Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Защищать свои святыни»

В последнее время не утихают горячие  споры по поводу  резонансного законопроекта об усилении ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих и осквернение святынь. Прокомментировать факт принятия этого закона и сферы его применения мы попросили Епископа Покровского и Николаевского Пахомия.   


— Владыка, с 1 июля вступил в силу Закон об оскорблении чувств верующих. И во время обсуждения этого закона, и особенно после его принятия Думой, Интернет и СМИ полны разнообразных комментариев по его поводу. Не припомню, чтобы какой-то другой закон в обозримом времени вызывал столько эмоций. Чего только не довелось прочитать! И о том, что теперь оскорблены чувства атеистов. И о том, что принятый закон будет использоваться для притеснений по религиозному признаку. И о том, что Православная Церковь (о которой, кстати, в законе ни слова) срастается с государством и получает от него «дивиденды» в виде такого закона. Как Вы прокомментируете факт принятия этого закона и сферы его применения? Почему он вызвал такую бурю чувств?

 — Всё-таки большинство россиян ощущают себя православными. Независимо от того, часто или нет они посещают церковь. Нашу историю и культуру со счетов сбрасывать нельзя. Именно поэтому закон в первую очередь был воспринят как защищающий Православную Церковь. Что же касается того, много или нет людей стали осуждать этот закон, — думаю, что на самом деле их совсем немного. Просто того, кто шумит, больше слышно.

Почему вся Европа кричит о защите прав сексуальных меньшинств? Этих людей не просто мало, а очень мало — а шум поднимается огромный. И в это же время совершенно игнорируются многотысячные демонстрации протеста против закона об однополых браках во Франции. Если наши защитники демократии на самом деле хотят защиты свободы всех граждан — почему же они не приветствуют новый закон, отказывая миллионам верующих в защите их прав? Когда наша Православная Церковь много лет была жестоко подавляема и гонима — это было вроде бы нормально. А когда она за последние годы стала восстанавливаться, строиться, развиваться — это вдруг стало кого-то раздражать. Что же делать? Самоликвидироваться?

Для огромного числа людей традиционные ценности являются нормой жизни, и они совершенно адекватно отнеслись к закону, защищающему эти ценности. А ведь такой закон уже давно был необходим. Почему?

 К сожалению, в нашем обществе всё больше стало совершаться таких поступков, которые обоснованно можно назвать провокацией — и это относится не только к религии. Провокация по своей сути нацелена на то, чтобы вызвать какой-то ответ, какую-то реакцию — и провокатору хотелось бы, чтобы эта реакция была как можно более резонансной. Когда человек, к примеру, слышит оскорбления в адрес своей семьи, своих близких, своей родины, это не может не вызывать у него чувства гнева, обиды. Сдержанный человек сможет проконтролировать себя, ответить спокойно, несдержанный может и кулаки в ход пустить. Но реакция обязательно будет. Потому что если человек в ответ на подобные оскорбления промолчит, это будет показателем его слабости, равнодушия, холодности. Провокаторы это прекрасно понимают и прибегают к недозволительным методам. Ведь как бы наше общество далеко ни уходило от своих корней, в нём всё равно есть некие струны, задевать которые всегда опасно, потому что можно сделать очень больно тысячам людей. И если не только задевать эти струны, а громко бренчать по ним — естественно получить реакцию. Кто-то сразу понимает, что это целенаправленная провокация, и реагирует жёстко, но спокойно. А кто-то может этого не вынести.

В мире множество примеров этому. Вспомним, когда одна европейская газета напечатала карикатуру на пророка Мухаммеда — какие ответные акции прокатились в мусульманском мире! Закон принимается не только для того, чтобы избежать подобных провокаций-оскорблений, но и чтобы не допустить неадекватных ответов на них. Государство берёт на себя право и ответственность «казнить и миловать» как раз во избежание самосудов. Граждане страны делегируют государству целый ряд полномочий для урегулирования различных проблем и острых вопросов. И это закономерно и естественно.

Конечно, как и любой закон, этот закон может быть несовершенным. Что ж, будет возможность дорабатывать, улучшать его. Однако, он теперь есть. И не стоит то, что написано в нём, доводить до абсурда. Нет речи о том, кто и как воспринимает религиозные чувства другого, и есть ли они вообще. Это личное дело каждого. Речь идёт о публичном оскорблении традиционных святынь. Есть ведь закон о защите флага, герба и других символов страны и государства. Что такое по сути дела флаг? Обычная ткань. Но ведь это символ, образ, историческая память народа. А что такое икона для верующего человека? Это не просто историческая и культурная ценность, это святыня. И когда какой-то «художник» рубит иконы, причём не у себя дома, а публично, делая из этого шоу, это, разумеется, вызывает чувство, что тебя публично отхлестали по лицу. И если такой человек этого не понимает и не боится (а может, и хочет) вызвать в ответ гнев, то государство должно объяснить, что этого делать нельзя. На участившиеся случаи подобных провокаций государство отреагировало — и слава Богу. И зачем бояться такого закона? Никого же не удивляет, что, нарушая правила дорожного движения, кто-то получает тот или иной штраф. Потому что нарушение этих правил может привести к тяжёлым последствиям, к жертвам. А если разрешить по дорогам движение безо всяких правил, как кому захочется, то неизбежны аварии, катастрофы, хаос. И если мы будем терпеть постоянное нарушение правил человеческого общежития, то в следующем поколении рискуем получить полную бездуховность и вседозволенность со всеми их последствиями.

— Недавно одна дама в своей статье заявила следующее: «Я лично не хожу в церковь лишь потому, что чувствую себя там не в своей тарелке. Там меня не любят и не ждут». Далее она обосновала это высказывание случаем из своей жизни, когда её в какой-то питерской церкви «парень в чёрном одеянии» заставил надеть платок, стереть с губ краску и вроде бы даже насильно написать список имён своих близких, чтобы содрать за их поминание побольше денег. И в последнем абзаце этой статьи (кстати, её название «Кто сегодня является спасителем душ?») звучит таким милым для многих «творческих людей» эпатажем вопрос — может ли она воспользоваться новым законом, чтобы подать в суд на того священника за оскорбление СВОИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВ. И как верующим людям к таким высказываниям относиться? Потому что подобные слова как раз оскорбляют их религиозные чувства. Но ведь они не станут подавать в суд за это!

— Кстати, в процитированной Вами статье речь шла о том, что её автор зашёл в старообрядческую церковь (я просто знаю этот питерский храм, где хранится частица мощей святителя Николая Чудотворца) — так что, строго говоря, человек просто не знал, что этот храм не принадлежит Русской Православной Церкви.

 Что же касается сути вопроса… Знаете, в США, где давно уже стало традицией идти в суд по любому поводу, возможно, как раз бы подали иск в суд и на статью, и на газету… Ну а нам надо просто быть неравнодушными. Потому что многие наши сегодняшние проблемы как раз являются результатом того, что мы на многое закрывали глаза, проходили мимо, делали вид, что к нам это отношения не имеет. Посмотрите — сегодня десятки детей и подростков сквернословят на улице так, как раньше стеснялись говорить вслух взрослые мужчины. Потому что им никто не делает замечания, никто не осуждает и не порицает. И так во многом.

Если в обществе стало возможным публичное богохульство, то это говорит о том, что наше общество нездорово. Как реагировать в подобной ситуации? Защищать свои святыни. Как вы отнесетёсь к тому, что к вашей матери при вас подходит человек и начинает её оскорблять? Любой человек защитит мать в меру своих сил и мудрости. Спокойно и корректно надо проводить «операцию по принуждению к миру». Мы должны стараться сделать так, чтобы это в принципе было стыдно и невозможно. Очень важно, чтобы уважаемые в обществе люди говорили об этом, чтобы все чётко знали, «что такое хорошо и что такое плохо». Желать другому доброго утра, уступать пожилым и слабым место в автобусе, помогать детям, не ругаться матом, не оскорблять то, что для другого человека важно — это правила любого нормального общества. Не должно возникать вопроса: можно или нельзя прилюдно богохульствовать. Есть неписаные законы человеческого общежития, выработанные тысячелетиями. И если сейчас появляются люди, которые их не хотят знать, надо им это объяснять. И, конечно, молиться за них.

— И ещё — не совсем в контексте темы этого интервью (а может, как раз и в контексте). Наши читатели спрашивают: как обстоят дела с Покровским храмом на набережной? Есть ли какие-то подвижки? Вроде бы поставили крест на месте возведения храма — и что-то ничего не происходит. И такой же вопрос по поводу строительства храма в микрорайоне «Живые и мёртвые» (на месте старого снесённого кладбища).

— По второму вопросу: к сожалению, пока проблема в выделении места под храм. Мы не оставляем попыток решить это, надеюсь, что всё-таки вместе с администрацией сможем найти подходящий участок земли, чтобы в таком большом микрорайоне, в таком месте, был свой храм.

А по первому вопросу скажу, что работа идёт. Не так быстро, как бы нам всем хотелось, однако, движение есть. Сейчас нашелся человек, который хочет и может здесь помочь. Поэтому надеюсь, что с Божией помощью строительство будет начато. Кстати, мы рады любой помощи, и если кто-то из ваших читателей беспокоится о постройке того или иного храма — добро пожаловать.

Татьяна Кузнецова

 "Новая газета" №32 (941) от 14 августа 2013 г.



Оставить комментарий
Поделиться в: