Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Полоцкая игуменья и радость

Отец считает ее, свою княжескую кровиночку, не по годам умной, проворной, но и непокорной. Женихи-князья не могут покорить сердца юной красавицы. Тетка-игуменья соглашается благословить на постриг 12-летнюю племянницу. Так начинается жизнь Ефросинии Полоцкой – мужемудренной жены и духовной матери, тонкого политика в монашеской мантии, игуменьи, к которой за советом идет весь Полоцк. Ее память 5 июня.

Смиренная или бунтарка?

В монастырь Предслава, дочь Полоцкого князя Георгия и праправнучка равноапостольного Владимира сбежала тайно, ночью. Впрочем, родителям скоро стало все ясно, ведь отец накануне подшучивал над дочерью, корпящей над свитками и кодексами: «Как не пойдешь замуж? Так с книжкой и обручишься?». «Не с книжкой. Со Христом», – отвечала хрупкая девушка с большими синими глазами.

В этих же глазах, игуменья Романа, вдова дяди Предславы увидела огонь веры и любви ко Христу. «Если отец отдаст меня в супружество, от печали мира нельзя будет избавиться! Наши роды женились и выходили замуж, и княжили, но не вечно жили, и погибла их слава, словно прах, хуже паутины. Но древние жены пошли следом за Христом … и они памятны на земле, и имена их написаны на небесах, где они непрестанно славят Бога!», – убеждала девица родственницу.

Посоветовавшись с епископом, и преодолев страх княжеского гнева, игуменья Романа благословила племянницу на постриг. Ее нарекли Евфросинией, что значит «радость». И в этом же имени своей, но уже иной, чужой, дочери обрели радость князь Георгий и княжна София, молитва и духовное рассуждение юной монахини утешили родителей.

Потекли дни молитвенного делания и подвигов – бывшая княжна исполняла монастырские труды, подчиняясь всем с великим смирением. Видя безукоризненную жизнь, епископ Илия благословил ее поселиться в  «голубце» – специальной пристройке при великой престольной Софийской церкви.

Живя так, блаженная подражала древним иерусалимским девам, и Самой Пресвятой Богородице. В свободное от молитвы время она переписывала книги, а все средства, что выручали за них, раздавала нищим. Спустя время подвижнице явился Ангел Божий и повелел ей основать монастырь при  Спасо-Преображенской Церкви в местечке Сельцо.

Игуменья и княжна

К новому месту подвигов она пребыла со всем своим имением – целым сундуком … книг. «Ими же утешает ми ся душа и сердце веселит», – говорила она. С годами обитель росла, ее насельницами становились девы, и в их числе сестры и другие родственницы преподобной. Монастырь стал не только местом спасения души, но и передовой женской школой того времени. Знатных девушек и дочерей из простых семей обучали переписыванию книг, шитью, пению и другим ремеслам и искусствам. «Аз веселым сердцем подвизаюся учити … от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие», – говорила настоятельница.

Мужемудренная жена и духовная мать, строитель в женском лице и истинная молитвенница. Все силы и таланты она приумножает и отдает на благо людей и родной земли. Святая находит слова наставлений для каждого, к ней идут за советом ссорящиеся князи, попавшие в беду купцы и совсем простые люди.

Игуменья Евфросиния общается с великими святыми и христианскими просветителями, имеет связи с Византией, ведет широкую переписку. Монашеский чин не позволяет ей быть прямой правительницей, но косвенно не одно важное решение княжеская и даже церковная власть не принимает без ее совета.

Весьма необычная ситуация для абсолютно мужского мира древней Руси. Но приводит она к тому что, силой мудрости и веры преподобная способствует воцарению мира в родной Полоцкой земле. В век раздробленности, когда соседние княжества тонут в крови междуусобиц, она непрестанно молится о победе над «тьмой разделения». Благодатным словом примиряет князей, бояр и простых людей «всех хотяше имети яко единую душу», а собственным примером способствует просвещению и распространению духовного образа жизни.

Молитвенница и строительница

Тогда же из-за неповиновения Киеву в изгнание попадают Полоцкие князья, а в их числе и отец святой – Георгий. Не без ее участия спустя десять Рогволодовичи лет возвращаются на Родину. На средства, вырученные княжеской семьей за службу у Византийского императора, на месте деревянной Спасо-Преображенской церкви возводят каменный храм, на строительство которого зодчего Иоанна благословил Сам Господь, явившись в тонком сне.

Храм поставили в кратчайших срок – за тридцать недель, и окончание его строительства также ознаменовалось чудом. На важном этапе выяснилось, что не хватает плинфы, но после ночной молитвы святой Евфросинии строители нашли в печи готовые обожженные кирпичи лучшего качества.

Храм этот стал настоящей вершиной Полоцкого зодчества того времени. А фрески, которые под контролем игуменьи создавали лучшие мастера Киевской Руси, сохранились до наших дней. Позже их, конечно, записали новые, по милости Божией временные хозяева – католики. Но после возвращения собора Русской Церкви, их письмо счистили. Древняя краска плотно въелась в сырую штукатурку и строгие лики святых сегодня смотрят на нас также, как и на древних полочан.

По сторонам хоров были устроены две небольшие кельи, в одной из них поселилась преподобная. Здесь хорошо были слышны слова богослужения и пения сестер, а сквозь небольшое окно в стене открывался взор на поля и Полоцк с его храмами. Главной святыней собора, связанной со святой, становится знаменитый крест-реликварий Евфросинии Полоцкой, который бесследно пропал в советские годы.

Неподалеку от обители святая основывает также мужской монастырь с храмом во имя Пресвятой Богородицы, куда благодаря родству с Византийским императором и письму к Константинопольскому патриарху удается доставить икону Божией Матери Ефесскую, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой. При обоих монастырях также действуют библиотеки, ремесленные и иконописные мастерские, а Полоцк становится значимым культурным и просветительским центром.

В преклонных годах она решает посетить Святую Землю, чтобы поклониться гробу Спасителя. Старица едет туда, куда стремился Христос – в Иерусалим и едет умирать, прощаясь со всеми, оставляя две обители, как две зажженные свечи на берегах Западной Двины.  23 мая (5 июня) 1173 года в русском монастыре Пресвятой Богородицы святая обретает вечный покой.

Когда Иерусалим захватил египетский султан, христиане доставили нетленные мощи Полоцкой игуменьи в Киево-Печерскую Лавру. И только в царствование святого императора Николая II, останки преподобной торжественно перенесли в основанный ею Спасский монастырь. Здесь они покоятся и в настоящее время, нетлением и чудесами свидетельствуя об истинности православной веры, о любви к Богу, которая сильнее смерти, о великом дерзновении святых, ходатайствующих за нас пред Господом.

 

Татьяна Уютова
Оставить комментарий
Поделиться в: