Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

От «Осанна!» до «Распни!»

Приближаются праздник Входа Господня в Иерусалим и великие дни Страстной седмицы

Следуя по пути Великого поста, мы приближаемся к его кульминации — великим и страшным дням Страстной седмицы и Светлому Христову Воскресению. Об этом приближении говорят нам богослужебные тексты, его предчувствует наше сердце. Но перед тем, как мысленно последовать за Господом в Гефсиманию и на Голгофу, нам предстоит отметить Вход Господень в Иерусалим.

Этот праздник, наверное, самый трагичный из всех праздников Православной Церкви. Он не только говорит нам о священных событиях, но еще и обличает страшную изменчивость человеческого сердца. Господь знал, как непостоянен народ и как переменчива толпа, — не пройдет и недели, как возгласы «Осанна Сыну Давидову!» сменятся воплями «Возьми, возьми, распни Его!», и эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его.

Христос входит в Иерусалим накануне еврейской Пасхи. Как отмечает святитель Амвросий Медиоланский: «Это был десятый день месяца, в который избирался агнец пасхальный, которого израильтяне заколали в четырнадцатый день месяца. Следовательно, Христос, истинный Агнец, Который должен был принять Распятие в пяток, вошел в Иерусалим в тот день, в который избирался преобразовательный агнец».

Все апостолы давно уже ждали того момента, когда их Учитель придет в Иерусалим, чтобы там прославиться как земной царь. И вот теперь им кажется, что этот момент уже наступает, что Христос входит в Иерусалим с Царскою славою именно для того, чтобы принять Престол и воцариться. Потому они так ликуют: «Осанна, благословен Грядый во Имя Господне». Велик и восторг народа. Настолько велик, что люди постилают свои одежды на пути, по которому едет Спаситель, срезают ветви финиковых пальм и других деревьев, устилая ими Его путь. Они несут эти ветви в руках как знамение торжества и празднования, не понимая, что становятся свидетелями великих и страшных дней, не земного, а небесного торжества. Здесь, в Иерусалиме, должно совершиться самое страшное в истории человечества злодеяние — Богоубийство. И величайший подвиг: вольные страдания, распятие Христа и искупление Им человечества.

Ученики, жители города, все евреи, прибывшие в Иерусалим на праздник Пасхи, ждут славы, политического триумфа, которого Господь, по их мнению, уже добился множеством совершенных чудес. И не знают, что настоящая победа невозможна без Креста, причем добровольного. Так же, как невозможно по-настоящему встретить Пасху, сердцем поверить в чудо Воскресения, не помолившись во время удивительных богослужений Страстной, не ужаснувшись величию Христовой крестной жертвы.

Марина Шмелева


Оставить комментарий
Поделиться в: