Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Взрослые должны помочь

Какие подводные камни встречаются в разговоре о Боге, о Церкви и христианской жизни с нашими детьми? Ведь часто взрослые из самых благих побуждений хотят это благо ребенку причинить, не согласуясь ни с возрастом, ни с личным мнением, ни с тем, что на самом деле тревожит сердце. Набросать карту, которая поможет камни обойти, помогает нам клирик Свято-Троицкого кафедрального собора священник Димитрий Вразовский – в прошлом сам церковный ребенок и подросток, а сегодня отец двоих детей.

Молитва и особенно личное правило

Во многих семьях родители сами не так давно пришли в храм и не имеют зрелого опыта молитвы. Они пытаются требовать от ребенка исполнения полного молитвенного правила. Родители должны научить ребенка не слова вычитывать, а к Богу обращаться. Это самое главное – опыт Богообщения. Храмовое богослужение для детей довольно продолжительно и в большинстве случаев непонятно. А личная молитва будет с ними всегда, с самых первых мгновений жизни в вере.

Понимание таинств

Не столько важно объяснить ребенку, что такое таинства, их богословский смысл, сколько дать понять, зачем эти таинства нужны именно ему. Понимание личного участия – это важно. Недаром определен возрастной предел, с какого дети начинают исповедоваться в своих грехах.

Взрослые должны быть деликатными и не толкать ребенка к исповедальному аналою. Дети очень стыдятся своих проступков. Ты многие вещи родителям не рассказываешь, а тут нужно идти к некому бородатому дяденьке, который стоит у какого-то постамента и очень напоминает судью (а может, и палача). И вот ему нужно рассказывать о том, что мучает тебя изнутри.

Чтобы помочь ребенку справиться с этим стыдом, нужно объяснять, зачем нужна исповедь, причем исходя из своего опыта говорить, а не книжными фразами. Почему важно осмыслять то, что с нами происходит? Почему мы не можем просто забыть постыдный поступок? Если мы в грехе не признаемся, мы утаиваем его внутри себя. А по евангельскому слову, все тайное станет явным когда-нибудь – или через день, или через десятилетия.

Часто взрослые приносят покаяние именно в детских грехах. Эти, казалось бы, небольшие проступки их угнетают, они с ужасом вспоминают все то, что творили в детстве. Людям бывает проще исповедоваться во взрослых грехах, чем признаться в обычных шалостях своего детства. Потому что тогда, в детстве, им было страшно и стыдно признаться. И этот страх, и этот стыд остались и все время росли в душе.

Перед Причастием можно порой услышать фразу, граничащую с богохульством: «Тебе батюшка сейчас компотик сладенький даст». К счастью, мои родители не пытались такими абсурдными фразами объяснять смысл Евхаристии. Ведь для детей важны не объяснения, а личный пример родителей. Если они подходят к Чаше, у ребенка не возникнет сомнений. А если из всей семьи к Причастию приходит только ребенок, при этом папа и мама равнодушны и водят его в храм по желанию бабушки, то рано или поздно возникнет вопрос: «А мне это зачем, если вам не нужно?»

Целомудрие и боязнь его утратить

В христианской среде принято закрывать эту тему. В результате вопросы остаются неразрешенными, дети ищут ответы на стороне и находят те, что нас не устраивают. Родители боятся сказать что-то неправильно, поэтому не говорят ничего. «Прочитаешь сам». Любопытный ребенок, конечно, и найдет, и прочитает. Но лучше бы родители не боялись этой темы и деликатно, тонко объяснили то, что в Интернете он найдет в грубой, пошлой форме.

Послушание родителям

Послушание никогда не должно идти впереди любви. Оно не должно становиться лозунгом. Во многих семьях послушание превращается в идею фикс: «Почему я должен делать?» — «Потому что ты должен нас слушаться!» И к чему это воспитание приведет? Само понимание родительства уходит на второй план. Ребенок видит в родителях не заботу, опеку и, самое главное, любовь, а бездушную машину. До поры до времени ее нужно слушаться, пока нет сил и свободы. А вот когда они появятся, на смену послушанию придет революция. И у родителей, привыкших воспринимать детей как винтик в системе, рухнут шаблоны. И будет непросто.

Комплексы неполноценности

Если родители смогут справиться с предыдущими проблемами, закомплексованности не будет. В семье будет полное доверие. Родители станут друзьями, собеседниками, которым дети смогут открыть сердце и душу.

Закомплексованность возникает, когда человек не готов делиться болью с окружающими. Когда ребенок приходит затравленный из школы, а дома его будут или игнорировать, или продолжать травлю, он, конечно, закроется. А если мама будет принимать свою дочь любой – и полненькой, и неуспешной в чем-то, – это будет другой уровень отношений.

Понятно, что от всех комплексов, свойственных подростковому возрасту, не убежишь. Но сможет ли ребенок сделать правильные выводы или они извратят его сущность – вопрос к родителям. Иначе искать решения ребенок пойдет на стороне, а там ему могут помочь радикальным способом.

Подростки, спокойно переживающие подростковый возраст, нашли любовь в своей семье. Это не значит, что нет проблем. Ребенок просто знает, куда с этими проблемами прийти.

 

Марина Шмелева
Поделиться в: