По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Первый создатель Евангелия

Помимо апостольства, святой Матфей удостоился чести стать автором первой книги Нового Завета, которая на века прославила его имя. Она появилась на свет в 42 году в Палестине, спустя всего несколько лет после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа.

По свидетельству святителя Феофилакта Болгарского, Матфей был первым из апостолов, кто написал Евангелие. Его повествование — единственное жизнеописание Сына Божия, написанное не на международном (в то время греческом), а на арамейском языке, родном наречии Христа, в котором апостол обращается к соплеменникам-евреям, ожидавшим Мессию. Ненавидимый иудеями одно время за свою профессию, а впоследствии — за веру, апостол Матфей продолжал любить свой народ, поэтому свою книгу старался писать как можно понятнее и актуальнее для них.

В своем повествовании автор имел главным намерением показать, что Иисус, Которого иудеи называли сыном плотника и распяли на Кресте, есть истинный Мессия, обещанный Богом и предвозвещенный пророками в Ветхом Завете Спаситель. Поэтому он начинает свою книгу с Его родословия, которое указывает на Иисуса как на истинного царя из рода Давидова. Матфею больше других удалось описать воплощение Христа как законодателя, пророка и, что самое главное, — искупителя грехов — ведь именно этого и ждали евреи от своего Мессии.

У каждого евангелиста есть символическое изображение, основанное на апокалиптических видениях пророков Исаии и Иезекииля. У них мы встречаем, что Господь Саваоф восседает на троне, который поддерживают четыре апокалиптических животных. Святой апостол говорит главным образом о человеческом происхождении Иисуса Христа, поэтому символом этого евангелиста стал образ ангелоподобного человека, с которым он изображается на иконах.

Также особое внимание апостол уделил учению Христа. Из всех евангельских повествований больше всего бесед Спасителя находим у Матфея. Он один передал в целом виде Нагорную проповедь Христа (5–7), где изложены все наши обязанности к ближним, вечные законы добра: молитва, милостыня, любовь. В одной строке этих чудных глав содержится больше истины, чем в сочинениях многих философов. Сегодня именно к этой проповеди обращаются люди, чтобы понять: по каким же законам должны жить христиане?

На страницах своего писания апостол с особой выразительностью подчеркивает призывы Божественного Учителя к вступлению в новое Царство, Церковь Христову, к великому подвигу служения Богу и ближним, к нравственному совершенству, предел которого в Боге: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Надежду на достижение этого совершенства Спаситель дает нам в Своем торжественном обещании пребывать со Своими избранными до скончания века (Мф. 28, 20).

Так бывший мытарь под воздействием Духа Святого в совершенстве постиг сущность служения Христа человечеству. Апостол Матфей написал книгу, из которой как из источника должны черпать все люди, желающие узнать, чему учил Иисус Христос. От нас только требуется через веру Господу, покаяние и жизнь по заповедям приобщиться к дарам Божией любви.

Наталия Бондаренко

Оставить комментарий
Поделиться в: