Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Огонь нашей веры

Многим знакомо такое состояние: вроде бы совсем недавно сердце горело о Господе, а сегодня молиться не хочется, сомнения подступают со всех сторон. Насколько оно естественно или, наоборот, противоестественно? Почему со временем оскудевает вера и как ее укрепить? Своими размышлениями на эту тему делится клирик Свято-Троицкого кафедрального собора священник Аркадий Махсумов. 

– Отец Аркадий, почему бывает так, что человек, живущий церковной жизнью, начинает колебаться в вере или даже теряет ее?

– Отвечу вопросом на вопрос. Почему в одной семье любовь год от года крепнет, растет, становится горячее, осознаннее, а в другой – закончился букетно-конфетный период, и разбежались кто куда. А ведь и здесь были какие-то чувства. Но, скорее всего, в первой семье что-то инвестировали, вкладывали в любовь, постоянно ее поддерживали, а во второй супруги не трудились, ничем не жертвовали ради сохранения любви, не превозмогали себя. А любовь и вера, как высшее проявление любви, требуют от человека преодоления себя.

Как и всякий дар свыше, вера зависит и от нас самих. Господь дает, что называется, «уставной капитал», а дальше наступает время трудиться нам самим, приумножая тот талант, который даровал нам Господь. Чтобы огонь нашей веры не погас, надо все время подбрасывать в него топливо. 

– Если отойти от образности и сказать конкретно – чем укрепляется вера?

– Покаянием. Человек не должен остывать в духовной жизни, успокаиваться, впадать в самонадеянность. Покаяние дает нашей вере чистый кислород, в затхлой атмосфере она гаснет. Через завалы наших нераскаянных грехов Бог не может пробиться к нам, и тогда вера наша ослабевает.

Мы покаянием очищаем себя от греховных страстей. И когда выносим из своего сердца весь хлам, то образуется чистое пространство, и есть где гореть огоньку нашей веры. Господь нам говорит: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). Поэтому в покаянии нельзя останавливаться, оно должно длиться всю человеческую жизнь. Нельзя отходить от Бога. Когда у преподобного Паисия Святогорца спросили, как укрепить веру, святой ответил, как всегда, просто и очень точно. «Прилепись к Богу, как ребенок хватается за шею отца, обними Его и не отпускай, чтобы Он не мог тебя от Себя отдалить. Тогда ты будешь чувствовать надежность и силу». 

– Очень трудно устоять в вере, когда приходит несчастье. Какой силы должна быть вера, чтобы страдания укрепили тебя в ней, а не отбросили от Церкви?

– Представьте себе обратную ситуацию: человек безмерно счастлив. И что? Каждый ли счастливый человек хвалит, благодарит Бога и восклицает «аллилуйя»? Ему и в голову не приходит, что все, что он сейчас имеет, – это Божественная благодать. А человек думает, что источник всех его успехов и благополучия – он сам, и пребывает в таком состоянии, пока его не постигнут скорби. А скорби посещают каждого из нас.

Господь попускает страдания, иногда тяжелые, как нам кажется, даже неподъемные. Но мы должны помнить, что Бог никогда не даст креста тяжелее, чем мы способны понести, и в этом проявляется Его Божественная любовь к нам. 

– Но почему человек обязательно должен страдать? Разве недостаточно просто верить?

– Во-первых, объясняя себе самому причину наших страданий, мы по своему человеческому смирению должны понимать, что сами были его причиной. Часто люди восклицают: «За что?» А разве не за что? Сколько Господь нас терпит, сколько скорбей мы в нашей жизни сами принесли людям, разве не так? Любой человек, если оглянется назад, увидит, как много людей он обидел, не согрел, поступил жестоко, несправедливо. Как-то надо свою душу излечивать!

Если Христос подвергся крестным страданиям, мы тоже должны потерпеть. Это еще и некая терапевтическая мера от Бога, чтобы мы, безропотно перенося временные несчастья, уменьшили чашу наших страданий в вечности. 

– Отец Аркадий, поясните, что означает краткая евангельская молитва «Верую, Господи, помоги моему неверию»?

– Это молитва смиренномудрия. Она, с одной стороны, показывает Богу наше устремление к Нему, с другой, говорит о том, что молящийся человек осознает несовершенство своей веры. То есть «верую, Господи…» без этого дополнения звучит очень дерзостно. Такое дерзновение, не подкрепленное смирением, ничего не стоит. Потому что только Господь знает настоящую меру нашей веры, а она может оказаться с пылинку. То есть та вера, которая в нас есть, по сравнению с тем, что от нас ждет Господь, это просто неверие. Но мы просим Его принять хотя бы крупинку нашей веры, все, что есть у меня, – возьми и «помоги моему неверию». Вот о чем эта молитва. 

– Отец Аркадий, есть люди, которые говорят о себе: «Я по природе неверующий». Что бы Вы сказали такому человеку?

– Природа человека не может быть против Христа. Тут дело в другом. Гордость не дает душе вступить на путь веры. Горделивому человеку не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам. Только гордость, только нераскаянность, только огромное самомнение делает человека неверующим. Неверие – это болезнь, атеизм – духовный диагноз. Это свидетельство духовной комы, духовного обморока, природа такого человека сильно повреждена.

Что делать? Я бы посоветовал такому человеку хоть раз прийти на исповедь и попробовать размягчить свое затвердевшее сердце. Тогда он с огромной долей вероятности, возможно, не с первого раза, но почувствует присутствие Бога. Любой человек, говорящий о себе, что он неверующий, это нераскаявшийся грешник. Об этом говорят святые отцы, опыт Церкви и личный опыт каждого верующего. 

– Во время Великого поста Церковь совершает память преподобной Марии Египетской. Величайшей подвижницы, которая пришла к Богу, к святости от жизни, полной греха. Святая билась с грехом не на жизнь, а на смерть. Но что делать простому человеку, который в этой борьбе порой теряет веру в самого себя?

– Мария Египетская – это очень яркий пример покаяния. Помолившись Божией Матери, она очень отчетливо увидела всю тяжесть своего положения и поняла, что из той глубокой греховной ямы, в которой она долго пребывала, меньший подвиг ее вывести не может. Господь показал Марии путь к спасению, и она настолько была осеняема благодатью Святаго Духа, что, не учась, познала все Священное Писание.

Если человек решится принести Богу что-то большее, чем обычно, то Господь тоже приумножит Свои дары. Удивляясь подвигу святой, мы видим только внешнюю его сторону и ужасаемся: какие скорби она понесла! как все это претерпела!

Человек действительно не может долго находиться в таком состоянии, не может неослабно, как натянутая струна, нести свой подвиг. Но нам не открыта внутренняя сторона ее подвижнической жизни. Скорее всего, Мария видела Небо, и радость Богообщения была столь велика и упоительна, что ничего другого она уже не хотела.

В начале своей жизни Мария ошибочно пыталась найти радость в земных утехах и, только обретя Бога, поняла: вот то, что она действительно искала и чего хотела. Она настолько почувствовала близость Господа, что боялась потерять это состояние, эту сладость Богообщения. Вот в чем тайна ее подвига. Но не надо думать, что никто не способен на такое покаяние. 

– Давайте вспомним еще об одном празднике – Входе Господа в Иерусалим. Человек по природе изменчив, нетверд. Народ кричит «Осанна!», а через несколько дней распинает Христа. Что же мы празднуем в Вербное воскресенье, если знаем, что Спасителя ждут страдания и смерть?

– Мы не можем сказать, что те люди, которые приветствовали Господа при входе в Иерусалим, были неискренни или у них был какой-то массовый психоз. Нет, конечно, их радость была настоящей. Но ликование толпы было построено на непонимании, кто такой Христос.

Люди шли за Господом, думая о каких-то земных вещах, о земном благополучии, считали Его чудотворцем, пророком, будущим земным царем. Они только вчера узнали о воскрешении четырехдневного Лазаря, и эта новость произвела очень сильное впечатление, она была у всех на слуху. Но вера, основанная на чудесах, некрепкая, Господь не хотел, чтобы люди приходили к вере через чудеса. Так и случилось. Когда людям сказали, что Христос смутьян, что Он против Бога, восторженная толпа тут же превратилась в массовое орудие казни Христовой. 

– Так что же мы празднуем, почему веселимся?

– Праздники бывают разными. Мы празднуем прибытие Спасителя в Святой град как прообраз горнего Иерусалима. И хотя вхождение в Иерусалим было преддверием Христовых страданий, это был первый проблеск Царствия Божьего на земле. Истинный Царь Израиля приблизился к Своему Царству Небесному как первосвященник, как глава Церкви. Впереди – события Страстной седмицы, во время которой Бог исполнил дело спасения рода человеческого, показав нам, что смерти больше нет, а есть вечная жизнь. В этом и состоит смысл праздника.

Беседовала Ольга Стрелкова

Оставить комментарий
Поделиться в: