Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Митрополит Всероссийский

Православная Церковь воспитала множество святых подвижников. Один из них — крупнейший деятель ХIХ столетия святитель Филарет, митрополит Московский. Его жизнь — уникальное сочетание строгого подвижничества, кипучей административной деятельности и высокого богословия. Возглавляя московскую кафедру на протяжении 46 лет, он определил собой целую эпоху в жизни Русской Православной Церкви, по праву именуемую «филаретовской».

Родился будущий митрополит 26 декабря 1782 года в священнической семье в древнем подмосковном городе Коломна и в крещении был назван Василием. Начав свое образование в Коломенской духовной семинарии, Василий Дроздов завершил его в Троице-Сергиевой Лавре. Здесь в полной мере раскрылись все его дарования. Талантливого студента заметил Московский митрополит Платон (Левшин). В 1808 году он оставил Василия преподавателем поэтики и риторики в лаврской семинарии. Митрополит признавал превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, — говорил великодушный архипастырь, — а он пишет по-ангельски».

16 ноября 1808 года в возрасте 26 лет Василий принял постриг с именем Филарет, а через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона. Через год молодой монах Филарет из тихого лаврского приюта был вызван в Санкт-Петербург, где началось его быстрое продвижение по служебной лестнице. Стремительность его «карьерного роста» поразила современников: 1809 год — рукоположение в сан иеромонаха и назначение ректором духовного училища, 1810 год — назначение бакалавром в Духовную Академию, 1811 год — возведение в сан архимандрита и пожалование наперсным крестом с драгоценными камнями «за отличие в проповедовании Слова Божия», 1812 год — назначение ректором Духовной Академии и настоятелем Новгородского Юрьева монастыря, 1813 год — награждение орденом святого князя Владимира 2-й степени «за неусыпные труды по званию ректора и профессора богословских наук в Санкт-Петербургской Духовной Академии», 1814 год — пожалование высочайшего рескрипта и звания доктора православного богословия, 1816 год — пожалование панагией «за ревностное служение по части образования духовного юношества» и определение настоятелем московского Новоспасского монастыря с оставлением при Духовной Академии. Всего за несколько лет никому не известный провинциальный монах стал одним из видных и авторитетных церковных деятелей. Основаниями для его взлета стали не только очевидные таланты, но и неустанный, самозабвенный труд.

В 1821 году Промысл Божий судил святителю Филарету занять кафедру правящего архиерея Московской епархии и священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. А еще через 5 лет московский святитель был возведен в сан митрополита, на этом посту он оставался до своей кончины. Святитель возглавил Московскую епархию в сложное время всеобщей проповеди католицизма. Таким образом, он оказался в центре борьбы за укрепление Православия в русской жизни. Спасение России митрополит Филарет видел в христианском просвещении, чем он активно занимался на протяжении всей своей жизни.

Посещая Москву, каждый иерарх считал своим долгом навестить и получить наставление «всероссийского архипастыря». Святитель Филарет участвовал в важнейших государственных делах, к нему за советом обращались государи и многие замечательные люди России, он стал редактором Манифеста об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Император Николай I говорил: «Пока у меня в Москве Филарет „Мудрый”, я за державу спокоен».

Но при всем своем законопослушании и готовности повиноваться самодержцу, когда дело заходило о необходимости жертвовать верой ради угождения власти, митрополит Филарет занимал непримиримую позицию. В 1834 году он отказался освящать Триумфальную арку, украшенную изображением языческой богини славы, несмотря на явный гнев государя Николая Павловича.

«Маленький, хрупкий, но с глазами, полными жизни и ума, он непобедимой высшей силой господствовал над всем, что происходило вокруг него», — писал о нем Ф. И. Тютчев. Несмотря на всю свою непрестанную деятельность, он оставался истинным монахом, строгим подвижником. Казалось бы, какое уж тут монашество: посреди шумной Москвы, постоянно в окружении людей и в кипении множества дел. Но это все внешнее. А внутренней, духовной жизни митрополита Филарета не знал никто.

Лишь своему духовнику он открывал свои думы, сомнения и переживания. Вместе они основали в 1842 году неподалеку от Лавры Гефсиманский скит с особо строгим уставом. Главным было для него постоянное служение Богу, совершение Литургии, составление и чтение проповедей. Даже в пору немощной старости он служил каждое воскресенье, если только болезнь не приковывала его к постели. Тихим, слабым голосом произносил святитель проповеди, почти всегда читая их по бумаге. Его духовник однажды спросил: «Отчего не беседуете Вы с народом в храме без приготовления? И в обыкновенном Вашем разговоре каждое Ваше слово хоть в книгу пиши…» — «Смелости не достает», — со смирением ответил великий проповедник.

Для многих он был не только митрополитом, но и духовным наставником. Награжденный от Бога даром прозорливости и исцелений, святитель уже при жизни многими почитался как святой. К концу жизни авторитет Филарета был таков, что современники именовали его «митрополитом Всероссийским» или «природным Патриархом Русской Церкви». Однако людские похвалы, которые доходили до слуха святителя, он считал вредными для души.

Скончался святитель Филарет 19 ноября 1867 года в Москве, на Троицком подворье в воскресный день после совершения им Литургии и приема нескольких гостей. Историки писали, что с его смертью рухнул огромный столб, поддерживавший своды Православия на протяжении целой «филаретовской» эпохи.

Сегодня мощи святителя Филарета покоятся в Москве в Храме Христа Спасителя, постройкой которого он духовно руководил.

Подготовила Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: