Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Пятидесятница

На десятый день после Вознесения мы вновь отмечаем двунадесятый праздник. День Святой Троицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на апостолов — один из самых любимых праздников православных христиан. Он отличается торжественным и насыщенным смыслом богослужением, глубоким богословием, красивым убранством храма. А еще интересной историей, иконографией, которые задают нам загадки и вопросы.

Но ведь праздник Пятидесятницы уже был до Христа?

Действительно, праздник Пятидесятницы известен еще с Ветхого Завета. Он совершался в память дарования Господом синайского законодательства, торжественного вступления Бога в Завет с избранным народом и одновременно в благодарность Богу за произращение новых плодов земных (см.: Числ. 28, 26) и новой жатвы (см.: Исх. 23, 16). Праздновался он по исполнении семи седмиц, то есть в пятидесятый день после Пасхи, и назывался праздником Седмиц (см.: Второзак. 16, 9–10).

Божественным промыслом, по обетованию Самого Спасителя (см.: Ин. 14, 26), в этот день памяти дарования Богооткровенного закона и в пятидесятый день по Воскресении Христове совершилось Сошествие Святого Духа на Его апостолов и учеников. Сошествием Святого Духа совершилось вступление Бога в Новый Завет с Новым Израилем — Церковью. На месте синайского законодательства с его подробной регламентацией жизни еврейского народа пришла благодать Духа Святого законополагающего, благодаря которой стала возможна христианская святость, неизвестная Ветхому Завету. Явление Святого Духа, исшедшего от Отца и посланного Богом Сыном, открыло миру благодатное познание тайны Святой Троицы — единосущной, нераздельной и неслиянной.

 

В честь какого события установлен праздник?

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Несмотря на то что апостолы не были жителями Иерусалима (большинство из них были из Галилеи), они уже пятьдесят дней не расходились по домам, ежедневно встречаясь в этой самой Сионской горнице.

Апостолы уже не были растеряны и подавлены, как после распятия Христа. Ученики Спасителя поняли, что Он оставил после себя не просто горстку последователей, но Церковь. И вот внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2–4).

В этот день в Сионской горнице Триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название — праздник Святой Троицы. Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них — на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью.

Кроме того, в этот день Бог дал апостолам возможность говорить на разных языках. Ведь если земная история Христа закончилась, то жизнь Христовой Церкви только началась. Апостолы должны были идти в разные страны и рассказывать людям об Истине. Получив дар пророчествовать, исцелять, а главное — нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. И хотя почти все они (за исключением апостола Иоанна Богослова) погибли насильственной смертью, Церковь Христову никто не сможет одолеть.

 

Что мы можем узнать из тропаря и стихир?

Тропарь праздника:

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Стихира на Господи воззвах:

Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари Богословцы показа, весь собирает собор церковный. Единосущне и сопрестольне Отцу и Сыну, Утешителю, слава Тебе.
На стиховне стихира:
Во пророцех возвестил еси нам путь спасения, и во апостолех возсия Спасе наш, благодать Духа Твоего: Ты еси Бог первый, Ты и по сих, и во веки Ты еси Бог наш.

Кто изображен на иконе праздника?

В день праздника на аналой в центре храма, как правило, выкладывают икону Святой Троицы. Каноническая икона Троицы изображает трех Ангелов. Сюжет иконописных изображений Троицы основан на библейском повествовании о том, как столетнему старцу Аврааму и его супруге Сарре явились под видом путников три Ангела, и как один из них предсказал супругам рождение сына. Этими Ангелами были лица Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. На иконе они изображаются с крыльями и посохами, восседающими вокруг стола, на котором стоит угощение. Вокруг них изображаются подробности: Авраам и Сарра, их палаты, иногда слуги, закалывающие тельца, Мамврийский дуб, под сенью которого расположились путники, скала.

До XV века иконография Ветхозаветной Троицы была чаще всего обстоятельным рассказом с описанием подробностей. Преподобный Андрей Рублев раскрыл другой смысл иконы. В «Троице» Рублева фигуры Авраама и Сарры впервые не написаны сознательно, с целью по-особому истолковать предание. В иконе представлено не гостеприимство Авраама, а выражена философская идея единства и нерасторжимости трех лиц Троицы.

В День Святого Духа (который отмечается на следующий день после Троицы) можно увидеть иную икону, именуемую «Пятидесятница». В основе этого изображения лежит отрывок из книги Деяний святых апостолов, рассмотренный выше. Эта икона изображает триклиний (трапезный зал), сидящих в нем апостолов во главе с апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, иногда апостолы пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени.

В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно. Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в армяно-грузинских же рукописях можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII века). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы». Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос», под которой понимается весь мир. То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков. Так царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. Двенадцать свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в день Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей вселенной.

Может возникнуть еще один вопрос по поводу иконы «Сошествие Святого Духа»: почему на ней изображен апостол Павел, не бывший среди апостолов в день Пятидесятницы? Можно сказать, что духовное озарение художника перенеслось в этом случае от реального исторического факта к видению в этом событии основания и утверждения Церкви Божией на земле, поэтому он и отвел одно из первых мест среди апостолов учителю языков — святому апостолу Павлу. Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов — как удостоенные высшего озарения Святого Духа.

 

Слово на Троицу

Дух Святый, как Бог, вездесущ. Как же мы говорим, что Он сошел на апостолов? Если Он вездесущ, то, значит, везде есть и все исполняет. Ему неоткуда нисходить и некуда приходить. Все эти выражения, говорит святитель Златоуст, употребляются о Боге по нужде, ибо на человеческом языке нет слов к выражению Божественных действий. В сошествии Святого Духа на апостолов надо понимать новое явление силы Божией. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом, как-то в патриархах, в пророках, во всякой чистой душе, без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела, но по вознесении Христовом Дух Святой пришел явно, в особом виде, чтобы занять место Сына Божия и совершить то, что Им было начато.

Бог вдохнул в первого человека дыхание Божественной жизни, но грех умертвил его; тогда Бог дал человеку новый дух (см.: Иез. 36, 26), вдохнул в него новое дыхание жизни, и животворящая сила Божия явилась на этот раз видимо в Сионской горнице. Если бы Дух Святой не сошел на апостолов, то они не могли бы проповедовать миру о Спасителе, мир не знал бы о Христе, и человечество осталось бы во тьме идолопоклонства. Как Сын Божий явился на землю видимо, говорит святитель Григорий Богослов, так и Духу Святому надлежало явиться видимо (Беседа 44). Если бы и Дух Святой не сошел на апостолов, мы не могли бы возродиться для новой жизни. Подобает вам родитися свыше (Ин. 3, 7), — сказал Сам Христос, Спаситель наш.

Священномученик Серафим (Чичагов)

Полосу подготовила Марина Шмелева
Теги: Троица.
Оставить комментарий
Поделиться в: