По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Иконописец: кисточка в Божьих руках

Лучи уходящего солнца наполняют мастерскую светом и теплом, скользят по вызолоченному фону образов, заставляя сиять их неотмирным блеском, напоминать прописную истину: икона – это святыня. Святыня, которая создается по воле Божией и для всей Церкви руками и сердцем, сочетанием профессиональных навыков и личных качеств человека. Мы считаем его создателем святых образов, а он себя – художником и православным человеком. Почему? Над этим мы просим поразмышлять иконописца мастерской Покровской епархии Василису Горюшову.

Что нужно, чтобы стать иконописцем?

Самое важное – воля Божия и благословение. Икона – это, конечно же, в первую очередь святыня, но еще и произведение церковного искусства. Это лучшее, что может быть посвящено Богу и преподнесено людям, а значит, должно быть сделано с любовью, на пределе мастерства, творческих возможностей иконописца.

«В иконе соединяются богословские, исторические и художественные аспекты, а в иконописце две личности – художника и православного человека», – подтверждает Василиса. Очень важно знать азы: академический рисунок, живопись, и к ним добавлять молитву и такие добродетели, как терпение, кротость, трудолюбие, благоговение, чистота помыслов, смирение, молчаливость и даже миротворчество.

Где этому научиться?

Технической стороне создания будущего шедевра учат в художественной школе, а вот духовному совершенству, тайнам иконописи (теоретическим и практическим) – в школах иконописных. Такие есть при Свято-Троицкой Сергиевой и Александро-Невской Лаврах, при Свято-Тихоновском гуманитарном университете, Курской духовной семинарии, есть иконописная школа имени преподобного Алипия Печерского в Дубне.

«Я училась в Троице-Сергиевой Лавре. Эта школа существует уже тридцать лет, сюда приезжают студенты из разных стран», – рассказывает Василиса. В первый год обучения она познакомилась с девушкой из Молдавии. Та призналась, что лаврское иконописное отделение почитают во всем мире: и не только за уровень знаний. Ценят его за то, что оно находится в стенах монастыря. «Иконописец должен быть воцерковленным человеком, обязательно должен иметь опыт и храмовой, и монастырской молитвы», – считает Василиса.

Сколько времени нужно, чтобы написать икону?

За пять лет обучения в Лавре и за год работы в Покровской епархии Василиса написала около двадцати разных икон, и поэтому с уверенностью отвечает: от месяца до года. Все зависит от размера иконы, сюжета, сложности композиции. К примеру, поясной образ святого Иоанна Предтечи аналойного размера (30x40 см) наша мастерица создала всего за полторы недели. Но есть ведь иконы и ростовые, и праздничные. «К Великому Четвергу я писала “Тайную вечерю” – на иконе изображены Спаситель, 12 апостолов, есть много мелких деталей, которые нужно было проработать. Так вот эту икону я писала месяц, хотя она тоже аналойного размера», – вспоминает Василиса.

Кстати, к сложностям и одновременно к радостям самореализации относится разработка новой иконографии святого: по личному вдохновению или по желанию заказчика. Дипломной работой Василисы стал ростовой образ преподобного Сергия Радонежского с 13-ю святыми, причастными к Лавре, на полях. Икона была творческим заданием и не имела аналогов и канонических образцов, которые можно было бы скопировать, а потому Василиса разрабатывала изображение самостоятельно, опираясь на древние иконы разных святых и фотографии. Точно такая же ситуация складывается, когда пишут образы новомучеников. Иконописцы старательно изучают архивные фото, словесные описания святых и переносят их на иконописный язык. Кроме того, удлиняет процесс создания иконы и поиск композиционных решений, что задает форма доски. Порой она бывает круглой или овальной, поэтому опять-таки нужно разработать рисунок, который вписался бы в эту форму.

Как читать икону?

В деталях святых образов заключено множество смыслов, перечислить их все довольно сложно. Вот лишь некоторые из них. Золотой фон знаменует божественность, святость. Горки, всевозможные возвышения – устремление к небу, горнему миру. Мандорла – круг или овал, в котором изображают Христа, Богородицу, – говорит о Божественной природе, о славе Божией. Особое значение имеет одеяние и его цвет. Спаситель часто изображен в белых или золотых одеждах, их складки покрыты ассистом, что тоже говорит о его Божественном происхождении.

Святители держат Евангелие, их одежда расшита и богато украшена крестами и узорами. Мученики обычно имеют одежды красных цветов, в руках у них кресты. «Если у святого есть Евангелие, он либо апостол, либо священник. Вот святого Иоанна Кронштадтского принято изображать с Чашей (потиром) в руках, так как он в непростое для Церкви время причащался каждый день, а это было подвигом. Преподобного Андрея Рублева изображают с иконой Троицы. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие держат в руках целый монастырь, как его основатели», – рассказывает Василиса.

Объяснить происходящее на иконе помогут и жесты: руки, поднятые к небу или перед собой, есть знак обращения к Богу, наклон головы – знак смирения. А вот красная ткань (велум), соединяющая крыши зданий, указывает, что событие происходит внутри какого-то помещения. Если такой ткани нет, значит, событие разворачивается под открытым небом… И это всего лишь малая часть заложенных в иконе тайных явных знаний, которые нужно любить, изучать и постигать.

Правда ли, что на иконе есть золото?

Чистая правда. Труд иконописца во многом подобен труду ювелира. И дело здесь в использовании редких и уникальных материалов. Так, для создания мерцающего фона, символизирующего преображенное пространство, вечность, используют сусальное золото.

Далеко не все иконописцы умеют работать с драгоценным металлом, поэтому на помощь приходят золотильщики. Но все-таки создателю святого образа лучше освоить золочение. Во-первых, потому что это один из показателей профессионализма, во-вторых, потому что это просто интересно.

К примеру, вы знали, что сусальное золото хранится в книжках? Шестьдесят тончайших листиков разделены калькой, а их извлечение требует определенной сноровки и знания некоторых хитростей. «Когда мы работаем с золотом, то закрываем окна, двери, стараемся ходить медленно. Золото настолько тонкое, что его легко сместить одним дуновением, повредить, – объясняет Василиса. – Листик нужно аккуратно взять кисточкой, для этого ей следует придать жирности – потереть об лоб или о кожу, смазанную кремом – и перенести на икону».

Однако золото используют не только для фона, но и для ассиста – штрихов на складках одежд, крыльях ангелов и т.д. Тонкие полосочки золота наносят на поверхность, смазанную суслом – клейкой смесью, изготовленной из вываренного граната, чеснока или солода. Как только сусло подсохнет, остатки золота удаляют ластиком-клячкой.

Что умеет иконописец?

Иконописец умеет все: сам доску подготовит, левкас сварит, эскиз сделает, а если потребуется, то и иконографию разработает, живопись нанесет, фон позолотит и сам олифой икону покроет. Казалось бы, куда уж больше? Но нет: иконописец может и фреску написать, и даже грунт для нее подготовить. Техника создания фрески очень интересна и притом непроста – изображение наносится жидкими красками непременно на сырую штукатурку. Время ограничено, поэтому работать нужно быстро и уверенно. Василиса отмечает, что влажный грунт полностью поглощает цвет, в результате чего мазки становятся легкими, прозрачными.

Также иконописец может украсить свою икону декоративной резьбой – рисунок процарапывается шилом на левкасе и становится заметен после золочения. Это современная традиция, рожденная скорее любителями, нежели мастерами древности.

Только и это не предел: иконописец может украшать храмы мозаикой, может избрать путь реставратора, может учить писать иконы, а может и просто просвещать людей, рассказывая об удивительном изобразительно-выразительном искусстве Церкви. «Иконописцу главное – не останавливаться в развитии, совершенствовать технику, всегда держать высокую планку и служить Богу, Церкви и людям», – заключает Василиса.

 

Дарья Хохлова
Поделиться в: