Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Узнать себя среди героев

Каждый человек знаком с сюжетом Евангельской притчи о блудном сыне. Об этой притче Христа говорят, что если бы из всего Евангелия осталась только она, то и одной ее было бы довольно, чтобы показать всю глубину Божией любви к человеку.

Тема всей жизни

У большинства людей моего возраста первая встреча с притчей произошла благодаря картине голландского художника Рембрандта ван Рейна «Возвращение блудного сына». На странице учебника истории за 7 класс я впервые увидела репродукцию картины. В учебнике было дано краткое пояснение, разумеется, без ссылок на Евангелие. И хотя в ту пору не имела представления о первооснове сюжета и жизненном пути художника, но картина исподволь запомнилась. Удивительно, насколько мое, почти детское восприятие сюжета картины совпало с пониманием Евангельской притчи о блудном сыне.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, в котором экспонируется картина, неоднократно говорил, что все картины музея бесценны, но лучшая из них «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Перед картиной зрители стоят часами, силу ее воздействия сложно описать, она меняет ход мыслей, взывает к милосердию, прощению, доброте. И заставляет по-новому посмотреть на себя, найти себя среди персонажей картины. При этом художнику удалось донести до сознания зрителя глубокое содержание притчи, не прибегая к обилию деталей и, в сущности, отходя от прямой трактовки сюжета.

В мировом искусстве эта тема является одной из самых востребованных. Сотни живописных полотен посвятили художники теме грешника, прощеного отцом. Пытаясь придать картинам поучительно-дидактический характер, художники Средневековья использовали многочисленные детали. Создавали целые серии картин, описывая странствия блудного сына в «стране далече». Рембрандт же в своей трактовке лаконичен, предельно ясен и глубок.

«Возвращение блудного сына» является одной из последних работ Рембрандта. Датируется она 1669 годом, в этом же году художника не стало. Не случайно именно в последний год своей жизни художник обращается к этому сюжету. Что он хочет донести до зрителя, о чем хочет рассказать?

Долгие годы художник чувствовал себя младшим сыном, который, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно (Лк. 15, 13). Рембрандт был восьмым из девяти детей в семье мельника. Младшего сына отец решает послать учиться в престижную Латинскую школу и в университет, «дабы своей ученостью он смог наилучшим образом служить городу и родной стране». Отец видел его юристом или богословом.

В четырнадцать лет Рембрандт записывается в университет, но интересуется не столько правом и теологией, сколько живописью и рисунком, так что отец, в конце концов, вынужден был забрать его из университета и отправить учиться к художнику. Так Рембрандт выбирает свой путь, который подчас напоминает «страну далече» из Евангельской притчи о блудном сыне. Ранняя и шумная слава, восхищение современников, достаток и расточительство. Свое «имение», данный ему Богом талант, он расточает подобно блудному сыну.

Автопортрет с любимой женой Саскией, написанный в годы расцвета его славы и семейного счастья, художник называет «Блудный сын в таверне». На картине супруги изображены в момент семейного торжества, но веселье их кажущееся, мнимое, взгляд растерян, а слева перед ними изображена грифельная доска, на которой записывается счет посетителей как символ неминуемой расплаты за тщеславие (на столе блюдо, приготовленное из павлина, символизирующего этот грех) и беспутно растраченные дарования.

К теме возвращения блудного сына Рембрандт обращался несколько раз и на протяжении многих лет представлял эту тему по-разному. В ранних вариантах сын бурно выражает свое раскаяние и покорность. В серии более поздних рисунков душевные порывы отца и сына не так обнажены, элемент назидания исчезает.

Почему на склоне лет художник вновь возвращается к Евангельской притче? Череда личных потерь, каждую из которых он воспринимает очень глубоко, отрезвляет художника. Ранняя смерть любимой жены Саскии, слухи, порочащие честное имя художника, предательство учеников, стесненность в средствах, смерть второй жены. Шумная слава бурной молодости художника сменяется забвением. Только одна дочь из пяти детей Рембрандта пережила его. В год написания картины умирает от чумы единственный духовно близкий Рембрандту человек — его сын Титус. Боль, отчаяние, одиночество, охватившие художника, заставляют его вновь вернуться к знакомому сюжету. Именно теперь усталый и больной Рембрандт испытывает потребность в покаянии, этим покаянием и стала картина «Возвращение блудного сына».

О чем расскажет каждая деталь

Сюжет картины частично совпадает с заключительной частью Евангельской притчи. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. В левой части картины изображен спиной к зрителю коленопреклоненный блудный сын, стоящий перед милосердным отцом. За этой сценой наблюдают четверо свидетелей, один из которых, стоящий справа, выделен художником наиболее ярко.

В картине нет устремления героев навстречу друг другу, как это происходит в тексте. Мы видим момент встречи блудного сына с отцом. С потрясающей силой изображено сияние света, который наполняет собой эту сцену. У этого света нет внешнего источника, он исходит изнутри, озаряя сиянием изображенные фигуры. Этот прием вообще типичен для Рембрандта, который словно высвечивает героев из темного пространства полотна картины.

Образ отца соединяет в себе царственность и человечность. Свои руки он не судорожно, не лихорадочно, а умиротворенно возложил на плечи сына. Именно они, эти руки, — самая светлая часть полотна. В этом жесте все: и прощение, и благословение, и защита, и поддержка. Исследователи отмечают характерную деталь. Руки отца расположены почти симметрично, но написаны совершенно по-разному. Правая рука с длинными тонкими пальцами похожа на женскую, ее прикосновение нежное, утешающее. Левая ладонь отца крепкая, по-мужски широкая, поддерживает, защищает.

Отец после стольких лет мучительных ожиданий наконец обрел покой, его лицо выражает безграничную любовь. Мы не можем рассмотреть глаз отца. Часть исследователей говорят о том, что художник изобразил его слепым, называя это «зрячестью, обращенной внутрь». Отец видит сердцем, ему не нужны зримые подтверждения раскаяния сына, главное, что он вернулся.

Отец из Евангельской притчи решает судьбу сына не по закону. Он был вправе изгнать его из дома, ведь тот уже получил причитающуюся ему часть наследства. Но отец встретил его так, как если бы блудный сын «пропадал и нашелся» — с распростертыми объятиями — и устроил пир в честь вновь обретенного сына. Он принимает его без сетований и мелких упреков, отравляющих радость встречи. Проявляя великодушие и мужество.

Лицо сына невозможно рассмотреть, но мы входим в пространство картины вслед за ним и воспринимаем происходящее именно с его позиции. Его движения робки, неловки, угловаты, он в полной мере ощущает свою греховность. Блудный сын обрит, подобно каторжнику, его голова покрыта струпьями. Некогда дорогая одежда, украшенная у ворота шитьем, превратилась в жалкое рубище.

Стоптанная обувь — символ тяжкого пути. Левая сандалия упала с ноги блудного сына — так велико было его стремление поскорее припасть к ногам отца, что он не заметил этого. Мы видим его стертую ступню, которая, с одной стороны, символизирует его блуждания, его уязвимость, незащищенность, а с другой — олицетворяет мысли о скором уходе из жизни, терзающие самого художника, без сомнения, видевшего самого себя блудным сыном.

Диссонирует с жалким видом младшего сына изображенный на его поясе кинжал, символизирующий знатное происхождение и достоинство, не утраченное за годы странствий. Как бы низко ни пал он в своих блужданиях, ему хватило сил порвать с греховным прошлым, хватило решимости вернуться в отчий дом, несмотря на уязвленную гордыню и укоризненный взор старшего брата, который уже и не считает себя его братом, говоря о нем отцу с презрением «этот сын твой».

А блудный сын, плоть от плоти своего праведного отца, больной и обездоленный, возвращается в отчий дом, к тем нравственным основам бытия, от которых человек нередко уходит, обманутый ложными идеалами.

У сцены возвращения есть несколько свидетелей. Один из них, изображенный справа, привлекает особое внимание зрителя. Внешне он похож на отца, даже цвет его одежды повторяет царственно красный цвет отцовской мантии. Зная содержание Евангельской притчи, можно трактовать персонаж как старшего брата. Того самого, который, узнав от слуги о возвращении младшего брата, «осердился и не хотел войти» в дом. Который, сетуя на мягкосердечие отца, упрекает его за радость о вернувшемся. Старший сын считает себя праведнее других, не понимает великодушия отца по отношению к падшему брату. Он не разделяет радости нового обретения того, кто «был мертв и ожил».

Художник говорит о том, что прощение дается нелегко и тому, кто согрешил, и тому, кто сохранил праведность. И все же падший, но раскаявшийся грешник в трактовке автора гораздо ближе к отцу, чем надменный праведник.

Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» — это духовное завещание художника новым поколениям. Его исповедь. Его покаяние. Может, именно поэтому она долго не отпускает от себя. Как искренний и прямой собеседник, доверивший нам самое сокровенное, ничего не укрывший, обнаживший душу. И нам дорого это доверие.

Художник использует прием обратной перспективы, не отделяя себя от героев картины, таким образом, зритель становится не сторонним наблюдателем происходящей сцены, а ее участником. Линии сходятся не на горизонте, а на самом зрителе, происходит расширение пространства картины за счет включения в нее пространства, в котором находимся мы. Этим художник добивается удивительного эффекта присутствия: зритель — не сторонний наблюдатель происходящего, а один из его участников. Мы становимся свидетелями чьей-то живой судьбы. А может быть, и своей собственной?

Как же много пластов Евангельской притчи открывает нам художник! Как много граней одного-единственного молчаливого мгновения жизни, и как значительно это мгновение для всех героев картины и для нас — зрителей! Грех, гордыня, покаяние, лицемерное благочестие, осуждение, милосердие, любовь, надежда, прощение… Все вмещает в себя эта удивительная встреча.

Оксана Баландина

 

Оставить комментарий
Поделиться в: