Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

О новом человеке с любовью

«Света Трисолнечнаго зритель и таинственнаго богословия сказатель» – такими словами тропаря Церковь воспевает житие и подвиг преподобного Симеона Нового Богослова. Его Церковь вспоминает дважды в году, в том числе 25 октября.

«Внешния мудрости пребывая непричастен…»

«Божественныя же преисполнен был еси последи», – это слова из еще одного тропаря святому, который презрел мирские почести ради служения Богу.

Будущий угодник Божий родился в 949 году в семье провинциальных дворян, в Пафлагонии (Малая Азия). Родители хотели дать сыну высшее образование, а родственные связи гарантировали успех на службе у императора. Однако сам Симеон не мечтал о светской карьере. Получая среднее образование и читая духовные книги, он исполнился желанием посвятить жизнь Богу.

Юноша не мог понять, с чего начать свой путь, и постоянно молился, чтобы Господь послал ему духовного наставника. Так он встретил старца Студийской обители Симеона. Первое время ученик еще жил гражданской жизнью – находясь под руководством наставника, он приучался к молитвенному правилу. Однажды во время ночной молитвы он сподобился созерцания необыкновенного свечения и наполнился неописуемой радостью.

Вскоре Симеон несколько охладел и вернулся к прежней жизни, но, молитвами старца, он избежал тяжких грехов. Спустя несколько лет, при содействии Божьем, он решил отречься от суеты мира и стать монахом.

Крестный путь игумена

Поступив в Студийский монастырь, святой стал послушником преподобного Симеона Благоговейного. Некоторые монахи осуждали их взаимную привязанность и считали, что она противоречит общему правилу подчинения игумену. Из-за недовольства братий Симеону пришлось покинуть обитель. Он перешел в монастырь святого Маманта, где вскоре принял монашеский постриг.

Искреннюю веру, ревность и добродетельность преподобного заметили братия и начальство монастыря, и вскоре Симеона поставили в священники, а затем в сан игумена.

Монастырь святого Маманта пребывал в упадке: в полуразрушенных постройках ютились немногочисленные монахи, их нравственный уровень оставлял желать лучшего. Преподобный проявил себя как хороший организатор, чуткий, отзывчивый наставник и отец. С помощью Божией он наладил в обители достойную монашескую жизнь, что привлекло туда новых иноков.

Святые отцы называли преподобного Симеона Нового Богослова мистиком. Веря, что Христос подает благодать всем, подлинно ищущим единения с Ним, он утверждал, что любому возможно и даже необходимо ощущать присутствие Божие не только на высших ступенях подвижничества, но и на ранних этапах этого пути. Святой горел желанием передать свой духовный опыт, в том числе опыт мистических переживаний встреч с Богом, широкому кругу людей. При этом, конечно, подчеркивал, что для того, чтобы жить с Богом, необходимо смиренно идти крестным путем, соблюдать заповеди, непрестанно молиться, быть в послушании у духовника.

Со временем преподобный Симеон стал широко известен в округе. Простые люди и сановитые особы шли к нему в поисках ответов на различные житейские вопросы, стремились попасть под духовное окормление.

Строгая монашеская дисциплина привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после Литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский Патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.

Приблизительно в 1005 году он оставил руководство монастырем, поставив вместо себя своего ученика Арсения. Сам же стал уединяться в безмолвии.

Новое учение

Преподобный создал учение о новом человеке, об «обожении плоти». Этим он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти», и за это за ним закрепилось прозвание Новый Богослов.

Для современников его поучения и труды звучали непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и преподобного изгнали. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.

Последователи святого прилагали усердие, чтобы оправдать наставника и учителя. С этой же целью он отправил Патриарху книгу, содержание которой исследовали на одном из заседаний Синода и признали ортодоксальным. Вызванного из изгнания подвижника и духовного писателя с радостью встретили в Константинополе.

Патриарх хотел возвести его в епископство и вернуть в монастырь. Но преподобный решил продолжить служить Богу в обители святой Марины и принес огромную пользу для ее развития. Тогда же преподобный Симеон составил значительную часть своих «Гимнов» и других трудов. Около 1022 года он мирно почил о Господе.

На Руси с творениями Симеона Нового Богослова познакомились во многом благодаря переводческим трудам святителя Феофана Затворника, который писал: «Преподобный Симеон внушает ревность к внутренней благодатной жизни... И все у него так ясно излагается, что беспрекословно покоряет ум».

 Наставления преподобного Симеона

О молитве

Нет греха больше, как молиться без страха Божия, без внимания и благоговения. Кто молится или поет псалмы просто, как попало, с небрежностью и презорством, тот явно не знает, что такое есть Бог...

Если же люди не захотят поучаться молитве и не научатся, то будь они мудры, будь невежды, кончат жизнь нечистыми и оскверненными.

О Боге

Поскольку Бог хочет быть познанным нами, постольку Он открывается. И поскольку откроется, постольку Его видят и познают достойные. Но сподобиться этого и испытать это никто не может, если не соединится с Духом Святым, стяжав прежде стараниями и трудами сердце чистое, простое и сокрушенное.

Нет возможности, чтобы кто-нибудь приблизился к Святому и чистому Богу, если прежде не освятится он, не очистится, не сделается добротным благодатию Христовою, и таким образом не станет богат по благодати. 

О вере

...Как ни орудия без художника, ни художник без орудий не могут сделать никакого сосуда, так ни вера без делания заповедей, ни делание заповедей без веры не обновляют и не воссозидают нас или не делают новыми из ветхих. Когда же стяжеваем оба сии сердцем нераздвоенным, т. е. и веру и заповеди, и делаемся для Владыки Христа благопотребным сосудом, гожим для приятия духовного мира; тогда и Господь, положивший тьму за кров Свой, обновляет в нас благодать Святаго Духа, делает нас из ветхих новыми, восставляет живыми из мертвых, рассеивает тьму, проводит ум наш об ону страну тьмы оной и даст ему благодать...

 

Татьяна Уютова
Поделиться в: