Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Исповедую Тебе, Господу

«Милость Божия и снисхождение к немощам человеческим так велики, что на всякий грех, как бы велик и чудовищен он ни был, есть покаяние. И за это нам надо постоянно Бога благодарить». Это слова из известного каждому христианину сборника архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» – лучшего пособия для исповедников. Жизнь христианина немыслима без Таинства Исповеди и Причащения, но в этой непростой сфере духовной жизни часто возникают самые разные вопросы. Проблемам современного душепопечения и был посвящен пастырский семинар, состоявшийся в Покровской епархии.

А было ли покаяние?

Непростой и трудной назвал владыка Пахомий тему обсуждения, но необходимой, особенно в период Великого поста.

– Сегодня мы будем говорить о покаянии, которое, по слову преподобного Ефрема Сирина, начинается на словах, но продолжиться должно деятельным исправлением сердца, ума, жизни, и о душепопечении.

Задача семинара, – отметил владыка, – постараться совместно найти ответы на сложные вопросы, опираясь на пастырский опыт наших батюшек. Встреча священника с прихожанином начинается с доверия. Это отношение педагога, отца, друга, судьи и защитника одновременно. Но пастырь, особенно молодой, имеющий небольшой опыт служения, должен понимать, что он не может дать ответ на любой вопрос. Священник ничего не должен говорить от своей головы, от неопытности. Ничего зазорного не будет в том, чтобы сказать: «Давайте обсудим этот вопрос позже, мне нужно посоветоваться, подумать, помолиться».

Самая большая проблема, о которой говорили участники семинара, – это путаница между задачей священника, принимающего исповедь, и психологом. Число людей, приходящих к батюшке как к психологу из года в год растет.

Людям сегодня не хватает общения, теплоты, поэтому часто исповедь превращается в душевную беседу, тем более что в батюшке люди находят искреннего, заинтересованного, доброго и внимательного слушателя. Возникает опасность подмены таинства пространной беседой. К сожалению, такие беседы не приносят нужные плоды. Рассказывая о своих личных проблемах, человек ни слова не произносит о грехах, о покаянии. Вся исповедь – это боль, которую священник выслушивает, но как читать разрешительную молитву, ведь покаяния не было?

Продолжая тему, поднятую владыкой, архимандрит Амвросий (Волков) заметил, что душевная боль – это вершина страдания. Если человек пришел на исповедь и плачет о сыне, попавшем в трудную ситуацию, он хочет услышать ответ: правильно ли поступает? Он видит, осознает свою вину в том горе, которое на него свалилось, это тоже элемент покаяния. А дальше нужно учить человека каяться, делать все, чтобы он по мере сил возрастал в духовной жизни. Священник не только пастырь, но и учитель, педагог.

Исповедь – это таинство, а не беседа

Во время исповеди священник не имеет возможности вникнуть во все детали иногда довольно сложного и запутанного рассказа обо всех жизненных перипетиях кающегося человека. Иначе все время, отведенное на исповедь прихожан, уйдет на него одного. Протоиерей Сергий Ясиновский рассказал, что старается на исповеди не вступать в длинные разговоры, а оставлять человека наедине с Богом, хотя на сельском приходе, где служит батюшка, люди тоже любят поговорить.

– Я предлагаю таким разговорчивым остаться после службы или прийти в другое удобное время и готов беседовать сколько необходимо. Порой с человеком надо просто посидеть и поплакать, утешить, погладить по голове, посочувствовать. «Утешайте, утешайте народ» – это слова из Священного Писания. Надо находить время для общения с прихожанами, но приучать людей разделять Таинство покаяния от душепопечения.

Эта проблема не новая, она давно существует и имеет свою историческую основу. Протоиерей Александр Писларь напомнил батюшкам монастырскую традицию утром каяться и причащаться, а вечером идти к духовнику за духовным руководством. В приходской практике это невозможно, поэтому священнику приходится во время Таинства Покаяния оказывать и духовную помощь. Если очередь на исповедь не велика, и разговор с батюшкой не уводит человека от покаяния, священник вполне может его выслушать. Но когда общение во время совершения таинства затягивается, нужно деликатно остановить человека и предложить ему встретиться после богослужения.

Отец Александр рассказал о хорошей традиции, которая соблюдалась во многих саратовских храмах и давала результаты. Перед началом исповеди священник напоминает всем прихожанам общие правила Таинства Покаяния и предостерегает от распространенных ошибок, которые мешают исповедоваться. Людям нужно понимать, что на исповеди не должно быть лишних подробностей, надо только назвать грехи, от которых по-настоящему болит душа. Исповедь – это таинство, а не беседа.

Помоги нам, Господи!

Есть в церковной (и не только) жизни такая вещь, как привычка. Человек привыкает ко всему, и к исповеди он тоже привыкает. Она становится для него обыденностью, формальностью, а иногда и тяжкой обязанностью, «пропуском» к Причастию. Любой священник с такими людьми встречался. Нужно ли подходить к аналою, если не испытываешь серьезных духовных терзаний, если нет покаянного чувства? Священник часто призывает тех, кто постоянно причащается, получить благословение без исповеди, такая практика, по словам владыки, вполне допустима.

– Причастие по нашей традиции в основном совершается после исповеди. Но исповедь совершенно не связана с Причастием, это автономные таинства. Исповедоваться можно всегда, когда человек чувствует в этом потребность. Мера же подготовки к Причастию связана с внутренним состоянием, духовным возрастом человека. На приходах, где священник хорошо знает своих прихожан, иногда допускается Причастие без исповеди.

Однако наши прихожане трудно решают для себя вопрос: можно или нельзя подойти к Чаше без исповеди, читать каноны или не читать, выпить лекарство перед Таинством Причастия или нет. От этой постоянной озабоченности в наших церковных людях так много мрачности, уныния. Хотя апостол Павел призывает всегда радоваться, ведь радость о Воскресении Христа и зовет нас в Церковь.

Бывают ситуации, и о них рассказали участники семинара, когда человека нельзя допускать до Причастия, например, если он находится в блудном сожительстве. Но священник понимает, что если человека сегодня не допустить до Причастия, завтра он в храм не придет. Владыка, отвечая на этот вопрос, заметил, что в таких деликатных проблемах нужно проявлять гибкость, пастырское чутье. Помоги нам, Господи!

– Для верующего человека возможность причаститься может стать отправной точкой, которая изменит его жизнь. Мы часто забываем, что Бог присутствует в наших взаимоотношениях с людьми, во время таинства Господь влияет на человека. И во время покаяния, и во время причащения.

Продолжая обсуждать эту непростую тему, священник Александр Писларь сказал, что законный брак – это союз, основанный на взаимной любви. Если одна из сторон против законного брака, значит, любви нет.

– Все ситуации, конечно, очень индивидуальные, и, разобравшись в них, священник может допустить к Причастию. Компромиссы возможны, но нельзя делать из них правило.

Часто священники берут на себя труд распутывать сложный клубок переживаний, мучений, связанных с душевным недугом человека. Нередки случаи, когда родственники больного человека приводят его в храм с надеждой на исцеление. Выясняется, что к врачу они не обращались, а решили начать с храма в надежде, что батюшка, как духовный целитель, обязательно поможет. Но больному человеку прежде всего нужна квалифицированная медицинская помощь.

Некоторые недоумевают – как же так? Зачем нужен врач, если человек пришел в церковь? Бытует мнение, что постом и молитвой, а также беседами с батюшкой можно вылечить любой недуг. Человек бросает лечение, считая, что надо довериться Богу. Это заблуждение, которое может привести к трагедии. Показателен пример Николая Васильевича Гоголя, у которого духовник не заметил развития душевного расстройства, приняв его за ревность и аскетизм, что привело к преждевременному уходу писателя из жизни. Поэтому пастырям просто необходим опыт выявления у людей психических заболеваний.

Владыка пообещал на будущие встречи пригласить православных психолога и психиатра, которые смогут дать профессиональные рекомендации нашим батюшкам.

Ольга Стрелкова
Поделиться в: