Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Откуда она, эта помощь

Очень часто приходится слышать о том, что люди, испробовав все средства традиционной медицины, как в последнюю инстанцию обращаются за помощью ко всякого рода целителям и находят ее. С точки зрения христианского учения это считается грехом, потому что целители — слуги дьявола, и, получая от них помощь, человек отдает душу дьяволу и даже ставит под удар своих близких. В связи с этим возникает много вопросов. Ответить на них мы попросили Епископа Покровского и Николаевского Пахомия.


— Владыка, в ситуации, когда речь идет о здоровье, а иногда о жизни и смерти близких, в поисках исцеления хватаешься за все, как за соломинку, лишь бы найти спасение. Но Церковь осуждает обращение к целителям. Как же быть в этом случае?

— Что касается целительства, знахарства и вообще любого исцеления — к этим явлениям нужно относиться очень серьезно. Если человек болен, он идет к врачу, который обладает определенными навыками, через которого Бог посылает людям здоровье. А когда люди обращаются к целителям (экстрасенсам, бабушкам-знахаркам и т.д.) и получают у них помощь, у меня как у человека, имеющего техническое образование, возникает вопрос: откуда пришла эта помощь, спасительная энергия? Должен же быть ее источник. Если я верю в Бога, молюсь Ему, и Он мне по каким-либо причинам помощь не посылает в данный момент —  может быть, для того, чтобы я переосмыслил свою жизнь, принес покаяние, задумался о вечности, — значит источник силы не от Бога? Поэтому, когда задаешься таким вопросом, и тебя посещает сомнение, надо очень серьезно подумать об этом и помолиться Богу, чтобы Он дал силы, дал разум найти правильный путь. Очень важно понимать, кто тот человек, который предлагает нам помощь, и откуда она, эта помощь.

— Нередко среди тех, кто готов исцелить людей, бывают просто шарлатаны. Но ведь кто-то действительно помогает.

— Когда мы принимаем таблетки, они тоже приносят определенное облегчение, но иногда бывают и побочные эффекты. Так же и здесь. Вполне возможно, я не спорю, люди получают помощь от того или иного целителя. А кто ведет учет тех, кто потерпел страшные последствия от этого воздействия на души обратившихся к нему за помощью? Тех трагедий, самоубийств, которые были совершены людьми после подобных сеансов и посещений? Кто-то делает это ради корысти, кто-то по неведению, по незнанию, а кто-то сознательно поклоняется темной силе. И как бы себя этот человек ни называл, происхождение такого целительства очень сомнительно.

И Христос целил, и святые целили. За Господом ходили толпы людей, которые действительно искали, прежде всего, исцеления физического. Но ведь мы-то знаем, что это было следствием Его проповеди. Господь совершал исцеление не для того, чтобы только лишь дать здоровье. И тому масса примеров в Евангелии. Когда Он исцелил парализованного человека, и тот, видимо, бросился благодарить Его, Господь говорит: «Иди и больше не греши». Господь, совершая исцеление, говорил о духовном преображении конкретной личности и всего человечества, Он говорил о том, что наши немощи, недостатки и смерть в конце концов — это следствие грехов, осознаваемых или неосознаваемых нами, или недостатков того общества, в котором мы живем. Если хочешь быть здоровым человеком, займись своим внутренним миром, начни со своей души. Вполне возможно, что многое тогда переменится.

 Все мы знаем великих русских старцев — преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского, к которым приходили тысячи людей. Почему? Потому что они несли миру свет своего сердца, которое получало энергию этого света от Христа. Они жили верой, творили добро, и люди тянулись к ним. И в житиях этих святых мы найдем бесчисленное множество примеров, когда по их молитвам люди получали исцеление. Но нигде мы не встретим, что эти чудеса, целительство были первопричиной. Это всегда было следствием их духа, их веры.

Вполне возможно, что и сегодня есть такие подвижники в нашей Церкви, среди верующих, монашествующих, к которым стремятся попасть люди. Но, к сожалению, иногда к ним едут не для того, чтобы о душе поговорить, а чтобы получить жаждаемое, просимое. Тот, кто отправляется в монастырь или храм, должен помнить, что священник приводит человека ко Христу. И когда в этом движении проявляется какое-то чудо и человек получает исцеление, слава Богу. Но если он, совершая бесконечные поездки к батюшке за помощью, ни на йоту не приблизился к Богу, не переменил своей жизни, ничего доброго из этого не получится.

— Наверное, немного найдется людей, которые хоть раз в своей жизни не обращались бы к экстрасенсам, знахарям, целителям, не брали бы на себя такой грех.

— У Бога милосердия на всех хватает. Любой грех, который бы мы ни совершали в своей жизни, пусть даже самый тяжкий, Бог может простить человеку, но для этого человек должен приносить покаяние и начать меняться. Если было такое приключение в жизни, нужно покаяться и больше не возвращаться к этому. Это не просто вредно, это опасно. Ты губишь свою душу, делаешь над ней такие опыты, которые впоследствии могут привести к тяжелым ситуациям, к трагическому исходу. Это сродни страстям, которые могут поселиться в душе человека и укорениться в его сердце. И потом уже не он ими, а они управляют им.

Обращение к целителям — прямое нарушение заповедей Божьих. Если человек считает себя верующим, он не может такими вещами заниматься. Церковь предлагает человеку знание пути, идя по которому, можно достигнуть Бога. Если он не хочет идти по нему, Церковь предупреждает об опасности, которая его ждет.

— А что же тогда говорить о тех, кто берет на себя роль целителей, провидцев и т. д.? Они нарушают Божии заповеди постоянно и ничего не боятся? Не боятся Божьего суда?

— Такой человек находится в очень опасном положении. Ведь когда мы совершаем какие-то грехи, ошибки, у нас остается надежда на то, что если мы принесем покаяние, за нас может быть ходатаем Сам Христос. А если человек делает такое уже против Него, то он либо бесстрашен, либо безумен. Все это может закончиться трагедией для него и для тех, кто является его соучастником.

— И все-таки, если стоит вопрос жизни и смерти…

— Бог никого не лишает свободы выбора, и всем нам дано это право — выбирать, какой дорогой нам идти – направо, налево… Лучше прямо. Это всё равно что или стать предателем, или до конца исполнить свой долг, не осквернив свою веру.  

Наталья Абрамова

Газета "Наше слово" №65 от 20.06.2014г.


Оставить комментарий
Поделиться в: