Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Дело по душе

Нет границ для творчества и любимого увлечения. Священника можно увидеть не только в церковном облачении в храме, но и в рабочей одежде в мастерской или с рюкзаком и фотоаппаратом на природе. А регент церковного хора может играть на гуслях на сцене. Такие люди живут рядом с нами. Мы нашли их среди клириков и мирян Покровской епархии.

Ремесло влечет к добру

С утра настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Александров Гай протоиерей Сергий Буриков совершает богослужение, требы, во второй половине дня он занят хлопотами на приходе и общением с прихожанами. Уже вечером в свободное время – в столярной мастерской. В небольшом помещении приятно пахнет деревянной стружкой, возле стен штабели досок различной толщины и заготовки. Только здесь отец Сергий может позволить себе сменить рясу на фартук. Ремесло называет отдушиной. Здесь можно отвлечься от забот и посвятить себя искусству.

– Большинство апостолов были рыбаками, апостол Павел всегда трудился, изготавливал палатки. Любое ремесло человека влечет к добру, милосердию. Любой труд облагораживает. А придавать древесине новые формы, создавать из обыкновенной доски полезные и нужные предметы – это ремесло творческое.

– Отец Сергий, у работ с деревом есть свой характер. Без плотницких талантов не обойтись?

– Мой отец был столяром, умел делать оконные рамы, мебель и различные предметы быта. Навыки я освоил самостоятельно. Отец вечером дома что-то мастерил, и рядом лежали стамески, пилы. Я как любой мальчишка брался за инструмент и вырезал для игр пистолеты, сабли. Поэтому теперь смастерить из дерева обыкновенную лавку или табурет – задача легкая. Потом, когда мы пчел держали, пришлось делать улья.

Жизнь показала, что надо уметь руками делать многое, и наверное, Господь так промыслительно даровал мне обучиться этому делу. Более десяти лет назад я был настоятелем двух сельских приходов в Красноармейском районе – в селах Некрасово и Сплавнуха. В храмах почти ничего не было, приходилось изготавливать складные аналои. В Сплавнухе в храме во имя преподобного Сергия Радонежского Господь сподобил делать двухъярусный иконостас. Трудились мы вместе с матушкой, она нарисовала эскиз, разработала его в деталях, включая узор резьбы. Ажурные элементы выпиливали лобзиком, кропотливая, ювелирная работа. Слава Богу, завершили, когда освящали, была огромная радость в душе.

Спустя годы меня перевели в Алгай, и здесь тоже пришлось применить свои навыки. С образованием Покровской епархии владыка Пахомий благословил, чтобы во всех храмах иконы были в одном каноническом стиле. Для них требовались деревянные киоты. Поскольку заказать их средств у храма не было, я постепенно сам изготовил. Со временем стали просить и для других храмов сделать необходимое. В качестве подарков делаю кухонные доски. Все деревянные изделия из натурального материала – дуб, липа, сосна. В руках держишь и выпускать не хочется, чувствуется тепло рук мастера.

Природа – раскрытая Библия

Рассмотреть невооруженным глазом на близком расстоянии разнообразную природу Саратовского края возможно благодаря хобби настоятеля храма во имя мученика Иоанна Воина с. Лавровка священника Дионисия Веску. Куда бы ни ехал батюшка, в машине всегда наготове лежит фотоаппарат. По пути, возле рек, полей, лугов он старается запечатлеть моменты из жизни пернатых.

За годы у отца Дионисия накопилось множество альбомов, более тысячи снимков птиц, в том числе и занесенных в Красную книгу. Часть фотографий уже украсили настольные и настенные календари, которые батюшка дарит родным и знакомым. Его фотоработы знакомы близкому кругу друзей, да еще, наверное, жителям Краснокутского района. Здесь у священника уже было несколько выставок. И если его путь к Богу и Церкви нам знаком, мы уже об этом писали раньше, то образ отца Дионисия, взявшего в руки фотоаппарат, чтобы выразить любовь и восхищение миром природы, пока необычен.

– Свои первые шаги в фотографии я делал в университете. Будучи студентом факультета биологии и почвоведения, на практике мы делали снимки по необходимости. Когда пришел к Богу и стал священником, любовь к природе возросла. Смотрю и каждый раз удивляюсь: какую красоту создал Господь! Закат, рассвет, капля воды. Природа – это раскрытая книга, раскрытая Библия. Через природу мы видим Бога, разнообразие Божьего мира. Он присутствует во всякой твари, во всех творениях. Природа является неисчерпаемым источником для поддержки жизненных сил, для оптимизма, для жизнелюбия на нашем нелегком жизненном пути.

– Отец Дионисий, а ведь это непросто. Именитые фотографы флоры и фауны тратят на это много времени.

– Все думают, что и я сижу в засаде, постоянно задают этот вопрос. Но нет. Вот вы заметили по дороге ястреба и проехали, а я заметил и остановился. Причем с годами уже выработалась тактика. Нельзя резко останавливаться и выходить из машины: я снижаю скорость и медленно, плавно подъезжаю. Тогда и можно сделать удачный кадр.

В моей фотоколлекции разнообразие пернатых, около 70 видов. В прошлом году впервые увидел редко встречающихся птиц – иволгу, луня болотного, орлана белохвостого. А небольшую серо-коричневого оперенья с красным брюшком коноплянку сфотографировал возле храма в Лавровке. Выхожу, она спокойно гуляет по двору, я сразу же – за аппаратом! Люблю пешие прогулки, идешь по степям, полям и лесу и смотришь вокруг себя и под ноги. Даже звери стали местные попадаться.

– Сразу вспоминается преподобный Серафим Саровский, который из своих рук кормил медведя. Так и Вас лесные звери не обходят стороной…

– До преподобного мне, конечно, далеко (смеется). Но в эти часы я нахожусь в полном безмолвии и молитве, в благодарении Всевышнего, в созерцательном состоянии. И, конечно же, испытываю большую любовь ко всему живому.

Многие проходят мимо красоты Божьего мира и не замечают ее. А мне захотелось эти прекрасные мгновения запечатлеть, сохранить. Ведь как редко мы встречаемся с природным великолепием в суете городов! Некоторые на выставках видят все это впервые. Так и говорят: «На эти фотокартины хочется смотреть долго, хочется быть там, спасибо, батюшка, за то, что Вы дали нам возможность прикоснуться к красоте родной земли».

Такие эмоции – это проявление трепетной любви к сотворенному Богом миру, ко всему живому, к каждой травинке, к каждой былинке. И меня очень радует, что мое творчество влияет на души людей.

Традиции связаны с верой

Регент церковного хора Свято-Андреевского храма в Марксе Ирина Николаевна Рюмшина в этом же городе много лет преподает ансамблевое пение в филиале Саратовского областного колледжа искусств. Еще в молодости она загорелась желанием научиться петь древним распевом и недавно это осуществила. Для талантливого человека нет преград. Вдобавок решила обучиться игре на старинном музыкальном инструменте – гуслях. Уже два года она осваивает это ремесло, а сейчас к этому давно забытому народному инструменту приучает своих внуков.

– Моя профессиональная деятельность всю жизнь связана с музыкой, много лет заведую отделением сольного и хорового народного пения в колледже искусств. Постоянно интересуюсь старинными народными традициями и бытом русского народа, который был пронизан православной верой. Вспоминаете слова 150-го хвалительного псалма, звучащего на вечернем богослужении: «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе...»? Наши традиции связаны с нашей верой. Потому приобрела гусли и самостоятельно учусь игре на них.

Звонкий, яркий и одновременно нежный, утонченный звук гуслей восхищает и завораживает с первых минут как ценителя, так и случайного слушателя. На гуслях можно играть практически все: петь духовные стихи, былины складывать, исполнять плясовые, протяжные наигрыши или просто музицировать.

– Многие ремесла сейчас позабыты. Что, на Ваш взгляд, необходимо для их возрождения?

– Раньше на Руси гусли были почти в каждой избе, их делали многие самостоятельно. Сегодня, где бы я ни играла, люди подходят и интересуются, что за инструмент. С некоторыми видами ремесел и взрослое поколение, и современная молодежь попросту не знакомы, и мало кто умеет и стремится к созданию чего-то своими руками. Людям интересней новомодные электронные изобретения, упрощающие жизнь, но вместе с тем лишающие нас чего-то более важного и ценного.

Мы должны понять, что необходимо снова возрождать те промыслы, которые были забыты, пока есть мастера, которые могут обучить молодое поколение своему искусству. Раньше, например, дети обучались ремеслу на примере своих родителей. В каждой семье прививалась любовь к ручному труду, чтили семейные традиции и опыт, который передавали из поколения в поколение. Сегодня эти традиции, к сожалению, утрачены. Но еще можно их возродить. Мои студенты с удовольствием тоже начали обучаться игре на гуслях, значит, народный, исконно русский инструмент, звучание которого погружает в атмосферу русского быта, будет жить.

 

Людмила Питайчук
Поделиться в: