По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Споборник воинов, царей хранитель

Православная Церковь 8 ноября вспоминает житие и подвиг одного из наиболее чтимых святых — великомученика Димитрия Солунского, великого воина и правителя, пострадавшего за Христа в начале IV века.


Апостол для Солуни

Память этого святого издревле связывалась на Руси с воинским подвигом и защитой Отечества. Русские воины и князья особо почитали святого Димитрия и всегда верили, что находятся под его особым покровительством.

Великомученик Димитрий родился в городе Солуни (ныне — Салоники) в Греции в тревожное время правления богоборцев Диоклетиана и Максимиана. Его отец занимал должность проконсула, то есть был верховным правителем провинции и являлся тайным христианином. Супруги долго не имели детей и усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына. Призвав священника, они тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и стали наставлять в христианской вере.

После смерти проконсула император Максимиан вызвал Димитрия на беседу. Убедившись в его образованности и военно-административных способностях, император назначил его проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого правителя, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого», — говорил император.

Вступив в новую должность, Димитрий возвратился в Фессалоники и сразу же публично исповедал Господа Иисуса Христа. Вместо того, чтобы казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи. Составитель его жития Симеон Метафраст писал, что новопоставленный правитель стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом», который основал когда-то в этом городе первую общину верующих.

Когда Максимиан узнал о проповедничестве назначенного им проконсула, гневу его не было границ. В то время он как раз возвращался из похода в Причерноморье и сразу же решил вместе со всем войском идти через Фессалоники. Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему служителю раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, он призвал к себе Димитрия, который смело исповедал себя христианином, обличив всю неправду римского многобожия. Максимиан приказал заключить «предателя» в темницу. В заточении великомученику Димитрию явился Ангел, который возложил ему на голову венец и призвал готовиться к мученическому подвигу.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель Димитрия cвятой Лупп собрал на полотенце кровь своего святого господина и смочил в ней его перстень. Этими святынями он стал исцелять больных, за что также был предан смерти.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. А сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, были обретены мощи мученика, совершенно нетленные и источающие благовонное миро.

С VII века при раке великомученика Димитрия началось чудесное истечение благовонного мира, которое было настолько обильным, что вынуждены были установить раковину. В связи с этим великомученик Димитрий получил церковное именование Мироточивого. Церковный писатель Иоанн Анагност сообщает, что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.

Несколько раз почитатели солунского чудотворца пытались перенести его святые мощи или их частицы в Константинополь, но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться защитником родных Фессалоник. Не раз неприятельские войска в ужасе бежали от стен Солуни, гонимые огненным сияющим мужем на белом коне в белоснежной одежде.

На иконах святой изображается в воинских доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей — с ними и я спасен буду, если погубишь — с ними и я погибну».

Почитание на Руси

Почитание великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. В начале 70-х годов ХI столетия был основан Димитриевский монастырь в Киеве, известный впоследствии как Михайловский Златоверхий. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом. Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 1194–1197 годах великий князь Всеволод Большое Гнездо «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от его гроба, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Также в Димитриевском соборе хранилась сорочка, пропитанная кровью великомученика.

Почитание святого продолжилось и в Московской Руси — в честь Димитрия в 1280 году князь Даниил построил в Москве первый каменный храм. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.

Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской также был ревностным почитателем святого Димитрия. Преподобная Евфросиния Полоцкая хранила крест, в котором были частицы крови великомученика.

В Древней Руси день памяти святого Димитрия был в числе больших праздников. Службу обыкновенно совершал сам Патриарх в присутствии государя. В 1369 году святитель Алексий Московский установил в числе новых седмичных постов Димитриевский в память избавления Москвы от осады великим князем Литовским Ольгердом: «положили есмо пост неделю Дмитрову дни, а заговети октябра 19 день».

Этот пост не укоренился в русской церковной практике, но повлиял на установление в скором времени (после Куликовской битвы, в 1380 году) празднования Димитриевской родительской субботы в память воинов, павших в Куликовской битве. По преданию, во время обедни в церкви князю Димитрию Донскому явилась Богородица, которая в окружении Ангелов ходила по Куликову полю, отпевая погибших православных. После этого Димитрий Донской и учредил правило — поминать в Димитриевскую субботу всех павших в битвах.

Святыни

базилика святого Димитрия в СалоникахНа сегодняшний день мощи святого великомученика находятся в православной базилике, построенной на месте его гибели, в Салониках. Храм является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. На стенах, несмотря на пожары и многочисленные переустройства, до сих пор сохранились фрески V века.

В наши дни мощи святого Димитрия не мироточат, как ранее, но раз в год, 8 ноября, в день памяти святого, гробница вскрывается и из нее изымают кусочки ваты, пропитанные целительной благоухающей росой.

В Великой Лавре Афона сохранились мощевики XI–XII веков с кровью великомученика, а также святыни с кровью и миром находятся в Британском музее г. Вашингтона.

Ради спасения душ своих соотечественников и великой любви к ним святой Димитрий Солунский отважился, употребив данную ему власть, на проповедь христианства, не побоясь страшных мучений и самой смерти. Вдохновляясь примером жизненного подвига святого великомученика Димитрия, будем так же смело и открыто исповедовать свою веру, чтобы возродиться для жизни вечной.

 Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: