Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Путь к духовному возвышению

В каждую неделю Святой Чятыредесятницы Церковь предлагала нам вспомнить значимые даты, подвижников, защитников веры и обличителей еретических учений, прославить Крест Христов как призыв к смирению, как символ победы над смертью… Впереди нас ожидают великопостные недели, которые подводят итог нашим стараниям, представляют события из жизни Спасителя, ставшие почитаемыми во всем христианском мире. Сегодня мы поговорим о неповторимых богослужениях года, которые готовят нас к величайшему празднику Пасхи.

 

«Радуйся, Невесто Неневестная»

«Богородица явилась “плодом творения”, по словам святого Иоанна Кавасилы, то есть точкой, в которую устремлено все творение. Как дерево существует ради своего плода, так и творение существовало ради появления Богоматери, а Она, в свою очередь, — ради Христа. Как подчеркивают святые отцы, не только человечество, но и небо, и земля, равно как и все зримое и незримое творение были созданы ради чистой Девы. Когда Бог, взирая в начале веков на Свое творение, сказал, что оно «хорошо весьма», Он, в сущности, видел перед Собой плод всего Им созданного — Пресвятую Богородицу», — с такими словами к братии одного из Афонских монастырей обратился старец Ефрем Ватопедский.

«Похвала Пресвятой Богородицы» — не столько яркий речевой оборот, сколько выражение восхищения и преклонения перед Матерью Господа, являющей человечеству во множестве чудес Свое милосердие и предстательство. На пятой седмице Великого поста в субботу, которую именуют Субботой Акафиста, совершается служба под названием «Похвала Пресвятой Богородицы». На утрени (совершаемой в пятницу вечером) в храмах возглашается молитвенное пение древнейшего и наиболее известного акафиста, прославляющего Пречистую Деву и занимающего исключительное положение — он единственный вписан в богослужебный Устав.

Это богословское, поэтическое творение составлено в VII веке предположительно диаконом Георгием Писидийским, в память многократного заступничества Божией Матери и избавления жителей Константинополя в дни поста от неминуемого и разорительного нашествия свирепых иноплеменников. За основу хвалебного гимна взяты древние кондаки, воспевающие события Рождества Христова и Благовещения Богородицы. Богатство содержания, открывающееся в догматической точности, в сочетании с поэтической красотой выражения делают акафист настоящим произведением церковного искусства — христианской гимнографии.

Праздник акафиста изначально совершался только в византийской столице, во Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Богородицы, Ее риза и пояс. В IX веке празднование стало общим для Восточной Церкви: упоминание о нем внесли в типикон монастыря святого Саввы Студийского, затем в богослужебные книги, позже святой Иосиф Студит написал к нему канон. В Русской Православной Церкви торжественная служба совершается в период Великого поста в знак благодарности Царице Небесной за Ее молитву, незримое присутствие и заступничество.

«Божия Матерь больше всех послужила Богу, ближе всех была к Нему, за это Она и прославляется, располагаясь в ряду икон по правую руку от Христа», — рассказывает клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священник Игорь Сергеев. Еще один Богородичный праздник — Благовещение — в 2014 году выпадает на шестую седмицу Святой Четыредесятницы. В этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она призывается на служение Господу — у нее должен родиться Христос. Она смиренно приняла эту благую весть, сказав: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38). «В этот момент совершилось чудо — Бог пришел в мир, и начались первые минуты Его жизни на Земле», — говорит отец Игорь. Для христиан Благовещение — радостный, особенный праздник, как считает батюшка, — главизна нашего спасения.

«Воздвигни мя от гроба нечувствия…»

Шестая седмица называется Неделей ваий (пальмовых ветвей) или Цветоносной. По словам отца Игоря, уже в первые дни недели в песнопениях появляются важные для христианина мысли. «Смиренныя моея души тяжкий камень лютаго уныния отвали Христе, и воздвигни мя от гроба нечувствия в славу Твою Слове». Это песнопение Постной Триоди указывает, что верующие осознают недостаточность своего постного подвига, отсюда их борет уныние и нечувствие, обогащая грехами, а не добродетелями. Но с другой стороны, у каждого есть надежда на щедрость и милость Господа, а вместе с тем и предощущение наступающего Праздника праздников.

Лазарева суббота — день, когда Церковь вспоминает воскрешение Лазаря Христом, то есть явление Его Божественной силы для укрепления учеников в вере. Однако озлобленных фарисеев никакое чудо не могло привести к богопочитанию. В песнопениях о них говорится так: «Доколе вы в заблуждении, доколе отчуждены? Взираете на умершего, по одному возгласу вскочившего, и не веруете Христу! Воистину сыны тьмы вы все!»

Отец Игорь обращает внимание и на то, что аду приписываются черты живого существа: «Увы мне! Воистину погиб я ныне!» — взывая так, ад обращался к смерти, говоря: «Вот, назарянин преисподнюю сотряс, и рассекши мое чрево, бездыханного мертвого позвав, воздвиг!»

Увидев чудо воскрешения, жители Иерусалима признали во Христе Царя. И когда Он входил в город, люди встречали Его с пальмовыми ветвями, постилая свои одежды под ноги ослику, на котором ехал Христос, выражая желание послужить своему Царю. Господь принимает почести, но скорбит о заблуждении людей, которые на самом деле не готовы следовать Его учению и не видят в Нем Мессию.

В двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим, по мнению отца Игоря, христиане подводят итог своего подвига, ведь шестая седмица — окончание Четыредесятницы, и песнопения гласят: «От всех постихся исправлений, в сытость насладихся прегрешений, Господи: ныне убо алчуща мя спасительным и честным насыти брашном». Но при этом мы не должны забывать, что наша цель — стремление к совершенству. «Мы должны, подражая детям, встречающим Христа с пальмовыми ветвями, встречать Бога с добродетелями, приобретенными во время поста — любовью, терпением, кротостью и надеждой», — продолжает отец Игорь.

Этот большой праздник не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как обрамлен днями поста и является переходом к Страстной седмице, которая, по словам священника, одновременно дышит и состраданием к Спасителю, и предчувствием Его победы над смертью.

«Се, Жених грядет в полунощи»

Богослужения Страстной седмицы особенно назидательны. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что в эти дни Господом совершены великие дела: «разрушено царство диавола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие, отверст рай, и небо стало доступно человекам».

Со времен апостолов дни Страстной недели были в большом почитании у христиан, проводивших их в усердной молитве и строжайшем воздержании. Службы отличаются глубиной переживаний и построены так, что в них постепенно оживают страдания Христа. Каждый день — воспоминание, отраженное в песнопениях, евангельских чтениях. «Все евангелисты подробно описывают последние дни земной жизни Спасителя. Они были с Ним, видели все, что происходило. И поэтому мы тоже можем пережить все события, мысленно взойти на Крест вместе с Христом», — говорит клирик Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонах Спиридон (Савин). По словам батюшки, Страстная седмица заставляет задуматься о себе. Церковь погружает верующих в то далекое время, в те притчи, которые читают и поют на службах, которые на самом деле посвящены не абстрактным персонажам, а нам самим.

В Великий Понедельник главной притчей становится повествование о бесплодной смоковнице, которой уподобляются лицемеры, соблюдающие внешнюю набожность, но не приносящие духовных плодов — истинного покаяния, веры и добрых дел. Также вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Христа. Читается притча о неправедных виноградарях — иудеях, избивавших пророков. По словам отца Спиридона, здесь нельзя не увидеть и осуждения тех, кто нарушает заповеди Господа, тем самым продолжая распинать Его.

Великий Вторник посвящен обличению книжников и фарисеев, беседам и притчам Спасителя о дани кесарю, воскресении, Страшном суде, десяти девах и талантах. Церковь направляет нас к сердечному сокрушению, бдительной жизни. «Се, Жених грядет в полунощи» — песнь, призывающая христиан не унывать и помнить о пришествии Господа, встрече с Ним.

С древних времен в Великую Среду — день предания Христа на страдания и смерть — совершается память жены-грешницы, помазавшей Господа миром и приготовившей Его к погребению.

С Великого Четверга начинается воспоминание страстей Господних, к которым верующие должны приступать с очищенной и умиротворенной душой. В четверг христиане вспоминают четыре события, свершившихся в этот день: Тайную вечерю и установление Таинства Евхаристии, умовение ног ученикам, молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды. За богослужением читаются описания Тайной вечери, составленные четырьмя евангелистами, а вместо «Херувимской песни» распевается молитва, читаемая перед Причастием: «Вечери Твоея тайные днесь…».

День Великого Пятка — осуждение, Крестные страдания, смерть Господа. В знак величайшей скорби Литургия не совершается, за богослужением читаются Страстные Евангелия, в конце вечерни происходит вынос Плащаницы, после чего читают канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы. А на утрени (в пятницу вечером) совершается Чин погребения Господа.

Погребению Христа, пребыванию во гробе и сошествию во ад для избавления душ отведены службы Великой Субботы. В этот день духовенство в белых облачениях служит Литургию Василия Великого в соединении с вечерней. «Херувимская песнь» заменяется песнью «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет». Вместо Трисвятого в храме поется «Елицы во Христа креститеся» и читается Апостол о силе Крещения как дань памяти обычаю древней Церкви крестить оглашенных в Великую Субботу, предваряющую долгожданный Праздник Воскресения Христова.

 

Дарья Хохлова
Теги: Великий пост.
Оставить комментарий
Поделиться в: