Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Достойно есть блажити Тя, Богородицу»

Международный мужской хор записал диск православных гимнов Пречистой Владычице

Принесение Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» в Саратов сопровождалось уникальным музыкальным проектом, собравшим певчих из пяти стран. Успенским постом сводный мужской хор под управлением регента Троицкого подворья в Москве Владимира Горбика записал в саратовском Никольском монастыре диск песнопений «Честнейшую Херувим» и дал 22 августа большой сольный концерт, собра­вший абсолютный аншлаг в Консерватории имени Л. В. Собинова. Что стоит за этим начинанием, откуда в сводный хор попали миллионеры и врачи из США и чем в Саратове занимались непоющие визитеры из-за океана, разбирался корреспондент «Журнала Московской Патриархии».

День первый. Судьба барабанщика

Постпразднество Преображения Господня, Иоанно-Богословский домовый храм Саратовской семинарии. За окном разливается августовская поволжская теплынь, а внутри обстановку накаляет требовательный взгляд регента Владимира Горбика. Справа от него и чуть позади — главный помощник в этом проекте. Это Екатерина Лукьянова, тоже профессиональный регент, выпестовавшая за годы своего служения в США три полноценных церковных хоровых коллектива и отправившая их в самостоятельное плавание. Последнее время Екатерина сосредоточилась на деятельности Русско-Американского музыкального института имени Патриарха Тихона. Сразу после создания этой некоммерческой организации работала там исполнительным директором, сейчас занимается в основном вопросами развития и репертуарной политики. Именно Екатерина, свободно ориентирующаяся в богатейшей палитре посвященных Богородице и рассчитанных на большой поющий состав хоровых концертов, отбирала песнопения для будущего диска. Сейчас она в синхронном режиме переводит на английский важные указания регента. Иначе вся работа насмарку: кроме 36 хористов из Москвы, Санкт-Петербурга и Саратова на волжские берега приехала дюжина певчих из США, по три серба и австралийца и двое канадцев.

Состав не просто отборный — можно сказать, просеянный через мельчайшее сито придирчивых требований и условий. Непременным условием — даже не включения в проект, а просто рассмотрения заявки — была индивидуальная сдача партий по скайпу. Каждый из прошедших этот отборочный этап получил на свою почту не только партитуры всех песнопений (а это программа большого концерта на два отделения — около полутора часов чистого звучания), но и аудиофайлы с треками своей партии для разучивания. Гордостью и подлинным золотым фондом такой скрупулезной подготовки стала дюжина басов-октавистов, поражавшая мягкими бархатными низами как занявших все мыслимые и немыслимые проходы в зале Саратовской консерватории слушателей, так и немногочисленных очевидцев репетиционной работы. «У пяти из них есть рабочая "фа", а у трех — "ре" контроктавы, — признался автору этих строк Владимир Горбик. — Причем двое из них узнали об этом только во время записи!»

Такой богатый исполнительский материал с широчайшим спектром рабочих диапазонов (взыскательная аудитория могла убедиться, что первые тенора уверенно и без напряжения, не говоря уж о неукоснительном соблюдении верной певческой позиции, берут «ре» второй октавы) дал возможность свободно подбирать репертуар для проекта. Конечно, церковные композиторы (как прошлых эпох, так и современные) для мужского хора пишут меньше, чем для смешанного. Хочешь не хочешь, но в подобной масштабной работе без талантливых переложений обойтись было невозможно. Горбик поручил эту работу своему ученику по клиросу Троицкого подворья Андрею Червякову. Всего через его руки сейчас прошло 11 партитур. Причем в каждом случае эта работа была штучной в том смысле, что переложения и аранжировки для однородного хора выполнялись под конкретный поющий состав. Более того, музыкальная фактура в партитурах почти всей программы оказалась представлена не в классическом четырех-, а в пятиголосном однородном переложении (для партий первых и вторых теноров, баритонов, первых басов и вторых басов-октавистов). Это, в свою очередь, предоставило музыкантам возможность искать и находить рассыпанные по партитурам «бриллианты» — как, например, потрясающее голосоведение вторых басов в запеве Песни Богородицы «Величит душа моя Господа» из рахманиновского «Всенощного бдения».

В первом ряду сидит и один из тройки ультраоктавистов — Алексей Лукьянов. Муж Екатерины Лукьяновой, американец-миллионер, больше 35 лет проработал менеджером в сфере медицины высоких технологий. «По совместительству» Алексей еще и генеральный директор и председатель Совета директоров Русско-Американского музыкального института имени Пат­риарха Тихона. «Наблюдая за эволюцией церковного пения на североамериканских приходах, я, к сожалению, сделал неутешительный вывод: оно медленно, но верно деградирует. Звучание клиросных хоров бледнеет и тускнеет, что вряд ли способствует как приданию праздничного характера богослужению, так и миссии Православия. Хочется, кроме того, чтобы наши певчие пели молитвенно и гораздо более церковно, — рассказывает Лукьянов. — Я мечтал так: если бизнес пойдет успешно, десятину от доходов пущу на планомерное исправление ситуации. Благословение на это начинание дал Первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Нью-Йоркский и Американский Иларион. Бизнес процветал, и мы начали с курсов регентов и певчих — по Северной Америке провели их около трех десятков. О записи дисков задумались, когда стало понятно: нашим клирошанам нужен некий образец, идеал, к которому они бы стремились в своем повседневном служении. Так возник сначала мужской хор, а затем и смешанный, известный сейчас как "певцы института PaTRAM". Теперь стало понятно: если не объяснить важность нашего дела священнослужителям, мы так и продолжим вариться в собственном соку. Поэтому, работая на будущее, мы решили организовать в Джорданвилле мастер-классы по церковному пению для семинаристов».

К этому стоило бы добавить, что широкая натура Алексея отнюдь не ограничивается бизнесом и церковным пением. Начинал он как музыкант-любитель в роли барабанщика на ударных. А девять лет назад продюсировал бродвейские шоу, с одним из которых — «Мемфис» — даже получил премию «Тони» (театральный эквивалент кинематографического «Оскара»).

День второй. Номинация на «Грэмми»

Деятельность института PaTRAM Лукьянов финансирует самостоятельно. Но в Саратове — 2019 он смог покрыть только девять десятых расходов. С присущей американцам решительностью и нацеленностью на результат, чтобы добрать недостававшее, он привлек двоих компаньонов — Грэга и Брайана. Среди американской части визитеров это были единственные гости, напрямую не участвовавшие в музыкальной части проекта.

Во время прогона программы в Саратовской консерватории Грэг и Брайан тактично снимают происходящее на телефон, фотографируют репетицию, шепотом обмениваются впечатлениями, которых за эту поездку накопилось немало. Грэг, католик по вероисповеданию, прилетел в Саратов с женой. Пара очарована волжскими просторами, русским гостеприимством и красотой звучания идеально подобранного мужского хора. Брайана, человека нерелигиозного, в далекую опасную Россию, где медведи ходят прямо по улицам, провожали всей семьей. Вспоминает, что родственники даже всплакнули на дорожку. И не поймешь — шутит или серьезно говорит.

Почему Грэг и Брайан откликнулись на зов Лукьянова? У того был несомненный козырь — предыдущий альбом международного мужского хора института PaTRAM, записанный в том же Саратове тремя годами ранее. Собранный из сочинений Павла Чеснокова и озаглавленный «Научи мя оправданием Твоим», он произвел за океаном настоящий фурор: авторитетнейшее музыкальное издание «Music Web International» официально признало его «Записью 2018 года». А в нынешнем году он номинировался на «Грэмми» в категории «лучшее хоровое выступление».

Еще один американец не из поющего состава целиком погружен в нотные партитуры. Это Блантон Алспа — звукорежиссер одной из лучших американских звукозаписывающих фирм «Sound Mirror» из Бостона. И если диск, записанный три года назад в Саратове, оказался в шаге от самой престижной заокеанской награды в музыкальном мире, то Блантон-то ее выиграл — в качестве продюсера диска «Научи мя оправданием Твоим». У него это, кстати, то ли 10-я, то ли 11-я награда — говорит, сам точно не помнит.

Сам концерт душным саратовским вечером начинается с угрожающе серьезной попытки выноса дверей в концертный зал консерватории. Одна из лучших по акустическим характеристикам концертных площадок провинциальной России (не случайно незадолго до начала Первой мировой войны это образовательное учреждение открывал лично государь император Николай II) давно не видела такого аншлага! Прорывавши­еся буквально с боем в зал зрители готовы были даже стоять в проходах. А на сцене царила Сама Пресвятая Богородица. Епископ Манхэттенский Николай привез чудотворную икону Курскую-Коренную в Саратов и торжественно доставил ее в зал к началу концерта.

«Мы сделали работу на девять десятых», — заявил журналистам перед выступлением Горбик, имея в виду главную цель проекта — запись нового альбома. Но даже самый взыскательный слушатель концерта, растянувшегося на два часа без антракта, пожалуй, не рискнет назвать более-менее внятные недостатки, которые можно было бы отнести к недостающим 10 %. Поразили точнейшая фразировка и впечатляющая нюансировка, державшие зал в восторженном внимании весь вечер. Ни малейшего иностранного акцента в произношении! Неповторимый баритон солиста Михаила Давыдова просто влюбил в себя аудиторию.

День третий. Ломая границы

В гневе Горбик страшен. Стиль его работы внешне можно охарактеризовать как чуткий авторитаризм, сам же он предпочитает говорить о кнуте и прянике. Справиться с таким большим творческим коллективом, собранным из разных стран и состоящим из представителей различных вокальных техник музыкантов, иначе, наверное, нельзя.

«Концерт не только забирает энергию — он ведь и подпитывает. Любой музыкант это знает, — признается маэстро Горбик, имеющий за плечами три консерваторских (композиторское, дирижерское симфоническое и хоровое) образования. — Почувствовав, что с коллективом можно достичь большего, я увидел эту цель и стал требовать от него полнейшей самоотдачи. Очень благодарен всем хористам: они услышали и правильно меня поняли. У нас в хоре поет американец Виктор, врач-невропатолог по профессии. С ним мы раньше пересекались на заокеанских мастер-классах. После завершения записи я подошел ко всем, кто попал под горячую руку, и попросил не обижаться. Так вот Виктор признался, что подобный профессиональный подход оказался для него, конечно, стрессовым, но крайне полезным».

А как же тогда «рапорт» о сделанной на девять десятых работе?! «Я не покривил душой, — парирует Владимир Александрович, — только вот в итоге на записи хор выдал не 100, а 180 %».

После завершения проекта Владимир Горбик улетал не домой, а в Нью-Йорк, где его ждал Столичный симфонический оркестр. Этому молодому коллективу, созданному Горбиком, всего два года, и в нем два состава — российский и американский. На 30 октября за океаном у него намечен большой концерт с символической афишей «Ломая границы».

Не устает ломать границы и Алексей Лукьянов. На следующий год он уже запланировал новый большой международный проект — концерт хоровых сочинений духовной музыки, в котором связующая роль ведущего и чтеца одновременно отведена народному артисту России Евгению Миронову, уже давшему предварительное согласие. Всю выручку от проекта Алексей собирается передать одному из крупнейших благотворительных фондов России, помогающему детям-инвалидам. А еще год спустя хочет провезти эту программу по самым престижным сценам России, Китая, Великобритании и США.

 

Говорят участники проекта

Диакон Николай Котар, регент хора Троицкого монастыря в Джорданвилле (США):

- Музыкального образования у меня нет: самоучка, с детства на клиросе. Репертуар, конечно, потрясающий. Наши певчие, привыкшие в основном к звучанию непрофессиональных хоров, без подготовки эту музыку исполнить не смогли бы. Переложения тоже сложные: у теноров очень высокие ноты.

Нектарий Котляров, студент (Австралия):

- В Сиднее и Мельбурне я руковожу Русским православным хором Австралии. У нас поют только любители, поэтому репертуар кажется немного сложным. По именам этих композиторов мы, конечно, знаем, но далеко не все произведения были нам до начала проекта знакомы.

Михаил Терентьев

Православие и современность

Оставить комментарий
Поделиться в: