Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

ПЕСНЬ ВЕРУЮЩЕГО СЕРДЦА

Молясь за Богослужением, мы слышим слова церковных канонов, стихир, тропарей. Они предлагают глубочайшие образы покаяния, приводят в умиление, выражают торжество Православия. Эти слова проникают в душу молящихся, становясь частичкой личного опыта. Однако имена тех, кто выразил движения верующего сердца, остаются неизвестными для большинства современных христиан. Так, в службе утрени Великой Среды на стиховне торжественно и величественно звучит стихира «Господи, яже во многия грехи впадшая жена». Но мало кто знает имя ее автора. Монахиня Кассия – одна из немногих женщин-гимнографов, чьи произведения исполняются в настоящее время за богослужением.


Монахиня Кассия родилась в Константинополе около 805 года в богатой и знатной семье. Воспитанная в благочестии, красивая девушка отличалась тонким умом и блестящим образованием. Сохранились несколько писем преподобного Феодора Студита к девице Кассии. Из них мы узнаем о том, что Кассия и ее мать благотворили преподобному, что девушка претерпела  гонения за иконопочитание в царствование императора Льва, и что в юности она стремилась к принятию монашества.

В 821 году император Михаил II задумал женить своего сына Феофила. Для выбора невесты во дворец были приглашены одиннадцать красивых девушек, в число которых попала и Кассия. По преданию мать Феофила, императрица Фёкла, дала сыну золотое яблоко, повелев вручить его понравившейся девице. Красота Кассии поразила будущего императора. Желая испытать ее ум, он сказал: «Не через жену ли произошло зло?», – намекая на падение прародительницы Евы. Не растерявшись, Кассия с достоинством ответила: «Но через жену же берет начало и лучшее», – имея в виду воплощение Спасителя от Девы Марии. Будущий император, посчитав Кассию слишком умной, выбрал Феодору, канонизированную впоследствии Церковью за восстановление иконопочитания.

А Кассия, лишившись сомнительной чести быть супругой ревностного еретика-иконоборца, оставила мир и приняла монашеский постриг. На собственные средства она основала в Константинополе монастырь, вызывавший восхищение у современников. Здесь она проводит всю свою жизнь и «преисполненная мудрости и боголюбия» сочиняет множество богослужебных произведений, которые принесли ей поистине нетленную славу. Следует отметить, что VIII – IX вв. – период расцвета церковного песнотворчества. В это время творили преподобный Андрей, архиепископ Критский, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Косма, епископ Маиумский. Церковные гимны создавали не только монахи, но и многие образованные миряне. И тот факт, что Церковь не просто включила песнопения монахини Кассии в чин Богослужения, но и бережно хранит имя их создательницы, говорит о выдающемся достоинстве этих произведений.

К произведениям монахини Кассии в настоящее время относят:

- Ирмосы первых пяти песен канона утрени Великой Субботы;

- Стихира на Славу, и ныне, на Господи, воззвах вечерни Рождества Христова: Августу единоначальствующу на земли;

- Стихира на стиховне утрени и на Господи, воззвах вечерни Великой Среды: Господи, яже во многия грехи впадшая жена;   

- Стихира на стиховне вечерни в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна;

 -Две стихиры на хвалитех утрени в день памяти пяточисленных мучеников.

Имеются указания, что инокине Кассии приписывают также стихиры на Неделю мытаря и фарисея: Вседержителю, Господи, вем, колико могут слезы (на вечерни) и От дел похваленьми, фарисеа оправдающа себе (на утрени).

Предполагается, что в богослужебных книгах сохранилось относительно небольшое количество творений монахини Кассии. Так, преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский указывает, что в свое время  блаженной Кассией было написано множество канонов, стихир и других произведений. Однако впоследствии составители служб сочли неудобным оставить каноны, полностью составленные женщиной. И потому, например, в каноне Великой Субботы остались только ее ирмосы, а тропари было поручено составить Марку епископу Идрунтскому.

Но даже по небольшим фрагментам, дошедшим до нас, можно судить о поистине выдающемся таланте автора. Современники с восторгом отзывались о произведениях монахини Кассии. Никифор Каллист Ксанфопул включил ее имя в свой рифмованный перечень знаменитых поэтов-гимнографов. Историки также высоко оценивают ее произведения, говоря, что они «достойны полного удивления». Преосвященный Филарет  свидетельствует, что в писаниях монахини Кассии содержатся «ученость и приятность». Он обращает особое внимание на стихиру Рождества Христова и стихиру Великой Среды, говоря: «Сколько первая торжественна и важна, столько другая полна глубоких чувств сокрушения».

Для произведений монахини Кассии свойственно  глубокое знание  и понимание текста Священного Писания, точность и проникновенная красота используемых образов. В центре ее богословия – Воплощение Бога-Слова, Его спасительный подвиг. Душеспасче – так именует Христа Кассия, с поразительной лаконичностью выражая в одном слове глубину христианской догматики. Глубокий, трогающий сердце плач о греховном растлении человеческого естества соединен в ее творчестве со светлой надеждой на милосердие и любовь Создателя.   

В творениях монахини Кассии сочетаются по-мужски острый ум с женской чуткостью, лиризмом и состраданием. Преодолевая «зыбкую пучину женского естества», блаженная Кассия смогла взойти на ту ступень, где нет ни мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28), где всяческая и во всех Христос (Кол. 3, 11).

 Греческой Церковью монахиня Кассия прославлена в чине преподобных, память ее празднуется 20 сентября.  

Подробнее о жизни и творчестве монахини Кассии, а также других церковных песнотворцев вы сможете прочитать в книге монахини Игнатии (Пузик) «Церковные песнотворцы».

 Марина Шмелева


Стихира самогласная 5 на стиховне. Творение Кассианы инокини


«Господи, яже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземше чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне, глаголющи, яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием, да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы: ихже в раи Ева, по полудни, шумом ушы огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит; Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость».


Оставить комментарий
Поделиться в: