По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Милости хочу, а не жертвы

Мы слышали с вами отрывок из послания апостола Павла к римлянам. «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6; 18-23).

Апостол Павел, совершив миссионерское путешествие по всему миру, основав огромное количество поместных Церквей, общин, наставив их в вере, в конце своей жизни достиг вечного града – Рима.

Он был воспитан в строгом поклонении Единому Богу, говорил о себе как о фарисее из фарисеев, блюстителе закона. И вот апостол сталкивается с обществом, в центре которого абсолютное безоглядное поклонение плоти и собственным страстям. Рим живет по закону и под девизом: «Хлеба и зрелищ». Говорили, что в Риме раб более горделив, чем землевладелец на окраине империи. Таково было настроение народа.

И вот этому народу апостол Павел принес Евангельскую весть. Постепенно, трудами, муками, жертвами сил и здоровья, забывая себя, он научил этот народ веровать во Христа. Он присоединил к Церкви огромное количество людей, запутавшихся в язычестве, несчастных.

Рассуждая, наставляя, в числе многих указаний о спасении апостол Павел говорит и о жертве. Мы знаем, что жертва – это основная идея в деле спасения человечества. Жертву мы приносим Богу, чтобы получить спасение. Жертву принес на Голгофе Спаситель на Кресте за грехи человечества. Жертву приносит каждый христианин. Но какова эта жертва?

Жертва язычников была кровавой, горделивой. Они как бы говорили Богу: вот Тебе Твоя часть, чего Ты достоин. А теперь дай нам то, чего достойны мы. При этом мы знаем, что древняя жертва сопряжена с отнятием жизни у живого существа.

Христианская жертва бескровна, человечна, пронизана любовью. Бог не умервщляет того, что Ему приносят в дар. То, что жертвуют Богу, получает жизнь. И жизнь вечную.

Апостол Павел, рассуждая о жертве, призывает жертвовать телесное, чтобы получить высшее. Если вы думаете, что поработившись греху, вы получите свободу, вы заблуждаетесь. Будучи свободными от правды, вы становитесь рабами греха.

И мы с вами сегодня это хорошо понимаем смысл этих слов, потому что окружающий нас мир живет по закону плоти. Мы выросли в этой системе ценностей. Апостол Павел говорит, что мы должны перешагнуть через это веление мира и послушать, что говорит нам Бог. Мы Богу уже породнились. И потому Господь не требует ничего нашего, только Своего. Мы уже Ему принадлежим. «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50; 19). И только так мы можем быть счастливы.

 

Священник Аркадий Махсумов

Поделиться в: