Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Насущные вопросы о храме

В рубрике «Вопрос священнику» публикуем ответы на популярные вопросы, которые нам задают подписчики групп «Православное Заволжье» в социальных сетях. Напомним, что свой вопрос священнику вы можете задать в личные сообщения редактору @pravpokrov в Instagram и VK. На главной странице нашего сайта Вы можете задать вопрос Епископу Пахомию. Сегодня на вопросы подписчиков отвечает секретарь Епархиального управления, благочинный Покровского округа священник Виктор Тихонов.– Моего духовного отца перевели из одного храма в другой. Как же так? Очень тяжело.

Ирина

– К сожалению, такое часто происходит. Перед рукоположением каждый священник даёт присягу, в которой обязуется быть примером и образцом во всем своим прихожанам и твёрдо следовать в своём служении не своим интересам, а жизни и потребностям Церкви Христовой. Поэтому, исполняя свой долг, он, прежде всего, понимает и принимает все обстоятельства в своей жизни, как нечто необходимое для жизни церковной и трудится, принося свой плод.

Многие священники после перевода продолжают окормлять своих чад, поддерживая их в общении по телефону, или сами люди часто приезжают к священнику на службу в новое место. Поэтому, прошу и Вас, не воспринимать перевод вашего батюшки, как не справедливость по отношению к Вам и прихожанам, но увидеть в этом нечто большее и важное для всей церковной жизни.

– Могут ли молитву для женщины на 40-й день после родов прочитать позже, в день Крещения ребенка?

Нина

– Молитвы по прошествии 40 дней над матерью, родившей ребёнка, всегда прочитывают во время Крещения младенцев. Исключение может составить не актуальность этих молитв (возраст крещающегося) – когда ребёнок уже взрослый и самостоятельный, а мама давно уже переступила порог храма и даже приступала к таинствам

– Подскажите, пожалуйста, чьи именно мощи вшивают в антиминс? Как и кто определяет, чьи мощи передадут в конкретный храм?

Валерия

– Освящение храма это особый чин, который имеет древнюю традицию. В Ветхом Завете описаны обряды освящения каменных жертвенников и скиний, которые совершали древние патриархи во имя Господа. Некоторые традиции восприняла новозаветная Церковь. В первые века христианства у верующих людей не было возможности для открытого освящения храмов. Тогда появляется традиция строительства храмов на месте погребения мучеников.

Со временем она переросла в обычай закладывать под церковный престол частицу мощей святых мучеников. Это действие символизирует вхождение в новый дом Царя Небесного, пребывающего в мощах святого. Традиция была официально закреплёна на IV Вселенском Соборе одновременно с утверждением необходимости архипастырского благословения. Полный же чин освящения строительства и обновления храма сложился лишь к IX в..

Согласно этому чину, до торжественной даты освящения, святыня хранится в ближайшей церкви, откуда крестным ходом ее переносят в новопостроенную церковь. Но на практике, это бывает редко.

Сам чин обновления храма, является одним из главных церковных обрядов, объединяющих в себе сразу несколько действий – Таинство Крещения, Миропомазания и рукоположение священника. Согласно главной богословской мысли составителей данного чинопоследования, этот чин вводит рукотворное сооружение в духовный мир, призывая его на служение Господу.

Новопостроенный храм является почти «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним будет совершен обряд освящения. После совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, становится вместилищем величайшей святыни.

Право освящения храмов принадлежит только епископу, поэтому и называется великим, и только он имеет право влагать святые мощи в престол. В престол и антиминс, вкладывают мощи святых, принявших мученическую кончину. Сегодня большинство епархий нашей Русской Православной Церкви получает мощи святых мучеников из Патриархии, где они соответствующим образом приготовляются.

Сложно ответить, где, в каком храме, чьи конкретно мощи находятся. Причина проста – все зависит от количества открывающихся храмов и новых освященных антиминсов. Их могут освящать отдельно: когда возникает потребность заменить ветхий на новый, или при открытии приходов в приспособленных помещениях, не предполагающих совершения чина великого освящения храма. Ввиду этого количество выдаваемых мощей может быть достаточно большим.

Каждый год, в зависимости от потребностей Церкви Христовой, по благословению Патриарха, формируются частицы святых мощей прославленных святых-мучеников. Это не является какой-либо тайной, каждый архиерей при совершении чина великого освящения, знает, чьи мощи он влагает в престол, так как за богослужением сугубо молится этому святому об утверждении храма, соответственно и духовенство которое сослужит ему.

Прихожане, тоже могут услышать имя этого святого непосредственно за богослужением, после окончания чина освящения – архиерей произносит отпуст, в котором упоминает имя святого. В нашей епархии Епископ Пахомий неоднократно совершал великое освящение храмов. Для его совершения нам были выданы мощи священномученика Владимира Четверина, пострадавшего и принявшего мученическую кончину в 1918 году.

Я думаю, для каждого из нас главным в храме должно стать по слову преподобного Серафима Саровского «стяжание Духа Божиего». Эта цель жизни всякого христианина, живущего духовно. И в этом нам, всегда будет способствовать, святой мученик, мощи которого прибывают на престоле и имя которого мы порой можем и не знать.

Татьяна Уютова
Поделиться в: