Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Образ Благовещения

Сегодня мы продолжаем рубрику, рассказывающую о коллекции древнерусской живописи Третьяковской галереи, которая по праву считается одним из лучших собраний икон в мире. В канун Благовещения Пресвятой Богородицы мы познакомимся с древнейшими иконами домонгольского периода — Устюжским Благовещением и Деисусом, на котором изображены Архангел Михаил, Спас Эммануил, Архангел Гавриил.


Устюжское Благовещение

Благовещение Пресвятой Богородицы — это день, когда Православная Церковь вспоминает явление Деве Марии Архангела Гавриила. Он возвестил ей о будущем рождении Спасителя — Иисуса Христа: Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 30–31, 35).

Традиционно на иконах Благовещения изображают две фигуры — Архангела Гавриила, обращающегося с благой вестью к стоящей или сидящей Деве Марии. Есть две разновидности иконописного сюжета. На одном из них Богородица держит красную нить, из которой прядет завесу для Иерусалимского храма. Работа по прядению пурпура выпала Ей в соответствии с преданием, по жребию. Символически это означает, что она из своей плоти и крови плетет плоть Сына Своего. Одновременно существует и другое (более редкое) изображение: Богоматерь, черпая воду из источника, оборачивается к летящему с вестью Архангелу. Согласно апокрифической традиции, Пречистая Дева впервые увидела Ангела у источника, из которого набирала воду, а уже само Благовещение (то есть беседа с Архангелом Гавриилом) произошло позже в доме.

На Руси известно множество образов Благовещения Пресвятой Богородицы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». Она происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была вывезена в Москву по приказанию Ивана Грозного.

Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга. Согласно этому преданию, в 1290 году перед иконой Благовещения молился блаженный Прокопий Устюжский. Он просил Господа избавить Устюг от каменно-огненной тучи. Во время молитвы юродивого икона замироточила, храм наполнился благоуханием, а на небе случилась перемена: черная туча, нависшая над городом, рассеялась. Вскоре пошел слух, что в то же время в 20 верстах от Устюга упали на землю раскаленные камни, вокруг которых долгое время не зарастали лесные гари.

В честь чуда, связанного с иконой, установлено церковное празднество — «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге» 8 (21) июля. В XVIII веке проводились поиски упоминаемой в житии святого праведного Прокопия чудотворной иконы Благовещения в Великом Устюге, но она не была обнаружена. В связи с этим было выдвинуто предположение, что это и есть та самая икона Благовещения, которая была вывезена Иваном Грозным из Новгорода и хранилась в Успенском соборе.

По благословению Великоустюжского архиепископа Гавриила с иконы в 1747 году была сделана копия, которую торжественно перенесли в Великий Устюг. Владыка Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни святого Прокопия. В 1783 году в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архимандрит Александр (Лёвшин) кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, так же связав ее почитание с памятью праведного Прокопия Устюжского.

На иконе «Устюжское Благовещение» в лоне стоящей Богоматери изображен Христос, благословляющий правой рукой. Слева — Архангел Гавриил, обращенный к Богоматери и благословляющий Ее. Вверху в центре, в синем полукруге неба с золотыми звездами изображен Ветхий деньми в голубом ореоле славы. (Ветхий денми, Ветхий днями — символическое иконографическое изображение Иисуса Христа в образе седовласого старца.) Он сидит на красном престоле, у подножия которого — красные Херувимы, а выше по бокам — красные Серафимы с золотыми рипидами. Ветхий деньми в левой руке держит свиток, а правой благословляет Марию — от руки к Ней исходит синий луч. Хитон Его голубой, гиматий бледно-зеленый.

Архангел Гавриил в охряном с золотым ассистом хитоне и голубоватом гиматии, сквозь прозрачную ткань которого проступает оранжевый тон нижней одежды, приподняв голову с золотыми волосами, обращается с ораторским жестом к Марии. К концу его перекинутого через плечо гиматия прикреплено грузило, придающее отчетливость складкам.

Пресвятая Богородица в винно-красном мафории и темно-синем хитоне стоит перед троном, застланным орнаментированной золотой тканью; как бы прислушиваясь, Она склонила голову к вестнику. Поверх мафория на Ее груди изображается Младенец Христос в темном нимбе, с зеленоватой повязкой на бедрах. В опущенной левой руке Богоматери — моток киноварно-красной пряжи, нить которой поддерживается Ее поднятой к груди правой рукой. Волосы Архангела исполнены золотым ассистом по темно-коричневой охре.

Изображения Архангела, Девы Марии и Ветхого деньми окружены новым левкасом XVI века, заменившим утраченный первоначальный. При этом в соответствии с композиционными приемами XVI века были искажены контуры: головы уменьшены и фигуры сделаны более тонкими. Фрагменты древнего золотого фона уцелели вверху, у полусферы неба, и в нижней части, около фигур и у стоп Архангела. Позема не было. Фрагмент охры оранжевого оттенка (цвета хитона) над правой рукой Архангела Гавриила позволяет предположить, что первоначально он был изображен без крыльев, написанных на левкасе XVI века, лежащем также на нимбах и полях. Возможно также, что левое крыло Архангела было представлено поднятым.

Икона выполнена на липовой доске, с тремя поперечными и двумя накрест лежащими набивными шпонками. Первоначальный размер доски — 229 x 144 см. Позже икона надставлена со всех сторон сосновыми досками, увеличившими размер до 238 x 168 см.

Деисус

ДеисусДеисус от греческого слова δέησις, означает «моление, прошение». В композиции такой иконы, как правило, воплощается идея заступничества святых за людей перед Христом. В центре композиции изображается Спас Вседержитель (Христос), по сторонам обращенные к Нему Богоматерь и Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие святые. Фигуры располагаются в строго определенном порядке. Бывают деисусы оглавные (изображение одних голов), оплечные, поясные и во весь рост.

Деисусные иконы, в большинстве случаев из трех фигур, располагались над царскими вратами алтарных преград в XII–XIV веках. Кроме того, деисусы помещались над входными дверями и воротами церковных и гражданских зданий. Деисусные композиции часто изображались на верхних полях икон н входили в состав сложных композиций, таких, например, как «Страшный суд».

На иконе, хранящейся в Третьяковской галерее, изображен Спас Эммануил — Христос в отроческом возрасте. По бокам — обращенные к Нему с обеих сторон склоняющие головы Архангелы Гавриил и Михаил. Вохрение светло-коричневой охрой сильно утрачено. Санкири разные: у Архангела Михаила — темная охра зеленоватого оттенка, у Спаса — темная, у Архангела Гавриила — зеленая.

Одежды исполнены плотным слоем красок. У Архангела Михаила розовато-сиреневый хитон и темно-синий гиматий. Хитон Эммануила охряной, с золотым ассистом. У Архангела Гавриила голубой хитон и розовато-сиреневый гиматий. В волосах у Архангелов — голубые тороки с красными камнями, оправленными в золото. Фрагменты розовых нимбов сохранились у контуров голов, золотой фон уцелел над плечами Архангелов. На фоне — разновременные вставки нового левкаса, внизу — доделка XVIII века. Икона выполнена на липовой доске, шпонки вертикальные, загнанные снизу вверх. Размер 72 x 129 см.

В левом углу на поле — красная сургучная печать Большого Успенского собора. Образ происходит из Успенского собора Московского Кремля, где находился над северными дверями иконостаса. Раскрыта И. А. Барановым в 1936 году.

При подготовке материала использовалось Собрание древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи под ред. Антоновой В. И. и Мнева Н. Е.

***

Словарь иконописца

А́ссист (лат. assist — «присутствующий») — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях Ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирует присутствие Божественного света, заменяя пробела.

Гима́тий (др.-греч. ἱμάτιον, himátion — «ткань, накидка») — у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона.

Левкас (от греч. leukós — «белый») — название грунта в русской средневековой живописи. После XVII века название сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею.

Рипи́да, рипи́ды (греч. ριπιδιον — «опахало, веер») — в Православной Церкви богослужебная утварь в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти.

Тороки или тороци — повязки на челе Ангелов с развевающимися концами, символ постоянного слушания Ангелами воли Бога.

Христина Добрынина

 

Теги: Благовещение Пресвятой Богородицы.
Оставить комментарий
Поделиться в: