молятся, приводят детей в воскресную школу.

Второй храм – домовый – находится в здании марксовской специальной школы закрытого типа. В ней учатся дети и подростки из неблагополучных семей, с трудным прошлым и настоящим, но мы с батюшками, с настоятелем, насколько можем, стараемся им помочь.

– Во вторник Светлой седмицы духовенство и миряне нашей епархии встречают новую Иверскую икону. Что это за икона? В чем ее уникальность?

– В максимальной приближенности к оригиналу – образу, который хранится на Афоне. Икону написали в мастерской «Лик», а украшали ее басменным окладом и камнями специалисты из Москвы. Особенность, на мой взгляд, состоит в том, что образ украшен в соответствии с традицией Православного Востока. Мы привыкли видеть иконы в ризах, покрывающих практически все изображение, но раньше их обивали басмой – тонкими металлическими пластинами с мелким тисненым узором. Пластины могли быть золотыми или серебряными, сегодня в основном используют медные. Как правило, басмой покрывают фон. Наша икона будет украшена также. 

 

Дарья Хохлова
Теги: Иверская икона Божией Матери, Светлая седмица, Афон, Покровск.
Оставить комментарий
Поделиться в: