Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Верить и знать

Стараниями равноапостольного князя Владимира Русь была просвещена светом христианской веры. Многие люди, крестившись, обратились к Богу. И сегодня Церковь вводит в спасительную вечную жизнь новых христиан через Таинство Крещения. Свои вопросы о Крещении взрослых и детей, о духовной подготовке и образовании мы задали клирикам Покровской епархии.

Наполнить душу благом

Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора священник Аркадий Махсумов:

– Отец Аркадий, новокрещаемые вначале проходят подготовку, огласительные беседы, затем по желанию учатся на катехизаторских курсах. В чем отличие близких понятий оглашение и катехизация?

– Оглашение – более краткое действие преподания человеку основ веры перед Крещением для того, чтобы он в дальнейшем сам интересовался, читал, искал ответы на свои вопросы. На огласительных беседах мы разбираем основы вероучения, говорим о таинствах, учимся понимать Символ веры – краткий манифест, который закладывает основы для дальнейшего понимания вероучительных догматов и истин.

Оглашение – это наставление через голос учителя. Как говорит апостол Павел, «вера от слышания, а слышание от слова Божия». А это значит, что если человек умеет образно толковать Закон Божий, то он становится истинно верующим.

Под катехизацией мы понимаем просветительскую работу с теми людьми, которые уже были крещены. Катехизация начинается тогда, когда христианин уже пришел, чтобы узнать о своей вере более подробно. Это уже работа с людьми, которые откликнулись и действительно хотят уже больше узнать о Церкви, стать сознательными членами христианской общины.

– А как связаны знание и вера?

– Напрямую. Когда-то говорили: «Верую, чтобы знать». Потом – «Знаю, чтобы веровать». Понятия неотделимы, потому что и через веру мы получаем определенные знание, и через знание мы получаем то, что помогает нам прийти к вере. Человек задуман Богом как образ и подобие Ему, имеет разум, потенциал к развитию. И от того, чем наш ум будет наполнен, зависит направление нашего движения в жизни: либо по пути спасения, либо по пути погибели. Нейтрального не существует. Если разум направлен ко спасению – слава Богу, если нет – повод озаботиться, проснуться.

– Что сегодня движет человеком, который приходит на огласительные беседы: желание больше узнать о вере или формальный подход для участия в таинстве?

– Каков бы ни был мотив, человек должен понимать и осознавать, что его побуждает прийти к Господу – Его призывающая благодать. И это происходит в тайне человеческого сердца, наедине. Потому человек, который приходит в храм на беседу катехизатора, уже ищет встречи с Богом по Его призыву.

Задача катехизатора – не испугать, не воспрепятствовать Богу. Надо быть очень деликатными, осторожными и каждое движение, даже каждый жест учитывать, когда мы говорим с человеком. От катехизатора требуется неравнодушие, открытое сердце, радость от встречи, потому что Господь в этот момент и нам дает шанс ко спасению через проповедь.

Конечно же, важно, чтобы человек в дальнейшем возрастал духовно, оставался в церковной жизни. И нередки случаи, когда наши братья, мужчины, чувствующие призыв Божий, крестившись, через время пришли к священническому служению и приняли этот великий жребий с ответственностью и радостью.

– Отец Аркадий, существует практика оглашения. Расскажите, как это происходит.

– Узнать, когда и в каком порядке проходят огласительные беседы, можно в свечной лавке храма. Две огласительные беседы проходят те, кто становится крестными, и обязательно родители. Ведь они будут воспитывать детей во Христе и тоже должны понимать, о чем идет речь, какие обязательства налагаются на них.

Существует заблуждение, что ответственность за чад в плане духовного воспитания и возрастания ложится на крестных, а родители чувствуют отстраненность. Иногда вызывает огорчение тот момент, что люди, приходя на огласительные беседы, заранее не ожидают услышать для себя что-то новое, важное, не имеют даже блокнота и ручки, чтобы записать полезную литературу.

Взрослым же, готовящимся к Таинству Крещения, рассказывается о практических моментах богослужения, их подготавливают к исповедальной беседе. Они узнают, какие молитвы и почему читаются, настраиваются на духовную жизнь.

– Император Константин принял Крещение в конце своей жизни. Он сделал такой выбор довольно поздно, хотя, в общем-то, жил по-христиански. Почему?

– Император Константин при очень тяжелом жизненном пути был государственным деятелем своей эпохи. И приняв сердцем учение Христово, он, конечно, видел и осознавал ту пропасть, которая лежит между совершенством, к которому призывает нас Господь, и существующей кривизной души человека. Таким образом, он проявил благочестие, считал себя недостойным звания христианина в том положении, в котором он пребывал на момент своего властвования.

По этому поводу можно услышать всякие мнения, кто-то упрекает равноапостольного царя чуть ли не в лицемерии и хитрости из-за того, что он покаялся в конце своей жизни. Но это упрощенный и грубый взгляд. Здесь видно осознание собственного недостоинства, и это уникальный пример. Но он не подходит для каждого человека, ведь свято место пусто не бывает и, если мы не дадим возможность человеку креститься во младенчестве, его не будет наполнять Божия благодать. А то, что не наполнено благом – заполнится чем-то другим.

– Кстати, сегодня люди часто говорят: пусть ребенок вырастет и сам решит, нужно ему это или нет…

– Разговоры о свободе беспочвенны. Мы же не размышляем о том, что ребенок идет в школу – мы заставляем его рано вставать, нагружаем его портфелем с книгами, тем самым совершая над ним принуждение и нарушая свободу выбора. А если бы взрослые этого не делали, он и не ходил бы в школу, не изучал бы своего языка, культуры, вырос бы, как «маугли». В этих действиях мы видим необходимость благого, полезного принуждения.

А в вопросах веры у нас возникает подозрительное свободолюбие. Если человек рождается в православной семье, совершенно естественно и органично воспитывать человека в православной традиции, как мы воспитываем его в свете русской культуры. Раньше таких взглядов не возникало. В Книге Деяний читаем, что апостол Петр пришел в дом сотника Корнилия, где «крестился он и дом его». То есть все, кто был в доме, принимают Крещение. По-другому было просто немыслимо.

Надо крестить ребенка и содействовать ему в духовном возрастании, помогать, чтобы его душа укреплялась благодатью и ограждалась от чуждых влияний.

Идите и научите

Настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска протоиерей Александр Милованов:

– Отец Александр, вопрос о катехизации актуален давно, существуют и открываются курсы на приходах. Как бы Вы рассказали новоначальному о православной вере?

– Все зависит от уровня образования, духовных запросов и церковного опыта человека. Нельзя, конечно же, дать универсальные советы и ответы сразу на все вопросы – это просто наивная ошибка.

На первоначальном этапе надо говорить с человеком о церковных, догматических вещах осторожно, потому что они еще закрыты от него. Но сам человек может уже прилагать усилия в самостоятельной подготовке. Митрополит Антоний Сурожский советовал начинать с чтения Евангелия от Марка. Оно самое краткое и доступное. Можно знакомиться с житиями святых – образцом для подражания и ярким свидетельством о славе Церкви. Уж совсем точно следует знать житие своего святого, ведь, как говорят, «по имени и житие».

– Существует у нас в народе такая привычка: закончили школу, институт – образование на этом закончилось. Прослеживаете ли Вы подобную тенденцию: люди, которые заканчивают катехизацию, развиваются ли далее?

– Если человек вошел в Церковь и продолжает в ней жить, то он начинает понимать, что в современном мире быть неучем просто нельзя. Как мне свидетельствовать о своей вере, как вести полемику с теми, кто заблуждается? Как только мы попробуем совершить такой шаг и вступим в такой диалог, то почувствуем, как нам не хватает основательности в этих знаниях. И тогда начинается наш поиск того, что делать с учебой.

– Можно ли мотивировать людей к духовному просвещению?

– Наверное, правильно вопрос надо ставить иначе, не что, а Кто может мотивировать к духовному просвещению. Мотивировать должна вера во Христа. Если человек верит в Бога, то доверяет Ему. Если человек доверяет Богу, то все, что Он говорит, становится для человека очень важным. А Господь говорит: «Идите и научите». Не только апостолам сказал, но всем нам.

Когда мы начинаем это делать, то перед нами встают прямые вопросы – как это делать, как мы можем донести до других свою веру, свидетельствовать о ней. Ведь мы должны понимать, что в Церковь пришли не только для того, чтобы спасти самого себя, но и ближнего.

Людмила Питайчук
Поделиться в: