Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Голгофа святителя Тихона

Один из дней памяти святителя Тихона, патриарха Московского, 21 февраля. Святитель стал главой Русской Церкви, когда предчувствие надвигающегося хаоса объяло страну, и взошел на патриарший престол под свист пуль и гром пулеметов. Вместе с путем служения Богу он взошел на свою Голгофу и стал святым. Сегодня вспоминаем наиболее интересные факты о нем.

«Патриарх» с юности

Святитель Тихон в миру носил имя Василий. Его фамилия – Беллавин – была распространена в Псковской губернии, откуда он родом. По традиции такую фамилию могли носить люди духовного звания, а будущий патриарх происходил из священнической семьи. По некоторым предположениям происходила фамилия от прозвища «белый», то есть «непорочный», «чистый». Советская пресса систематически выбрасывала из фамилии одну букву «л», эта ошибка перетекла во многие издания. Верное написание фамилии святителя – Беллавин.

В девять лет Василий поступил в Торопецкое духовное училище. За миролюбивый и тихий характер в Псковской духовной семинарии Василия прозвали архиереем, а в Петербургской духовной академии — уже патриархом.

14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре – в иеромонаха. 19 октября 1897 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась его хиротония во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем. Народ собрался на вокзал провожать архипастыря, многие легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило людей. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь.

«Апостол туземцев»

14 сентября 1898 года он был назначен епископом Алеутским и Аляскинским. В Америке его и сегодня именуют апостолом Православия. В течение семи лет он, преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать духовную жизнь, строил храмы. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители – креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Во время своего служения в США епископ Тихон совершил трехмесячное путешествие по Аляске. Здесь находились православные приходы, основанные русскими миссионерами в конце XVIII века. Владыка учил «туземцев» молиться по-христиански, дарил крестики и иконы. «Идти приходилось по тундрам пешком, спать двенадцати часов на земле, испытывать “короткость” в провизии и вести кровавую борьбу с комарами», – вспоминал он опасное путешествие.

Первый за двести лет

Революция 1917 года оставила в прошлом российское самодержавие. Прежняя система церковного управления рухнула, и Церковь получила возможность восстановить утраченное почти на двести лет патриаршество. «У нас больше нет царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим патриарха», – высказался народ на Всероссийском Поместном Соборе, где и решили избрать главу Русской Церкви. После четырех туров голосования Собор избрал трех кандидатов на патриарший престол. Но окончательный выбор определил жребий – 5 ноября в Успенском соборе старец Алексий (Соловьев) вытянул листок с именем «Тихон, митрополит Московский».

Спаситель голодающих

В начале 20-х годов гражданская война, засушливое лето и большевистская политика спровоцировали голод на огромной части территории России, вслед начались вспышки эпидемии тифа с малярией и холеры.

Церковь в ту пору вносила огромный вклад в фонд помощи голодающим. Понимая, что такие действия могут укрепить авторитет патриарха, большевики приняли решение об изъятии церковных ценностей. Эта кампания была организована якобы для помощи голодающим. Патриарх призвал приходы жертвовать «драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления», ради преодоления катастрофы в Поволжье.

Невиновный узник

19 мая 1922 года по распоряжению властей «за антисоветскую деятельность» Святейшего заперли на территории Донского монастыря в Москве. Его темница находилась в небольшом домике рядом с надвратной церковью в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Здесь святитель пробыл больше года. Каждый день на него давили, провоцировали, пугали, но святитель стойко переносил испытания, не теряя присутствия духа.

Когда патриарха выпустили, он, отличавшийся обычно крепким здоровьем, почти ослеп, стал терять сознание. Его продолжают постоянно обыскивать, травить в прессе, вскрывать личные письма, но самым тяжелым испытанием становятся покушения. Еще до ареста, 12 июля 1919 года, женщина в толпе ударила святого ножом в бок. Его спас кожаный ремень, смягчивший удар. Другое покушение случилось после освобождения. Во время Литургии, когда диакон вышел из алтаря с потиром, незнакомый человек с криком «Тихон, мы убьем тебя!» ударил дубинкой по плечу митрополита Петра, подумав, что он и есть Святейший. Преступника вывели, а в эти минуты святитель Тихон стоял в алтаре и горько плакал.

Но еще горше было ему, когда 9 декабря 1924 года неизвестные проникли в патриарший дом и расстреляли его келейника, секретаря и близкого друга Якова Полозова. Святитель в этот трагичный момент был в соседней комнате. Личность убийц установить не удалось. Тогда Святейшего положили в больницу и стали искать более безопасное жилье.

Главное – служение у престола

Известно, что за семь лет предстоятельства святой совершил 777 Литургий и около 400 вечерних богослужений. То есть служил он примерно каждые два-три дня. Совмещая главное дело своей жизни с огромной административной нагрузкой и в условиях прессинга со стороны властей, доносов, арестов, обысков и допросов.

По воспоминаниям келейника, к вечеру 7 апреля 1925 года патриарх стал сильно волноваться. Он посмотрел на свои пальцы – ногти на них почернели – и, глубоко вдохнув, сказал: «Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная-темная». В 23:45 святой сказал: «Ну, слава Богу» — и начал широко креститься. На третьем крестном знамении рука святителя Тихона упала.

По воспоминаниям очевидцев, проститься с патриархом приходили толпы людей – около миллиона верующих – и это в советское время. На отпевании многотысячная толпа в Донском монастыре и возле обители пела хором. Это было всенародное прославление.

Официально святого канонизировала сначала РПЦ за границей – в 1981 году. Спустя восемь лет и Русская Православная Церковь причислила патриарха Тихона к лику святых. Тогда еще никто не знал, где точно находятся мощи святого. Но в 1992 году неизвестные подожгли Малый собор Донского монастыря. Во время восстановления храма обрели мощи святителя Тихона. В наше время они выставлены для всеобщего поклонения в соборе обители.

 

Татьяна Уютова
Поделиться в: