Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Рука Бога, протянутая человеку

Причащение Святых Христовых Таин является центром жизни христианина, Евхаристия — важнейшим из таинств Церкви. Правильно ли мы относимся к нему? Как готовиться к Причастию и как вести себя после него? На вопросы, посвященные таинству Причащения, отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Центр христианской жизни

— Владыка, ко всем нам обращены слова Господа Иисуса Христа: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Как их понять?

— Эти слова надо понимать буквально. Таинство Причащения, главное таинство христианской Церкви, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Оно основано на повествовании Евангелия о Тайной Вечере, когда Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28).

В таинствах Церкви таинственно, то есть необъяснимо для нас, действует Сам Господь. В таинстве Причащения мы соединяемся со Христом, по слову апостола Павла, становимся членами Тела Христова. Поэтому Причащение — это центр христианской жизни, то, ради чего совершается богослужение, ради чего мы ходим в церковь, постимся, молимся, исправляем свою жизнь — ведь всё это мы делаем для того, чтобы соединиться с Самим Господом. И, думаю, каждому христианину знакомо то чувство близости и единения с Богом, которое сопутствует достойному, правильному Причащению Святых Христовых Таин.

— Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам пишет: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (…) Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (11, 27, 29). Ведь это страшные слова. Как причащаться, чтобы это было не в осуждение?

— Нужно осознавать свою греховность, это главное. Что значат слова апостола: «не рассуждая»? То, что человек не задумывается о своих грехах, о том, чем наполнена его жизнь ― может ли он соединиться со Христом, хоть в какой-то степени стать близким Богу? К Причастию не должен подходить тот, у кого есть тяжкие нераскаянные грехи. Скажем, живет человек, как сейчас это называется, «как все»…

— «Гражданский брак»?

— И не только. Тут кого-то обидел, тут кого-то осудил, кому-то позавидовал или разозлился. Или, скажем, украл — не обязательно из кармана вытащил, сейчас много других способов. А потом, особо не задумываясь, пошел причащаться: «А что такого? Да все так живут». Вот это и есть Причастие «в суд и во осуждение».

А если человек кается, борется со своими грехами, преодолевает их и при этом подходит к Чаше с сердечным сокрушением и осознанием своего недостоинства, с молитвой мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному», — тогда это Причастие с тем самым заповеданным нам «рассуждением».

Подготовка к Причастию: это нужно не Богу, а человеку

— Владыка, сегодня на Интернет-форумах и в церковных СМИ остро обсуждается вопрос о подготовке к таинству Причащения. Приведу один вопрос из нашей почты: «Я недавно из паломнической поездки, где были люди со всей страны, и бросилось в глаза, насколько по-разному многие из нас готовились ко Причастию. Кто-то не ходил ко всенощной, кто-то причащался два дня подряд вообще без всякой подготовки. Говорили, что раз пришли на Литургию, значит надо причащаться. Нужно только хотеть быть со Христом. Говорили, что у них в храме священники считают, что нельзя накладывать на людей «бремени неудобоносимого». А ведь еще несколько лет назад, как мне кажется, все готовились одинаково: так, как указано в молитвослове — трехдневный пост, присутствие на всенощном бдении, чтение трех канонов, последования ко Причащению. Почему же теперь все по-разному? Лично меня это очень смущает. Татьяна».

— Подготовка ко Причащению — это отдельный большой разговор, и мне приходилось неоднократно высказываться на эту тему (см.: «В отношении к таинствам крайности неуместны»; «Тайна благочестия»).

Повторю вкратце. Действительно, сегодня высказывается очень много разных мнений. К сожалению, у них есть один большой недостаток — все они претендуют на исключительность и обязательность. Но есть разные ситуации, разные обстоятельства в жизни людей, разный уровень напряженности духовной жизни. Допустим, кто-то имеет навык Иисусовой молитвы. Может такой человек причащаться без чтения трех канонов? В каких-то условиях, скажем в паломничестве, — наверное, может. А кто-то в том же паломничестве все время болтал, осуждал, сплетничал или играл в какую-то игру на планшете. Может он причащаться без подготовки? Думаю, нет.

Все мы в разное время нашей жизни находимся в очень разных состояниях. Причем это не то, что пять лет в одном состоянии, десять в другом — нет, буквально за несколько часов в нашем сердце все может полностью измениться.

Поэтому причащаться можно и нужно часто, но ко Причащению обязательно нужно готовиться. Есть еще правило, что перед Причащением надо поститься. Это нужно не Богу, это нужно человеку для того, чтобы каким-то образом приготовить самого себя к принятию таинства. Когда человек причащается часто, но без подготовки, через какое-то время обязательно происходит привыкание и Причастие становится чем-то таким, что совершается «между делом». Как говорил один из героев Достоевского: «Ко всему-то подлец человек привыкает!». Но когда человек привыкает к святыне, это очень плохо. Например, для священника привыкание к святыне — самая страшная деформация, самая страшная профессиональная болезнь. Святыня для него должна оставаться святыней, сколько бы лет он ни служил — десять, двадцать, пятьдесят. Так и для каждого человека: Причащение должно оставаться святыней. У тебя есть силы готовиться и держать себя в соответствующей внутренней напряженности, допустим, каждый воскресный день? Молодец, причащайся каждое воскресенье. У тебя есть возможность, желание, готовность делать это еще чаще, скажем два раза в неделю? Внимательно, аккуратно, с советом духовника — опять же, Бог в помощь. Но при этом не надо пытаться распространить эту практику на всех людей: «Вот я так делаю, у меня все получается, надо, чтобы и все так делали».

К сожалению, вся дискуссия о подготовке ко Причащению, которая ведется сегодня, сводится к тому, чтобы какие-то правила распространить абсолютно на всех и закрепить циркуляром, но так делать нельзя. Все мы люди, у нас у всех разные условия, обстоятельства. В наших сердцах бушуют такие бури, что невозможно быть готовым всегда, в одно и то же время, к одному и тому же. Понятно, что эта дискуссия возникла потому, что хочется какого-то раз и навсегда определенного правила для всех. Но таинство Евхаристии — самое глубокое общение Бога и человека, и здесь должна присутствовать свобода.

— И все же не у всех есть постоянные духовники. Поэтому один из самых распространенных вопросов, особенно у людей новоначальных: как часто нужно исповедоваться и причащаться: один раз в неделю, один раз в две недели или когда испытываешь потребность?

— Я уже сказал, что в духовной жизни нельзя устанавливать правила, единые для всех. Но думаю, все-таки надо приступать к таинствам, когда в этом есть необходимость. Однако для того, чтобы эту необходимость почувствовать, нужно исповедоваться регулярно. Если человек перестает слушать голос своей совести, она говорит в нем все тише и тише. И под конец можно начать жить так, что даже не найти в чем исповедоваться. Бывает, что человек приходит на исповедь раз в году или даже раз в несколько лет, и когда его спрашивают: «В чем грешен? В чем хочешь покаяться?»  — человек искренне не понимает и говорит: «Да вроде ни в чем, живу как все»… И наоборот, если человек ведет правильную духовную жизнь, то чем внимательнее он относится к своей внутренней жизни, тем чаще ему нужно прибегать к таинствам Исповеди и Причастия.

Спасает Господь

— Возможна ли полноценная духовная жизнь без Причастия?

— Духовная жизнь — это понятие, которое содержит в себе много сторон. Прежде всего, духовная жизнь — это постоянная борьба с самим собой, со своим ветхим человеком. Это очищение сердца, которое дается с большим трудом. Святые отцы говорили: «Дай кровь и прими Дух», — то есть для того, чтобы получить духовные дарования, надо трудиться практически до пролития крови. Первородный грех, которым уязвлен каждый из нас, настолько глубоко сидит в человеческом сердце, что для того, чтобы его исторгнуть, необходимо прилагать огромные усилия. Но и этих усилий недостаточно, если человеку не помогает Бог.

Есть такое слово, оно часто употребляется сегодня к месту и не к месту, — синергия. Вообще это богословский термин, и говорит он о совместном действии воли Бога и человека, направленном на человеческое спасение. Бог всегда помогает человеку, поддерживает его усилия по спасению, очищению души. И помогает нам Господь в таинствах. Таинство — это рука Бога, которая протянута человеку, и за эту руку человеку надо ухватиться, чтобы выйти из того состояния, в котором он находится. Ведь как бывает: вроде что­то сделал, а потом опять падаешь, только смог собраться, но оглянулся — и все рассеялось, улетучилось. А таинство Причащения — это как раз благодатная помощь Бога человеку в этой борьбе, одно из самых главных средств, помогающих вести духовную жизнь.

— Владыка, в продолжение нашей беседы просим Вас ответить на вопросы из нашей редакционной почты. В большинстве из них описываются типичные ситуации, с которыми так или иначе сталкиваются многие люди.

«Мне одна прихожанка сказала, что допустимо причащаться каждое воскресенье, а исповедоваться можно только раз в месяц. Возможно ли принимать Причастие без исповеди? Видела, что многие так делают, но правильным это не считаю. Заранее спасибо. Наталья».

— Прихожанок в этом вопросе слушать не надо. Это тоже пример того, как человек пытается навязать окружающим что-то свое. «Исповедоваться можно раз в месяц»… А почему не раз в три недели? Или не раз в два месяца? Совершенно непонятно, из чего выведена такая периодичность.

Можно ли причащаться без исповеди? Если человек живет церковной жизнью, исповедуется регулярно и достаточно часто, если у него глубокие отношения с духовником здравым, трезвым и опытным, и если духовник ему это разрешает — по его благословению в каких-то случаях можно причаститься без исповеди. Причем другому человеку тот же духовник может этого не разрешить, потому что у него другое устроение. Поэтому повторю еще раз: во всем должна быть свобода, особенно в отношениях человека с Богом, но при этом должен быть и порядок. Сочетание порядка и свободы — это как раз тот самый средний «царский» путь, о котором говорили все святые отцы.

— Сергей пишет нам о том, что регулярно смотрит программу «Беседы с Архипастырем» с Вашим участием и решил задать очень важный для него вопрос: «Говорят, что вне церковной ограды нет спасения, и кто не имеет Причастия, тот тоже не спасется. Но как же быть человеку немощному, который ни разу за всю жизнь не причастился, потому что живет в глухой деревне? В нашем селе нет ни церкви, ни часовни, ни прихода. Я бы рад сходить, а некуда. Слава Богу, сейчас можно посмотреть по телевизору или по Интернету все православные программы. Но это, конечно, не живое общение. Как же быть? Могут ли в таком случае люди быть уверены, что они будут спасены?»

— Спасает Господь. И если человек не может бывать в церкви по абсолютно объективным причинам, нельзя говорить о том, что у него нет надежды на спасение. Но вот что еще хотелось бы сказать автору данного вопроса. Уважаемый Сергей! Поскольку Вы выходите в Интернет и прислали вопрос в нашу редакцию, я думаю, что таким же образом — с помощью Интернета или телефона — можно обратиться в ближайший храм или в Епархиальное управление той епархии, где Вы живете. Надо просто попросить, чтобы в Ваше село приехал священник со Святыми Дарами и причастил Вас и всех, кто в этом нуждается. Это вполне реально. А если в Вашем селе найдется еще несколько человек, которые нуждаются в Церкви и в церковных таинствах, можно просить епархию о том, чтобы священник приезжал к вам регулярно (раз в месяц, в три месяца — в зависимости от возможностей епархии), и об открытии у вас в селе прихода. Для этого не обязательно сразу же строить большой храм — можно для начала в приспособленном помещении оборудовать так называемую молитвенную комнату. Верующие люди могут совершать некоторые церковные чинопоследования так называемым мирским чином. Тем более, в Интернете сегодня есть все богослужебные книги: Октоих, Минеи, Требник, Часослов. Думаю, это вполне возможно.

А если говорить о тех, кто действительно не имел возможности причаститься… Вспомним наших новомучеников, которые окончили свою жизнь в лагерях и ссылках, но в самых чудовищных условиях не предали ни Церковь, ни Христа. Как правило, последние годы своей жизни они провели без утешения, без церковных служб и таинств, долгое время не имели возможности причаститься Святых Христовых Таин. Однако мы не сомневаемся не только в том, что они спасены, но и в их святости.

Поэтому повторю — спасает Сам Господь. Духовную жизнь нельзя уподобить механизму, где нажал на нужные кнопки, то есть выполнил определенный набор условий, — получил результат, не выполнил — не получил… Бог — Личность, Он видит сердце каждого человека, знает условия, в которых он находится. И как говорится в «Слове огласительном» святителя Иоанна Златоуста, которое мы читаем на Пасху, Бог «и дела приемлет, и намерение целует».

Выбор ― за человеком

— Всем нам хотелось бы видеть своих близких церковными людьми. Но как привести их в храм, ведь это бывает очень непросто? Стоит ли настаивать? С этим связаны два следующих вопроса.

«Уговариваю маму исповедоваться и причаститься. В храм регулярно она не ходит, грехов за собой не видит. Прочитать каноны и правило ко Причащению кажется ей неисполнимой задачей. Как можно ей помочь? Марина»

— Наверное, надо сначала постараться привить маме любовь к храму, к богослужению. Человеку в возрасте уже трудно учиться чему бы то ни было, а ведь церковной жизни нужно именно учиться. Если мама все-таки решится исповедоваться и причаститься, не нужно требовать от нее чтения всего правила и трехдневного поста. Однако хотя бы минимальная подготовка к Причастию необходима: человек должен ощущать, что он готовится к чему-то важному в своей жизни, к чему-то особому. И, конечно, прежде всего всем нам нужно молиться о своих близких. Господь Сам открывает человеческое сердце, иногда самым неожиданным образом.

— Стоит ли уговаривать человека причаститься, если он далек от Церкви? На пользу ли ему будет участие в таинствах? К примеру, такой вопрос: «Сын недавно женился. Его супруге очень хотелось венчаться, а для этого оба должны были исповедоваться и причаститься. Сына присутствие на службе очень тяготило. Он не выдержал и вышел покурить незадолго до Причастия. Супруга сына и я очень расстроились. Для него Причастие стало проформой. Надо ли было нам настаивать? Что делать дальше? С уважением, Таисия Федоровна».

— Я думаю, если для одного из вступающих в брак Церковь и церковные таинства не являются чем-то важным, то не надо настаивать на венчании, а тем более уговаривать или заставлять этого человека исповедоваться и причащаться. Все-таки выбор человек делает сам — жить с Богом или без Бога. Нельзя относиться к церковным таинствам как к автоматически действующему средству. Таинство действенно только в том случае, если мы верим в Бога и стремимся к Нему. Если в таинстве по какой-то причине принимает участие человек неверующий, с ним ничего не происходит, благодать Божия в нем не действует. Бог не насилует человеческую волю. Если эта воля закрывает от Бога сердце человека, то Бог не взламывает его силой, Он остается в стороне.

Иногда ведь начинаются разговоры: «Надо повенчаться. Если не повенчаетесь, разведетесь. Венчанный брак более прочный»… Но если у людей нет правильного отношения к браку как к таинству, которое не просто соединяет двух людей на земле, но и совершается на Небесах, венчание им не поможет. То же самое с Крещением: если люди крестятся «просто потому, что так принято, мы в России живем» — тогда это совершенно бесполезное занятие, потраченное время. Так и с таинством Причащения. В нем можно участвовать только верующему человеку, с чистым сердцем, с желанием соединиться с Богом. Иначе этого делать не надо, потому что есть опасность, что человек будет причащаться «в суд и в осуждение».

Что касается вопроса — конечно, настаивать не надо было. Молодые люди расписались, они дали друг другу обещание верности в совместной жизни перед лицом государства и других людей. Если они не верят в Бога, этого достаточно, не надо никого силой вести в Церковь. Что им делать дальше? Жить и думать.

Быть готовым к Встрече

140914-ruka-boga-02.JPG— Владыка, с какого возраста дети должны готовиться к Причастию и как?

— Многое зависит от того, как готовятся к Причастию в семье и от развития самого ребенка. По традиции, с семилетнего возраста ребенок исповедуется. Примерно в это же время ему надо начинать поститься перед Причастием, читать молитвы, но, конечно, не в той мере, как взрослому. Главное, чтобы человек — неважно, ребенок это или взрослый — относился к Причастию как к значимому событию в жизни, к которому готовятся. Посмотрите, как собирается женщина просто перед тем, как выйти на улицу! А в таинстве мы встречаемся с Самим Господом. Ребенок должен это чувствовать, и тут родители, знающие и понимающие своего ребенка, наверное, лучше смогут определить, каким образом ему готовиться к Причастию.

— Что значит «достойно сохранить в себе Христа принятого»? Наверное, многие замечают, что именно в день Причастия случаются какие-то искушения: раздражаешься или обижаешься на кого-то, и сразу лишаешься мира в душе, который приходит после Причащения…

— Действительно, это знакомо каждому человеку. Это естественное человеческое свойство: вот мы что-то делаем, трудимся, стараемся, но достигли того, к чему мы шли, — и сразу же расслабились. Так и здесь. Готовясь к Причастию, человек собирается, он строг по отношению к себе, в хорошем смысле натянут как струна. Но вот он причастился, служба закончилась — и он разрешает себе расслабиться. Тогда на него тут же набрасываются искушения, а точнее, всё то, с чем он боролся и что отгонял от себя во время подготовки. Поэтому хранить себя после Причащения — значит не расслабляться. Вот как ты жил, когда готовился — молился, старался никого не обидеть, не задеть, внутренне собраться — точно так же нужно вести себя после Причащения. А в идеале христианин должен быть таким всегда.

Фото Александра Курочкина

Подготовила Наталья Горенок

Православие и современность

Оставить комментарий
Поделиться в: