По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Истина на экране

Раз в неделю один из классов техникума превращается в кинозал. Только здесь не гасят свет, не предлагают попкорн, напитки и легкие, популярные фильмы. Раз в неделю здесь проходит студенческий киноклуб. Раз в неделю священнослужитель встречается с его участниками, чтобы снова и снова показать: между евангельскими истинами и общечеловеческими нормами нет разницы. Наш батюшка понимает: ребятам нужно так много рассказать… И потому за помощью он обращается к живому и выразительному языку кино, попутно размышляя, почему и что именно лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наш батюшка — это магистр теологии, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска протоиерей Александр Милованов.

– Отец Александр, как возникла идея создать киноклуб, ориентированный на студенческую молодежь, преимущественно светскую?

– Три года назад меня пригласили в Новоузенский агротехнологический техникум в качестве педагога дополнительного образования. Мне предложили проводить занятия, на которых бы речь шла о нравственности, морали, каких-то общечеловеческих вещах, необходимых для воспитания личности.

В принципе, любой священник, как, впрочем, и любой христианин, должен призывать ближних руководствоваться высокими моральными принципами, стремиться развивать душевные и духовные качества и, конечно, должен сам их демонстрировать. Но иногда говорить об этических нормах напрямую бывает сложно, и потому я обратился к опыту организаторов Международного православного кинофестиваля «Встреча» во главе с монахиней Софией (Ищенко). На этом фестивале ежегодно представляют фильмы, рассказывающие о христианских ценностях, христианской эстетике. По благословению нашего Владыки – Епископа Пахомия – мне посчастливилось принять участие в фестивале в роли помощника членов жюри. Это событие и подтолкнуло к поиску материалов для дальнейшей самостоятельной работы – к созданию студенческого киноклуба и курса под названием «Духовно-нравственный потенциал современного некоммерческого кино».

– Вы сказали, что с помощью кино говорите с аудиторией о нравственности, морали и прочих качествах, которые делают человека человеком. А как это работает на деле?

Кино как синтез искусств — многогранно и разнообразно, и потому действительно может рассказать о чем угодно наглядным, выразительным языком. В фильме может назидать всё – не только сама идея, но и ее воплощение. Иногда именно подача этой идеи через качественную картинку, музыкальное сопровождение, диалоги и образы персонажей позволяет ненавязчиво раскрыть ее. Это очень важно, ведь подростки, молодые люди воспринимают поучения и советы, даже в мягкой форме, как вторжение в личное пространство, как морализаторство. Это отталкивает. А кино тем и хорошо, что помогает говорить о серьезных, непростых для понимания вещах опосредованно. На примерах третьих лиц – героев фильмов – мы разбираем ситуации, в которые они попадают, размышляем, как стоило бы в них поступить. Это своего рода проекция. Один человек смотрит на поведение другого и в той или иной степени отождествляет себя с ним, анализирует свои действия, делает свой выбор.

Мне нравится, что опыт работы студенческого киноклуба можно транслировать не только на молодежь, но и на людей разных возрастов и разных убеждений, в том числе и религиозных. На самом первом занятии мы со студентами посмотрели фильм «Чем люди живы?», снятый по мотивам одноименного произведения Льва Николаевича Толстого. Наш разговор начался с рассказа о величайшем русском классике, его судьбе, взглядах на жизнь, которые были сформированы под влиянием христианства, лучших образцах творчества, которые он создал в период верности Православной Церкви. Да, этот фильм пронизан религиозными мотивами, но ведь они как раз и учат общечеловеческим вещам – любви, уважению к окружающим, умению сострадать, терпению, доброте.

Еще немаловажен тот факт, что большинство короткометражных фильмов помогает выйти на культурологический аспект воспитания зрителей. В процессе обсуждения фильма можно поговорить о творчестве писателя, о классической литературе, как в случае с фильмом «Чем люди живы?». А если, к примеру, взять мультфильм все по тому же рассказу Толстого, где использована музыка Модеста Петровича Мусоргского, то можно охватить и творчество композитора, и русскую музыку вообще. На мой взгляд, очень важно, чтобы человек при просмотре смог не только постичь какие-то истины, но и просто смог соприкоснуться с чем-то прекрасным, узнать что-нибудь новое.

– Вы поделитесь с нашими читателями названиями таких фильмов, что помогут и о вечном, непреходящем поразмышлять, и в себя заглянуть, и прекрасное познать?

Да, назову несколько фильмов. «Гость» (2013 год, режиссер Георгий Татонов). Этот фильм снят по мотивам одноименного рассказа из сборника «Тот, кто убил лань» абхазского писателя Михаила Лакербая. Картина повествует о национальных обычаях и традициях народов Кавказа, на фоне которых разворачиваются трагические события. Отец теряет единственного сына, но вместо того, чтобы отомстить убийце, покарать его, ответить насилием на насилие, находит в себе силы простить того, кто принес горе в его семью. Фильм определенно стоит посмотреть, чтобы понять, как любовь, прощение и смирение в евангельском представлении находят отражение в жизни.

«Чем люди живы?» (2008 год, режиссер Александр Кушнир). В основу экранизации легло одноименное произведение Льва Николаевича Толстого, повествующее о настоящей человеческой доброте, сострадании и милосердии. Под видом нищего Господь посылает в семью бедного сапожника ангела, чтобы тот выяснил, чем наполнены сердца людей, чем они живы. Исполнив христианский долг, не отвернувшись от человека, оказавшегося в нужде, семья обретает благословение Божие.

 «Пробуждение» (2014 год, режиссер Константин Тищенко). Киноработа посвящена проблемам совести и нравственного выбора. Каждый день мы думаем, как поступить в той или иной ситуации, прислушиваемся к тому, что подсказывает внутренний голос, сердце. В этом фильме главный герой – молодой, успешный, но циничный адвокат – на загородной трассе сбивает парня. По дороге в больницу между ними вспыхивает конфликт. Адвокат желает выпутаться из ситуации с выгодой для себя и отказывается признавать свою вину, за что пострадавший парень обличает его. Но, как выясняется в конце, конфликт происходил не в машине, а в голове виновника аварии. Стоит обратить внимание, что в фильме прослеживаются христианские мотивы, хоть и занимают от силы десять секунд экранного времени. К диалогу с совестью главного героя подталкивает услышанная по радио библейская цитата: И приидите, и истяжимся, глаголет Господь. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю; аще же будут яко червленое, яко вóлну убелю (Ис. 1,18).

«Город маленьких ангелов» (2011 год, документальный фильм телеканала Russia Today). Очень тяжелый фильм, возвращающий к страшным дням захвата школы в Беслане в сентябре 2004 года. В нем внимание сосредоточено не столько на боли людей, сколько на вопросе нашей восприимчивости к горю окружающих. Умеем ли мы сочувствовать, сопереживать? Понимаем ли мы ценность мира, жизни? Сможем ли мы проявить стойкость характера в подобной ситуации? Готовы ли мы на самопожертвование? Думаю, этот фильм поможет если не найти, то приблизиться к ответам на эти вопросы.

«Меня это не касается» (2013 год, фильм протоиерея Александра Новопашина). Несмотря на то, что съемки проходили под руководством священника и при участии активистов православного молодежного общества, фильм не имеет церковной направленности. Его создатели просто и без прикрас показывают, как наркотики ломают судьбы и семьи. Причем показывают с разных сторон, разных точек зрения – наркоманов, родителей, распространителей, сотрудников правоохранительных органов. Также примечательно, что жертвы изначально далеки от этой беды и не думают, что она может ворваться в их жизнь. Они живут так, словно их это не касается.

– Отец Александр, сложные, вечные вопросы Вы обсуждаете с молодежью – публикой взыскательной и требовательной, со своим мнением по любому поводу. Легко ли Вам строить отношения с ребятами, получается ли объяснять им то, что хотите?

– У моей аудитории на самом деле много особенностей. И одна из них, которую стоит выделить, – оторванность от православной культуры в целом. В киноклуб приходит до 25-27 ребят, и большинство из них не то что не посещают храм, но и даже христианство не исповедуют. Конечно, им так просто не расскажешь о Христе, Его учении, Его Церкви.

Кроме того, к преподавателю-священнику заранее относятся предвзято. Многие думают, что ты постараешься повлиять на религиозное самоопределение ребят. Это не так. Я всегда акцентирую внимание на том, что занятия киноклуба носят исключительно культурологический характер. Мы говорим о Рождестве, Крещении, Пасхе и других больших христианских праздниках, потому что это часть культуры нашей страны. Но опять же, если мы говорим, допустим, о Рождестве, мы обязательно знакомимся с евангельским повествованием о событии, с шедеврами живописи, на которых Рождество запечатлели  художники с мировым именем – Джотто, Боттичелли, Блейк, потом обращаемся к иконографии, сравниваем, как пришествие в мир Спасителя изображено в русской и, например, коптской иконописной традиции.

Если мы обсуждаем какую-то острую, значимую социальную проблему, такую как наркомания или смертность на дорогах, то я выражаю отношение разных конфессий к этим явлениям, в том числе и Русской Православной Церкви. Можно ли считать это попыткой навязать свои убеждения? Не думаю. Это, скорее, попытка расширить кругозор студентов, помочь им стать всесторонне развитыми людьми, познать культуру и историю, как мировую, так и отечественную.

– Самим ребятам интересны темы, затронутые в фильмах? Они делятся с Вами впечатлениями во время обсуждения кинокартин?

– Буду честен: оживленные дискуссии по поводу предложенного материала случаются не так часто, как мне хотелось бы. И одна из причин – возраст студентов. Я работаю с первокурсниками – ребятами, которые приехали из разных населенных пунктов, в основном из сел, и попали в новую непривычную обстановку, незнакомое общество, где они чувствуют себя неуверенно, остерегаются сделать или сказать что-нибудь не то и предстать в не лучшем свете. Ребята не готовы раскрываться. Это понятно, поэтому я помогаю им подвести итоги наших занятий – задаю вопросы и предлагаю возможные ответы. Порой они со мной соглашаются, порой нет. В этом нет ничего плохого.

Никогда не нужно ждать мгновенных результатов. Нужно искать общий язык, стремиться к диалогу от сердца к сердцу и помнить, что доброе слово в любом случае принесет пользу. И тебе самому, потому что молодежь живая, непосредственная, интересная, общение с ней заряжает, учит чему-то новому, и студентам. Ведь чем больше различных точек зрений, путей мышления показать, тем больше вероятность, что рано или поздно человек придет к истине.

– Батюшка, получается, что подбор фильма для занятия – сложный процесс. Вам нужно учитывать смысловое наполнение картины, хронометраж и самое главное – вкус, интересы зрителей, а они, как Вы говорили, стесняются делиться мнением. Как же Вы находите хорошие по всем критериям фильмы?

При подборе действительно нужно учитывать множество факторов. Еженедельное занятие длится около часа, поэтому нужен содержательный фильм минут на 20-30, чтобы потом осталось время на обсуждение. Определиться с тематикой во многом помогает годовой календарно-тематический план воспитательной работы. Он предоставляет широкий спектр тем, в соответствии с которыми я и подбираю соответствующие картины. Каждый месяц наполнен как церковными, так и светскими праздниками и другими важными памятными датами. Все они в равной степени заслуживают внимания. Поэтому, например, в апреле можно обсуждать как Пасху, так и аварию на Чернобыльской АЭС, в мае – День Победы и День славянской письменности и культуры и так далее. Поводов для разговора с молодежью на самом деле очень много.

Что касается выбора конкретного фильма на определенную тему, то я руководствуюсь личными впечатлениями. Фильм должен быть качественно сделан, должен быть интересным, с глубоким смыслом, хорошей идеей, значимой для всех людей вне зависимости от убеждений и вероисповедания, но при этом он не должен быть нарочито нравоучительным. Фильм должен быть неоднозначным, вызывать спорные чувства, но не должен показывать зло с привлекательной стороны. И, наконец, фильм должен вызывать желание осмыслить и обсудить представленную тему.

Дарья Хохлова
Теги: киноклуб, православное кино, евангельские истины.
Оставить комментарий
Поделиться в: