Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Исповедник истины о Христе

Преподобный Максим Исповедник занимает одно из самых почетных мест в сонме святых отцов первых веков христианства. В один из сложнейших периодов истории Церкви, когда ересь монофелитства могла просто уничтожить Православие, он мужественно встал на защиту истинной веры, стяжав мученический венец. Память угодника Божия Церковь празднует 26 августа.

Размышляя о спасении

Будущего святого Господь наделил выдающимся умом и способностями к высоким философским размышлениям. Потому еще в начале жизненного пути преподобный Максим избрал карьеру политика. Император Ираклий даже поставил его своим первым секретарем. Однако слава, власть и богатство не угасили в молодом политике желание служить Богу. Вскоре он, оставив должность и мирские почести, стал монахом Хрисопольской обители Богородицы.

Еще с юности преподобный готовил себя к духовной брани. Размышление над Священным Писанием и изучение творений отцов Церкви помогли ему с легкостью вступить на иноческий путь и быстро взойти по лестнице добродетелей. В уединенной келье преподобный Максим размышлял о великой тайне нашего спасения: «Слово Божие, направляемое бесконечной любовью к людям, снизошло до единения c нашей природой, отделенной от Бога и расколотой в себе самой нашим самолюбием, снизошло, чтобы восстановить в ней целостность, чтобы среди людей воцарился гармоничный союз братского милосердия и чтобы людям открылся путь единения c Богом, ибо Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16)».

После десяти лет безмолвия подвижник вместе c учеником Анастасием перебрался в монастырь святого Георгия в Кизике. Но в 626 году из-за наступления персов и аваров на Константинополь монахам пришлось покинуть обитель. После нескольких лет скитаний святой поселился в Карфагене, где стал духовным учеником святителя Софрония – богослова, знатока монашеских традиций и непримиримого противника монофелитской ереси.

Одно Лицо, но две воли

В то время Византия была на грани катастрофы из-за персидских набегов. Император Ираклий направлял все усилия на сохранение империи. Желая восстановить христианское единство и предотвратить переход монофизитов на сторону персов или арабов, правитель поручил патриарху Сергию найти догматическую формулу, способную удовлетворить монофизитов. Патриарх предложил учение, согласно которому человеческая природа Христа оставалась пассивной и нейтральной, так как ее собственное естество было поглощено энергией Слова Божия. Уния была подписана.

Тогда святитель Софроний, единственный, подал голос в защиту двух природ Христа. После долгих и безрезультатных дискуссий ему запретили дебаты о природах и энергиях. Но народ принимал его как защитника Православия, он был избран патриархом Иерусалимским. Сразу после интронизации святитель опубликовал послание, в котором указал, что каждая природа наделена собственной энергией и Христос имеет одно Лицо, но две природы и, соответственно, две энергии.

Преподобный Максим вступил в догматическую борьбу в поддержку духовного отца. Сначала он в письмах объяснял: «Христос по-человечески совершает то, что есть Божественное (совершая чудеса) и по-Божественному – то, что есть человеческое (Животворящие Страсти)». Когда в 638 году Ираклий издал эдикт, предписывающий исповедовать единую волю во Христе (то есть монофелитство), святому пришлось оставить уединение и публично проповедовать истину. Исповедник доказывал, что Слово Божие, имея любовь и бесконечное уважение к Своему творению, восприняло человеческую природу во всей ее целостности, никак не умалив ее свободу.

Следующий император Констант II и вовсе издал Типос, запрещая дискутировать о двух природах и двух волях. Так начались преследования и гонения на православных, в особенности на монахов и сторонников преподобного Максима.

В страдании за истину

В Риме исповедник встретился с новым папой Мартином I, который поддерживал правую веру. По его инициативе в 649 году был созван Латеранский Собор, осудивший монофелитство и отменивший императорский эдикт. Раздраженный правитель приказал судить папу как преступника. После публичного оскорбления его сослали в Херсонес, где он и скончался.

Преподобного Максима также арестовали вместе с двумя учениками. После нескольких месяцев тюрьмы он предстал перед судом по обвинению в выступлении против императорской власти и пособничестве арабам. Затем его осудили за то, что он своим учением вносит раскол в Церковь.

После шести лет заточения святой вновь предстал на суде перед Константинопольским патриархом и его синодом. На вопрос: «Так к какой Церкви ты принадлежишь: Константинопольской? Римской? Антиохийской? Александрийской? Иерусалимской? Ибо видишь – все они едины c нами», исповедник отвечал: «Кафолическая Церковь есть правое и спасительное исповедание веры в Бога всяческих». В ответ на угрозу смертной казни он сказал: «Пусть исполнится то, что прежде всякого века определено обо мне Богом и принесет Ему славу, определенную прежде всякого века».

Члены церковного синода и городской префект определили святому Максиму и его ученикам в качестве наказания бичевание и отсечение органов исповедания – языка и правой руки. Всех в крови, святых провели по городским улицам, а затем отправили в заточение на Кавказ.

26 августа 662 года в возрасте 82 лет в крепости Схимар преподобный Максим отошел ко Господу, Которого он так любил и страданиям Которого подражал своим мученичеством. По преданию, над его гробницей каждую ночь сами собой зажигались три лампады. Святая десница преподобного Максима находится в монастыре святого Павла на Афоне.

 Мудрые мысли преподобного Максима

Старайся, сколько можешь, любить всякого человека. Если же <…> не можешь, то по крайней мере не ненавидь никого.

***

Всякого человека любить должно, упование же возлагать на одного Бога.

***

Истинные други Христовы всех любят искренно, но не всеми бывают любимы.

***

Удобнее грешить мыслью, нежели делом.

***

Не примеряй себя к слабейшим из людей, а лучше расширяй себя в меру заповеди о любви. Примеряясь к людям, впадешь в пропасть высокомерия; а расширяя себя в меру любви, достигнешь высоты смиренномудрия.

***

Тот любит всех человеков, кто не любит ничего человеческого.

***

Отрекшийся от вещей мирских, как то: жены, имения и проч., соделал монахом человека внешнего, а еще не внутреннего <…> Внешнего человека легко сделать монахом, <…> но не мал подвиг сделать монахом внутреннего человека.

***

Надо не хулить верования других людей, а утверждать собственное, и не писать против веры или исповедания, кажущихся нехорошими, но – в защиту истины.

***

Почему Бог не сделал нас такими, чтобы мы, даже если бы захотели, не могли согрешить? Это <…> не что иное, как сказать: почему Он не сделал нас безумными и бессловесными? Ибо привести нас к добродетели принудительно – значит не оставить нам самим по себе никакой самостоятельности и не позволить нашему естеству быть разумным, т.е. иметь разумную душу. Ведь отними у нас свободу воли, и мы уже не образ Божий, и не словесная и разумная душа, и наша природа воистину растлится, перестав быть тем, чем ей надлежит быть.

***

Смирение и злострадание (телесные лишения) освобождают человека от всякого греха; потому что то отсекает страсти душевные, а это – телесные. Так поступал блаженный Давид, как видно из следующей молитвы его к Богу: «виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя».

***

Искушения бывают двух родов: один род – приятный, а другой – болезненный, один – добровольный, а другой – невольный. Первый из них есть родитель греха, а потому мы должны молиться, чтобы не подвергаться ему… А второй род, наказывая грехолюбие наведением невольных страданий, является карателем греха. Если кто претерпит такое [искушение] и если он не будет пригвожден гвоздями порока, то услышит великого апостола Иакова, явственно взывающего: С великою радостью принимайте; братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие (Иак. 1, 2-4).

 

Татьяна Уютова
Теги: жития святых.
Поделиться в: