Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Замечания…

Во время богослужения или вне его в храме у некоторых прихожан или работников возникает желание сделать замечание человеку, впервые пришедшему в храм или заходящему в него нечасто. Когда такие люди приходят в храм, то зачастую они не знают правил поведения, даже крестное знамение совершают неправильно. А иногда к Святой Чаше подходят без подготовки и Таинства Исповеди. Как правило, они делают это по неведению, без злого умысла, с большим желанием научиться основам веры. И часто от нас с вами, дорогие прихожане, зависит, захотят ли эти люди делать последующие шаги.

Не всегда на эти ситуации некоторые постоянные прихожане или работники храма реагируют доброжелательно. Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает: «У нас нет, к сожалению, до сих пор культуры общения с людьми, случайно вошедшими в храм. У нас некоторые прихожане воспринимают себя в церкви, как хозяева. И вот заходит молодой человек или девушка — особенно, если она зайдет в брюках или без платка — и вместо того, чтобы сказать ей какое-нибудь хорошее или ласковое слово, они набрасываются на нее и начинают ее осуждать. И иногда это все сопровождается грубостью, неприязнью. Я думаю, что это абсолютно недопустимое поведение. Мы в церкви не хозяева, хозяин в церкви — Бог. И если человек зашел с улицы, и он не так одет или он не там встал — не на это надо обращать внимание, а надо обращать внимание на то, что человек пришел к Богу. Если человек пришел к Богу, значит, что-то его привело. И мы должны всякому человеку открыть двери в церковь. А это значит, что мы должны всякого встречать приветливо, с любовью. И не смотреть на то, во что он одет, а смотреть на то, что у человека на сердце».

К замечаниям в храме необходимо относиться с большой осторожностью. Порой человека приводят в храм скорби, трудные жизненные обстоятельства и ему надо просто побыть наедине с самим собой в храме, помолиться в глубине души. А тут кто-то пытается сделать замечание, научить, вразумить.

Бывает так, что вместе с замечаниями, которые делают миряне людям, впервые зашедшим в храм, прихожане начинают учить основам веры, давать советы, а этого делать нельзя. Если и возникает вопрос, связанный с духовной жизнью, то необходимо его решать со священником. Как правило, в каждом храме даже и во внебогослужебное время дежурит батюшка, с которым можно поговорить, задать необходимый вопрос. А к наставлениям от прихожан или церковных работников надо относиться крайне осторожно.

По 64-му правилу Трулльского собора, «не подобает мирянину пред народом произносити слово или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительного слова, и от них поучатися божественному». Учительство является особым благодатным служением, и потому учить в Церкви могут только те, кто получил благодать учительного слова — священнослужители.

Порой бывает так, что пожилые прихожанки частенько начинают себя воспринимать в качестве охранниц Церкви. Стоят и следят за людьми: кто, где и как стоит. Начинают расставлять нормально, компактно стоящих людей так, как им нравится. Отвлекают этим от службы, вызывают раздражение и желание встать где-нибудь поближе к молодым и неворчливым. «Опытные» прихожанки считают, что раз человек молодой, значит, не сведущ в тонкостях церковных правил. Из их уст вместо доброго, утешительного слова звучит раздраженное поучение, в котором подчас содержатся суеверия на грани язычества.

Такое ощущение, что некоторые люди ходят в храм не молиться, а следить за другими — кто и что делает не так. Стало уже привычным, что на вопрос: «Почему вы не ходите в храм?», мы слышим ответ: «Зайдешь в храм, а на тебя сразу зашикают: не так одет, не вовремя свечку зажег!». Получается, что мы очень внимательны к соблюдению канонических и просто традиционных правил при полном равнодушии к человеку, к его чувствам, к его судьбе? Это ведь не праведность, а это именно фарисейство, лишенное любви.

Необходимо помнить, что всякий разговор в храме, даже из благочестивых намерений, только добавит беспорядка. И самое главное: вразумлять «незнающих людей» — дело служителей храма. Самым лучшим для прихожанина будет смотреть за собой и подавать добрый пример другим.

Конечно, бывают такие ситуации, когда необходимо сделать замечание или кого-то поправить. Но это надо делать очень аккуратно, без всякой грубости. И стараться помочь человеку с любовью и кротостью. А не выгнать своими грубыми замечаниями из храма.

У всех прихожан, работников храма должны быть всегда на памяти слова Святейшего Патриарха Алексия I: «В храме не место ссорам, интригам, человек должен найти в храме любовь и чистоту, противостоящие суете. Неужели нам нужно учиться у сектантов, которые встречают каждого приходящего с любовью?».

Не все люди, заходящие в храм, достойно себя там ведут. Игумен Нектарий (Морозов) пишет по этому поводу: «Порой приходят люди, которые спрашивают, нельзя ли искупаться в купели для крещения за деньги. И люди нездоровые приходят постоянно. Чего только нет… Многие идут в храм, совершенно не понимая, куда они идут, — с ведром, лопаткой, с детским велосипедом, с банкой пива… стоя в храме, пьют воду “из горла”. Им даже дела нет ни до благочестия, ни до благоговения». Или человек заходит в храм в сильном алкогольном опьянении. Конечно, такого «захожанина» надо просто вывести из храма. Но вот как раз в этом случае бывает так, что на него никто из прихожан не обращает никакого внимания. Священнику порой самому приходится выводить нетрезвого человека за порог храма.

Также и сам священник иногда вынужден делать замечания. Например, когда совершается Божественная литургия, в момент, когда хор поет запричастный стих, и церковная завеса закрывается, священнослужители в алтаре начинают причащаться Святых Таин. В этот момент многие прихожане начинают разговаривать, ходить по храму. И батюшке приходится прерываться от сосредоточенной молитвы, выходить из алтаря и начинать успокаивать, вразумлять народ.

Если нам сделали замечания в храме или в каком-то монастыре, то к ним надо относиться спокойно и со смирением. И помнить слова митрополита Илариона (Алфеева): «Люди приходят в Церковь со своими грехами, со своими недостатками, и, к сожалению, эти недостатки проявляются в Церкви точно так же, а может быть, даже еще более ярко, чем они проявляются в обычной мирской жизни. Обо всем этом надо помнить тому человеку, который приходит в храм».

Священник Кирилл Бауков


* * *
Советы оптинских старцев

Преподобный Лев (Наголкин) Оптинский:

«Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь».

«Живущие без внимания к самим себе никогда не удостоятся посещения благодати».

«Когда не имеете спокойствия — знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, кои вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29)».

Преподобный Амвросий (Гренков) Оптинский:

«Когда в церковь идешь и из церкви приходишь, должно читать: „Достойно есть”. А в церковь пришедши, положить три поклона: „Боже, милостив буди мне”, и проч. В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби».

«Напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному… неудовлетворительность наша душевная и духовная происходит от нас самих, от нашего неискусства и от неправильно составленного мнения, с которым никак не хотим расстаться. А оно-то и наводит на нас и смущение, и сомнение, и разное недоумение; а все это нас томит, и отягощает, и приводит в безотрадное состояние. Хорошо было бы, если бы мы могли понять простое святоотеческое слово: “Аще смиримся, то на всяком месте обрящем покой, не обходя умом многие иные места, на которых может быть с нами то же, если не худшее”».

Преподобный Исаакий (Антимонов) Оптинский:

«Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию; в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных».

Преподобный Иларион (Пономарев) Оптинский:

«Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить Церковь и будем к ней усердны; она нам отрада и утешение в скорбях и радостях».

«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце».

«Замечания делай, не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого».

Оставить комментарий
Поделиться в: