Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Благодатный островок святости

Монастырь святого Герасима, один из старейших в Иудейской пустыне, существует и поныне, сохраняя традиции, заложенные преподобным.Устроенный по типу лавры — нового для Палестины типа монашеской жизни, он состоял из общежития для новоначальных иноков и келий, где подвизались духовно опытные монахи. При жизни преподобного в одних только келиях подвизалось более 70 человек.


Устав монастыря преподобного Герасима Иорданского отличался большой суровостью. Келии (обычно пещеры) были отдалены друг от друга, насельники лавры не общались между собой и только в субботу и воскресенье собирались в центральном храме для молитвы и Евхаристии. Монахи приносили сплетенные корзинки и циновки, продажей которых обитель зарабатывала на жизнь, трапезничали, брали свежие прутья для плетения, минимальный запас воды, продовольствия и расходились на неделю. Пищей для братии были только финики, сухари и вода. Огонь разводить не разрешалось. Однажды монахи попросили разрешить им по ночам читать при свече и развести огонь — согреть воды. Игумен Герасим ответил: «Хотите разводить огонь — живите в монастыре с новоначальными, а в отшельнических кельях я этого не потерплю». Никто из братии не имел никакой собственности, кроме рогожи для сна, одежды и сосуда для воды. Преподобный Герасим наказывал пустынникам не запирать двери келии, чтобы каждый путник мог войти и взять из этих вещей все, что ему нужно.

Расцвет монашества в Иудейской пустыне продолжался вплоть до прихода персов в 614 году. На этот момент там насчитывалось около 30 000 монахов, и почти все они были убиты персами — в монастыре до сих пор хранятся кости погибших. Ни разу с тех пор количество отшельников не приблизилось и к четверти того количества.

Во время арабо-израильской войны 1948–1967 годов территория монастыря находилась в юрисдикции Иорданского Хашимитского Королевства. Паломников не было, а сам монастырь был в запустении. Его возрождение началось лишь в 70-е годы с приходом в эти земли энергичного монаха-грека Хризостома (Тавулареаса), под чьим управлением монастырь находится и поныне. Помимо наведения порядка в обители, он начал писать картины на религиозные темы и даже получил премию ЮНЕСКО за одну из своих картин, выполненную в иконографическом стиле. Под его руководством монастырь ожил, в обитель стали приезжать паломники, поступать пожертвования.

Монастырь выглядит как крепость-замок посреди пустыни — в условиях постоянных угроз со стороны разбойников и грабителей монахи были вынуждены обороняться. При содействии Русской Духовной Миссии в конце XIX века здесь были построены современные здания.

В монастыре имеются две церкви. Главный престол Верхней церкви освящен в честь святого Герасима, а два боковых посвящены преподобным Евфимию, сыгравшему важную роль в жизни Герасима, и старцу Зосиме и преподобной Марии Египетской, которые также подвизались в этих краях.

При входе в монастырь слева находится чудотворная фреска-икона Божией Матери «Млекопитательница», по молитвам у которой Господь исцеляет многие болезни. Под главной церковью находится подземная церковь с пещерой, где, согласно преданию, останавливались на ночь во время бегства в Египет Пресвятая Богородица с новорожденным Богом-Младенцем и святым Иосифом Обручником.

В иконостасе, установленном в 1883 году, размещены и русские иконы: святого Герасима, Богоматери «Одигитрия», Христа Пантократора и святого Иоанна Крестителя. В конце XIX — начале XX века храм расписывали русские иконописцы, и великая княгиня Елизавета Федоровна принесла в дар монастырю огромное паникадило, которое сильно пострадало во время землетрясения в 2004 году.

20130215_st_gerasimus_001_5D3_8530.jpgВ обители монахи проживают по соседству с разнообразной живностью: кошки, птицы чувствуют себя здесь как дома. Рядом с монастырем находится небольшая мастерская, где мастера мозаичного искусства создают прекрасные панно различной тематики. Братия живет на собственном обеспечении. В обители есть сад с цитрусовыми и фруктовыми деревьями, огород с разнообразными овощами и зеленью, а также небольшая ферма.

Обитель очень гостеприимно принимает паломников. У входа в монастырь до сих пор стоит статуя золотого льва — символ единения человека и природы, единения во Христе.

Как же трудно нам, привыкшим к цивилизационным благам, постичь все величие жизни отшельников. Остается только радоваться, что мы имеем возможность хотя бы прикоснуться к той жизни, посетить те места, где святые оставались наедине с Господом, чтобы трудом и постом заслужить право называться праведниками.

Наталия Бондаренко

Оставить комментарий
Поделиться в: