Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Дивный Иустин

Православная Церковь 14 июня вспоминает мученический подвиг святого Иустина Философа, одного из первых апологетов Церкви, положившего начало христианской философии.


Святой Иустин родился в 105 году в Сихеме — древнем городе Самарии, в семье язычников. С юных лет у него появилось стремление к истине, познанию смысла жизни. Пытаясь удовлетворить это стремление, Иустин стал знакомиться с различными философскими учениями и получил прекрасное образование. В совершенстве изучив многие направления философии, он убедился, что ни одно из них не открывает пути к познанию Истинного Бога.

Однажды встретился ему некий старец (по преданию, мученик Поликарп, епископ Смирнский, один из любимых учеников апостола Иоанна Богослова), который раскрыл Иустину сущность христианского учения. В конце беседы старец посоветовал искать разрешения всех вопросов жизни в книгах Священного Писания: «Только христианство есть истинная философия, содержащая в себе все частные истины. Молись прилежно Богу, чтобы Он открыл тебе Истину. Только Бог способен открыть ее и лишь тому, кто ищет Его с молитвою и любовью». Святой Иустин рассказывал потом об этом: «Какой-то огонь разгорелся во мне, воспламеняя дух мой стремлением к Богу, и возросла во мне любовь к святым пророкам и к тем мужам, которые суть друзья Христовы. Размышляя о словах старца, я познал, что возвещенное им учение — единственно истинное, начал читать Священное Писание и сделался истинным христианином».

На 30-м году жизни Иустин принял Святое Крещение. С того времени все свои обширные философские познания он посвятил проповеди Евангелия среди язычников. «Мне хотелось, — говорил святой Иустин, — чтоб и все мыслили со мною одинаково и не отвращались учения Спасителя, ибо… оно доставляет сладостнейшее успокоение для тех, кто занимается им. Кто может возвещать Истину и не возвещает, тот будет осужден Богом».

И святой возвещал в нелегкое для христиан время: Церковь переживала гонения, собрания христиан происходили тайно. А подобные собрания всегда внушают властям подозрения. Зачем христиане собираются? Кому и как они служат? Перед ранними христианскими апологетами стояла трудная задача — объяснить, что вера и богослужение Церкви Христовой плохо понимаются в обществе, отсюда и все наветы. Святой Иустин проповедовал Слово Божие, как странствующий благовестник. Главным делом его жизни была защита христианства от иудеев, язычников и еретиков, которую он вел устно и письменно.

В Риме он быстро нашел единомышленников, снискал уважение жителей города. Святой имел «палиум» (одежда античных философов), который давал право основать свою собственную школу, чем он и воспользовался, открыв христианскую школу в Риме. Своим ученикам святой Иустин излагал философию христианства, утверждая, что только в ней он нашел единственную истинную философию, отвечающую на все вопросы. Школа стала многочисленной. Талантливый и начитанный, мастерски владеющий словом, он привлек к себе немало учеников, из которых вскоре выделился сплоченный круг ревнителей Христовых.

Его успех вызывал зависть у других многочисленных мнимых философов, чьи школы пустовали. Один из его учеников называл своего учителя «дивным Иустином, достойным великого изумления». Подобная популярность этого великого христианского проповедника и учителя, в первую очередь среди интеллигентной молодежи Рима, не могла не вызвать реакции со стороны язычников.

Приблизительно в 155 году он составил «Апологию», адресованную императору Антонину Пию, в которой опровергал грубую клевету язычников в адрес христиан. Она оказала столь благотворное воздействие на императора, что он прекратил гонения. Святой Иустин сам отправился сообщать радостную весть об отмене императором гонений в те районы империи, где особенно сильно преследовали христиан.

Вернулся святой в Рим уже во время царствования другого императора — Марка Аврелия. Это был один из лучших императоров, когда-либо правивших Римом. Он держался высоких правил добродетели, твердости духа, но при этом жестоко преследовал христиан, не понимая их веры и считая их врагами государства. Предавались смерти люди, которые в глазах язычников не имели иной вины, кроме той, что были христиане. Тогда святой Иустин написал вторую «Апологию». Ревность о христианстве стоила философу жизни. Он сам это предвидел и писал в своей второй «Апологии»: «Я ожидаю, что буду пойман в сети кем-нибудь из тех, о которых я упомянул (т. е. ложных философов) и повешен на дереве, даже может быть Кресцентом».

Так и случилось. Завидовавший ему Кресцент, которого Иустин всегда побеждал в прениях, возвел на него много ложных обвинений перед римским судом. Святой Иустин был взят под стражу вместе со своими учениками. Префект, обратившись к Иустину, поинтересовался, надеется ли тот попасть на небеса через муки, которым его собираются подвергнуть. Философ мужественно ответил: «Я надеюсь получить награду, уготованную тем, кто хранит заповеди Христа, если перенесу мучения, о которых ты мне говоришь. Наше самое горячее желание — пострадать за Господа нашего Иисуса Христа и получить спасение. Так мы уверенно и спокойно сможем предстать перед Страшным судом нашего Бога и Спаса, на который должны будут явиться все». Мученики, претерпев избиение, были обезглавлены. Мощи святого Иустина находятся в пригороде Рима, районе Ченточеллe, в храме, освященном в его честь.

Так благодаря своей любимой науке — философии — Иустин подготовил себя к принятию Христа. Святой, на собственном опыте убедившийся в суетности всех земных знаний без света Христова учения, учит и нас тому, что истинное просвещение возможно только в христианстве, а всякие иные мудрования, отвергающие бытие Бога и веру в Него, ведут к гибели.

Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: