Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Независимо от эмоций

Человеку свойственно желать радости, положительных эмоций. Вот и в храм мы часто приходим в поиске душевного утешения, радостных впечатлений. А что делать, если в какой-то момент богослужение, участие в Таинствах не приносит прежних эмоций? Мы продолжаем разговор об эмоциях, их роли в нашей жизни с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) Алексием Талалаевым.


— Когда чувства нас обманывают, и мы «рады обманываться сами»?

— Человек, придя в Церковь, старается как-то контролировать свои эмоции, переделывать себя, но иногда это происходит очень болезненно. Ведь кардинально изменить себя очень тяжело: были одни привычки, были одни поступки, а сейчас ты должен от них отказываться. Человек начинает чувствовать себя не комфортно.

Мы стараемся найти эмоциональное подтверждение правильности своего духовного пути. С этим приходится сталкиваться на исповеди. «Вот на прошлом Причастии я почувствовала такое облегчение, радость, а вот сейчас причастилась, и ничего. Я, наверное, неправильно поисповедалась и говела» — иногда слышишь такие слова.

Благодать Божья не всегда действует именно так, как мы хотим. Мы могли не почувствовать какого-то безмерного ликования, но то, что не видно нам, — видно Господу. И если мы хоть немного изменились, на миллиметр продвинулись, то Господу это видно, но мы не всегда это так тонко ощутим. Мы не должны ждать от того, что пришли в храм, от того, что исповедуемся, причащаемся, участвуем в Таинствах, богослужении, какого-то эмоционального всплеска, какого-то быстрого изменения. Опять же, если у нас нет покаянных слез, мы не должны выдавливать их из себя — это лицемерие.

Совсем иначе все обстоит у новоначальных. Когда человек только приходит в храм, Господь будто носит его на руках. Человек встает на молитву, просит о чем-то: и буквально на следующий день это исполняется. Соблюдать посты? Да запросто. Молитвенное правило? Да какое угодно. Богослужение выстаивать? На одном дыхании. Новоначальный на самом деле чувствует эту радость, причем неподдельную, а радость духовную. Но наступает такой момент, когда благодать отходит, и человек должен сам работать. Ведь, если Господь даст человеку все даром, — за что ему награда? Он должен проявить свою свободу выбора. Господь показывает, как хорошо быть с ним, и ждет от человека хоть маленького отклика, собственного усилия.

И вот когда благодать отходит, это такая отправная точка для очень многих действий. Некоторые люди продолжают искать восторженного состояния, которое было в начале, и впадают в прелесть и экзальтацию. Они подсели на этот эмоциональный «допинг», и в богослужениях, Таинствах продолжают его искать. После этого некоторые разочаровываются и уходят. Другие люди продолжают ходить по инерции. Пришли, помолились, ушли. Вот такая привычка. Третьи же начинают выдумывать себе духовные переживания, даже если их нет. Человек начинает их искусственно вырабатывать — это тоже неправильная крайность.

Мы ходим всегда перед Господом. То есть христианин должен всегда осознавать, что он творит. Будь это в магазине, на улице, в транспорте, в храме — вот пред нами Господь. Чтобы это научится чувствовать, нужно развить в себе ту любовь, которую имели святые. Это долгий, трудный путь работы над собой.

Для того чтобы мы не унывали, Господь очень часто посылает нам свидетельства того, что Он есть. Вот из своей недолгой пастырской практики могу привести такой пример: мне позвонила женщина. У нее умирала мать. Она в свое время ходила в храм, но после инсульта была уже не в состоянии его посещать. Необходимо было ее соборовать и причастить. Женщина была в спутанном сознании, мы боялись, что она не сможет принять Святые Дары. Соборование длилось больше полутора часов. Затем я обратился к ней: «Вы знаете, кто я?». Она кивнула. Я спросил: «Вы хотите исповедоваться? Причаститься?». Она ответила: «Да». Господь явил мне действие Своего чуда. Через неделю женщина умерла. Я ее отпевал. Спросил, как она чувствовала себя в последние дни, и мне сказали, что с момента Причащения ее сознание начало угасать. Духовное чудо было явлено для нее, а для меня это было очередным удостоверением в силе и всемогуществе Божьем. Господь дал ей возможность покаяться, приобщиться Христовых Таин.

Не нужно специально искать каких-то особых духовных впечатлений. Господь открывает в тот момент, когда это необходимо. Если нужна духовная помощь, Господь обязательно даст почувствовать Свою близость. Если нужна будет помощь земная — материальная, физическая, Он обязательно пошлет человека, который тебе ее окажет.

5.jpg— Насколько рационально пытаться тотально контролировать все чувства и эмоции?

— Контролировать эмоции тотально? Не думаю, что так стоит делать. Ведь мир без эмоций беден, а человек без эмоций — это не человек. Другое дело, что их нужно приводить в порядок. И при этом надо быть искренними.

— Как бороться с лицемерием, когда мы скрываем от себя самого свои пороки за внешним выполнением правил и норм?

— Если это человек — воцерковленный, регулярно приступающий к Таинствам, то он осознает это в себе. Другое дело, что на самом деле сталкиваешься с двойными стандартами. Человек ведет себя в храме совсем иначе, чем в мире. Здесь о чем можно сказать? Первый момент: если человек представляет себя «хорошим» и начинает в это верить, то тут уже можно говорить о прелести духовной. Когда человек находится в высшей степени гордости, он не замечает своих грехов. Он не осознает себя и любое критическое замечание воспринимает как уничижение и терпит ради Господа, не испытывая раскаяния, а чувствуя себя невинным «мучеником».

— Как же ему выбраться из самообольщения?

— Тут может помочь молитва окружающих за него. Ведь, например, если человек, пришедший первый раз в жизни на исповедь в 50 лет, говорит: «Нет у меня никаких грехов вроде бы», ему сложно самому сразу осознать свою греховность.

— А есть ли другая крайность, когда человек говорит: «Виноват во всем абсолютно»?

— Да, бывает и так. Зачастую такие люди приходят на исповедь с четырьмя листами А4, исписанными с двух сторон. «Съела конфетку шоколадную в среду…» и прочее, прочее.

Что такое покаяние? Покаяние — это изменение. Какое? Я возненавидел грех, страсть, какой-то поступок, проявления страсти и старюсь с этим бороться, чтобы он не повторился. Люди, которые осознают это, приходят и каются, иногда в одной страсти, в одном грехе, но видно, что это покаяние выстраданное. Видно, что оно приносит ту душевную скорбь, которая заставляет шестидесятилетнего мужчину плакать на исповеди. Иногда важнее даже вот это одно слово, предложение и желание измениться, чем четыре исписанных листа. Наверное, все-таки нужно начинать с разбора больших камней и потом переходить к песку.

Матерью всех грехов считается гордость, она присуща каждому человеку, от нее не освобожден никто, в тех или иных проявлениях она есть. А дальше уже в зависимости от склонности человека, от его эмоциональный сферы, его темперамента, характера — тут, наверное, можно уже и другие страсти обнаружить.

— Так как же установить внутренний порядок и тишину?

— Мы должны научиться принимать то, что имеем. Нужно принимать все, что дает Господь, и не противиться воле Божией.

Устраивается внутренняя жизнь тогда, когда выстраивается правильная иерархия, когда душа подчинена духу, а тело душе. Тогда можно говорить о гармонии, и все наши эмоции придут в то состояние, в которое должны.

Нужно возлюбить ближнего. А как это сделать? Очень просто — надо возлюбить его, как самого себя, а мы себя очень любим. И сердце будет говорить тебе о том, что ты должен сделать для этого человека. Не ждать или не выдумывать каких-то дел, а просто быть рядом, думая о благе ближнего как о своем.

Беседовала Надежда Юдахина

* * *

Советы святых отцов

Преподобный Макарий Египетский:

Многие, строго наблюдая за внешним, упражняясь в науках и заботясь о жизни правильной, думают, что такой человек совершен, не вникая в сердце, не примечая там пороков, какие обладают душою.

Блаженный Диадох Фотикийский:

Лукавые демоны действуют на душу через телесные чувства, а благодать через умное чувство ведет человека к радости… Благодать скрывается в глубине ума, в умном чувстве.

Святитель Филарет Московский:

Надобно, чтобы душа подвизалась сквозь толпы помыслов пробиться в область чистой любви.

Не надобно страстно желать исполнения и добрых предприятий, а молить Бога, чтобы Он благоволил исполниться им, если то во благо, или дал им иное, нежели какое мы хотим направление, в воле Его святой.

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Не волнуйтесь, но в спокойствии духа предавайтесь воле Божией. Бог ведает, что творит. И все, что творит, творит по великой благости Своей, по премудрейшим и неисследимым судьбам Своим. Говорите чаще себе: «Буди воля Божия!». В сию успокоительную и священную мысль да погружается ум Ваш и сердце.

Все наши добродетели имеют примесь нечистоты, происходящей от немощей наших.

Хранись от мечтательности, которая может тебе представить, что ты видишь Господа Иисуса Христа, что ты Его осязаешь, объемлешь. Это — пустая игра напыщенного, гордого самомнения! Это — пагубное самообольщение! Этот род самообольщения святые аскетические писатели называют «мнением». Святой Иоанн Карпафийский определяет мнение так: «Мнение есть упитательство души тщеславием и суетное дмение ума».


Оставить комментарий
Поделиться в: