Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Монастырь души моей

В этом году Свято-Никольскому женскому монастырю исполнилось 250 лет. Поселок в Пугачевском районе, где он расположен, так и называется – Монастырский. В прошлом веке обитель закрывали, отдавали колхозу, разрушали старинные здания. А теперь вот уже семнадцать лет монастырь восстанавливают. В конце октября губернатор Валерий Радаев включил его в список объектов культурного наследия народов Российской Федерации.


От рассвета до заката

Первоначально на этих землях располагался старообрядческий мужской скит, основанный выходцами из Польши. Как раз в 1762 году старообрядцам, бежавшим за границу, императрица Екатерина II разрешила вернуться в Россию. Царский указ простил приверженцев старого церковного обряда, им разрешили носить бороды и дали свободу в выборе платья. Оговаривались и земли, куда могут переселиться староверы. Выходцам из могилевской Ветки позволили переехать в саратовское Заволжье. Тогда 120 семей поселилось на берегу Большого Иргиза. Монахи же удалились в непроходимые леса, где и основали свой скит.

В феврале 1837 года по указу Саратовской духовной консистории скит был обращен в единоверие и преобразован в Средне-Никольский мужской общежительный монастырь 3-го класса. Состояние монастыря ухудшилось. Часть первоначальных его обитателей арестовали и выслали, другие, не желающие принимать единоверия, ушли из этих мест.

В 1843 году монастырь переформировали в женский и назвали Свято-Никольским. Сначала за его стенами жили сорок монахинь и послушниц, к 1914 году их число выросло до ста. За семь десятилетий здесь освятили новую каменную Покровскую церковь, перестроили обветшавший Никольский храм, открыли больницу. В монастырском училище на полном содержании в 1893 году обучались 12 девочек из окрестных сел.

Все монастырские земли обнесли каменной оградой из дикого камня (а западная стена была сложена из кирпича, ее фрагменты можно увидеть и сегодня). Всего к началу XX столетия на территории располагалось одиннадцать келейных зданий.

В те времена монастырь содержался за счет собственного производства. У обители были свой кирпичный завод, кузница, ветряная мельница, пасека. А еще к его землям относились пашни, лесные и луговые угодья, сады и рыбные ловли на Иргизе, которые сдавались в аренду.

Весь этот порядок просуществовал до прихода советской власти. В 1918-м монастырь закрыли, а монахинь направили на различные работы. Кто-то попал в распоряжение уездного отдела здравоохранения, где был задействован для борьбы с эпидемиями, кого-то определили на молочную ферму. Нетрудоспособных передали в распоряжение отдела социального обеспечения. В народе ходят слухи, что монахини, не отказавшиеся от своей веры, подвергались истязаниям.

 Постный день

Не доезжая Пугачева, сворачиваем направо. До монастыря еще три километра, сообщает указатель. "Свято-Никольский женский монастырь основан в 1763 году. Восстанавливается с 1997 года", – поясняет вторая табличка.

Поселок Монастырский (прежнее название Мопр) небольшой, от силы десять дворов. Окружающие обитель леса, где когда-то скрывались монахи, давно поредели. Монастырские строения и башенки по краям каменного забора особо выделяются на фоне тусклого пустынного заволжского пейзажа. Издалека заметны маковки над святыми воротами, ведущими к монашеской жизни.

"Как пример монастырской жизни мы, наверное, не подходим, потому что нам мало лет, – сразу предупреждает игуменья. – У нас очень маленькая обитель по числу сестер. Каждого насельника нужно занимать трудом, когда их много, то и послушаний разных в обители много. Например, в Дивеевском монастыре есть и золотошвейки. А мы занимаемся молитвенным и повседневным трудом, чтобы обеспечить себя".

А когда оказываешься внутри монастыря, невозможно поверить, что в 1930-е все его старинные строения были разрушены и перестроены. Вот справа белоснежный Никольский храм, за ним виднеется красный храм-часовня Покрова Пресвятой Богородицы. По левую сторону – в идеальном состоянии двухэтажный келейный корпус, построенный из кирпича в начале XX века, и одноэтажные постройки. Везде ухоженные газон, низкие деревья, ели. Аккуратные тропинки. Вернуть прежний облик этому удивительному месту удалось лишь за полтора десятилетия.

Сегодня здесь живут двадцать насельниц. Но в десять утра в округе ни души. Неподалеку от келейного корпуса встречаю одну из монахинь, которая провожает меня к настоятельнице монастыря, игуменье Севастиане (Власовой) – невысокой, очень доброжелательной женщине чуть старше семидесяти.

"Как пример монастырской жизни мы, наверное, не подходим, потому что нам мало лет, – сразу предупреждает игуменья. – У нас очень маленькая обитель по числу сестер. Каждого насельника нужно занимать трудом, когда их много, то и послушаний разных в обители много. Например, в Дивеевском монастыре есть и золотошвейки. А мы занимаемся молитвенным и повседневным трудом, чтобы обеспечить себя".

23939_1415621748_6_big.jpgПроходим в трапезную, где стоят три длинных стола. За первым, под иконами с лампадкой, сидит сама настоятельница монастыря, в центре – сестры-монахини, за последним размещаются труженицы и послушницы. Тех, кто приехал сюда на время, несложно вычислить. Труженицы одеты скромно: длинная юбка, кофты с длинными рукавами и платочки, но им допускается носить цветную одежду.

Ждем, когда подойдут сестры-монахини, а пока настоятельница знакомит с общим распорядком. День в монастыре начинается в пять утра, в шесть все идут на монашеские правила. С восьми до одиннадцати сестры выполняют свои послушания: готовят еду, кормят животных и т.д.

Сегодня постный день, но пища нескудная. Все соленья и варенья монастырского производства, овощи и фрукты выращиваются тут же. Пожилая матушка Леонида, одетая в платье в черно-белую клетку, вместе с 22-летней инокиней Варсонофией приносят из кухни кастрюльки с постными щами, тарелки с кашей, чайники с кипятком. Монахини заходят в трапезную, здороваются и просят благословения матушки-настоятельницы. После общей молитвы начинают трапезничать. Меня усадили за первый стол, так что могу рассмотреть всех собравшихся. Но игуменья Севастиана советует: "Вы кушайте активней, как только я позвоню в колокольчик, все сразу встаем из-за стола".

 В стиле советского реализма

23938_1415621359_2_big.jpg"Все наше детство проходило в этих краях. К Иргизу ездили за цветами, – вспоминает матушка-настоятельница мирскую жизнь. – Училась я в Пугачевском гидромелиоративном техникуме. К нему относились эти земли, на которых мы потом же и работали. Часто видела здание келейного корпуса, на тот момент в нем находилось отделение колхоза. Лишь позже узнала, что когда-то именно здесь был женский монастырь".

Вместе с настоятельницей через кухню проходим в большую трапезную. Этим помещением пользуются лишь по особым случаям, когда приезжают гости. Сестра Варвара заходит вслед за нами со стопкой фотоальбомов.

На фотографиях конца 1990-х запечатлены полуразрушенные коробки старых зданий. В двухэтажном сооружении отдаленно можно угадать келейный корпус. Вглядываюсь в эти руины и не сразу понимаю, где и что было. Вся панорама напоминает кадры из фильма Тарковского "Сталкер".

"Одна наша восьмидесятилетняя подвижница, ныне покойная, мать Василиса, знала, что здесь когда-то был монастырь, – листает страницы фотоальбомов настоятельница. – Когда колхоз распался, она, видно по Божьему велению, поняла: надо все привести в былое состояние. Потихоньку к ней присоединились другие сестры с пугачевского храма, мы там все вместе молились. А с 1997 года начали хлопотать о регистрации прихода. Около трех лет, как могли, мы самостоятельно восстанавливали храм на свои маленькие пенсии. 28 декабря 2000 года нам дали статус монастыря, тогда и меценаты стали оказывать помощь. Первое время приезжали помогать люди из Балакова, Самары, Тольятти, прибывали автобусы по пятьдесят человек".

В советские годы монастырский комплекс передавали в пользование разным ведомствам. В 1930 году в уцелевших помещениях разместилась колхозная бригада. В одном из зданий основали опорный пункт "Международная объединенная помощь революции". По его аббревиатуре поселение и получило "красивое" название – Мопр.

23938_1415621359_3_big.jpgЗа несколько десятилетий новые жильцы изменили архитектурный облик обители, обустроив все в стиле "увидеть и ужаснуться". Из Свято-Никольского храма сделали клуб, где проводили концерты и показывали кино. Там, где раньше располагалось старинное кладбище, построили сараи для скота. "Старинные могильные плиты стали приспосабливать в хозяйстве. Ими кормушки отгораживали", – с сожалением рассказывает настоятельница.

Сохранилось только десять могильных плит, которым насчитывается больше ста лет. Конечно, сейчас монастырское кладбище восстановили. Рядом с могилой первой настоятельницы Василисы и находятся погребальные плиты позапрошлого столетия.

Храм-часовню Покрова Пресвятой Богородицы колхозники разобрали, из этих кирпичей за периметром забора выстроили силосную башню для хранения зерна. А на месте часовни соорудили щитовой "финский" домик – под магазин. "Силосную башню и дня по назначению не использовали. Мы не стали ее разбирать, она стоит как напоминание о варварском прошлом", – закрывает альбомы настоятельница.

И добавляет, что каждому храму при освящении, как и человеку при крещении, дается ангел-хранитель. Именно поэтому недавно храм-часовню выстроили заново. На днях, 22 ноября, ее планируется освятить. Пока часовня закрывается на ключ. В отличие от храма во имя Николая Чудотворца, в Покровском площадь маленькая. Но этот храм обустроили как монастырский. В нем установили стасидии – монашеские кресла с высокими подлокотниками. Если монахиня во время долгой службы устанет стоять, то можно опереться на них. В городских храмах такого нет.

Первых монахинь, занимавшихся восстановлением обители, сестры называют поколением строителей. Несмотря на то, что этап возрождения уже закончен, матушка-настоятельница продолжает реализовывать строительные идеи. Летом на крышу над келейным корпусом установили солнечные батареи. Экономия ощутимая, подтверждает игуменья.

 Общение по благословению

23938_1415621359_4_big.jpgДа, конечно, идите пофотографируйте, но они вам ничего не скажут без моего благословения", – одобряет игуменья Севастиана, когда я перед началом трапезы прошу разрешения пообщаться с сестрами на кухне. За день, проведенный в монастыре, понимаешь: без благословения настоятельницы ничего не делается и не рассказывается. Даже фильм про обитель монахиня Васса, ответственная за информационный отдел, показывает мне после одобрения матушки.

После настоятельница благословила несколько сестер пообщаться с корреспондентом, но в ее присутствии, чтобы я не навредила монахиням вопросами: "У всех, так или иначе, жизнь была греховная, вспоминать все моменты той жизни им не стоит. А вы можете своими вопросами навести их на прошлое. Сестра начнет вспоминать родных, по которым соскучилась, или еще что-нибудь. Монахи всегда избегали таких разговоров, уходили от собеседника".

Сестра Леонида просила настоятельницу освободить ее от газетного разговора, но потом сдалась: "Матушка, только потому, что вы дали благословение". Леонида любит работать, а не рассуждать. "Монашество для меня – это не испытание, а смысл моей жизни", – коротко заключила она. В миру Леонида работала фельдшером, в монастырь пришла 15 лет назад, когда ей было 57. Здесь она также лечит сестер-монахинь, поэтому они практически и не обращаются в больницу.

Самая старшая в обители – 84-летняя монахиня Феодора, самая молодая – 22-летняя инокиня Варсонофия (в миру Анастасия), жизнерадостная красивая девушка родом из Ивантеевки. Пришла сюда пять лет назад, а в апреле этого года состоялся ее иноческий постриг. "Конечно, родители мечтали о другом будущем для своей дочери, хотели внуков. А будущее у нее оказалось здесь", – говорит настоятельница, помогая мне понять, почему девушка ушла в монастырь.

"Вспоминаю, когда жила в миру и училась в школе, приезжала сюда на каникулы, – рассказывает матушка Варсонофия. – Первый раз побывала здесь в апреле 2008 года. Меня сильно тянуло сюда, чтобы пообщаться с сестрами, потрудиться с ними. А 4 июня 2009 года приехала и осталась. Мама дала согласие. И одиннадцатый класс я уже заканчивала в Пугачеве. Для этого матушку-настоятельницу сделали моим опекуном. Она много для меня сделала". Девушка признается, что и сама задумывалась над тем, как пришла к монастырской жизни: "С раннего возраста часто думала: а зачем же люди живут? В чем же смысл жизни? И взрослых спрашивала, но они не могли ответить. В девятом классе нам ввели предмет "основы православной культуры". На этих уроках одна учительница смогла ответить на мои вопросы. Тогда же я стала ходить в церковь, чтобы глубже узнать этот мир, начала ездить в монастырь. Позже поняла, что это мое призвание, смысл моей жизни". Еще Варсонофия училась в музыкальной школе, так что здесь она певчая – одно из ее послушаний.

Монахини читают много духовных книг, и не только жития святых, но и современную православную прозу. Так, на столе у матери-настоятельницы лежит роман Александра Сегеня "Поп". Читали и бестселлер 2012 года архимандрита Тихона Шевкунова "Несвятые святые", победивший на всероссийском конкурсе "Книга года". В конце января автор "Несвятых" побывал в этой обители вместе с ктитором (меценатом) монастыря – первым заместителем руководителя Администрации Президента РФ Вячеславом Володиным.

Мать Варсонофия показывает мне еще одну из своих любимых книг "Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев" и добавляет: "Батюшка говорит, у нас тут институт".

 Праздник души и святая Анастасия

23938_1415621359_5_big.jpgСледующей моей собеседницей и проводником по монастырским объектам стала матушка Александра. "Ближе к зиме наша корова меньше дает молока, а летом, когда были хорошие удои, матушка Александра потчевала нас прекрасными сырами и брынзой собственного приготовления", – перед тем, как оставить нас наедине, с восторгом делится настоятельница. С сестрой Александрой проходим в домик, куда селят тружениц и гостей монастыря. Ее келья тут же, она следит за этой бесплатной гостиницей. Уютные двух- и трехместные комнаты обставлены со вкусом, есть книжный шкаф с художественной и духовной литературой.

В послушания матери Александры входит и уход за животными. Скотный двор, по которому мы вместе с ней идем, больше похож на корейский, для русского человека здесь мало что бегает съестного – пяток куриц да двадцать кошек. По словам сестер, ежегодно местные миряне подбрасывают к ним котят. Одних все-таки удается отдать в паломнические руки, остальные остаются на довольствии добрых монахинь. Кошек здесь все любят, знают кличку каждой. Еще у сестер живут корова и телочка.

На территории дворика стоит одноэтажный хозяйственный блок. Заходим в узенькую комнатку, обставленную деревенской утварью и советским фарфором, – посудой и фигурками, именно такими, которые до сих пор пылятся в квартирах у бабушек. Полкомнаты занимает большая русская печь, рядом с ней стол с самоваром и глиняной посудой. В красном углу иконы. "Здесь у нас музей христианского быта, – выступает монахиня в роли экскурсовода. – Когда к нам, допустим, батюшка из Новоузенска привозит паломников, им что-то нужно показать. Ведем сюда".

В следующей комнате – летняя кухня. Там стоит у стола труженица из Саратова Людмила, чистит морковку. "Пошла вторая неделя, как я здесь, еще через неделю уеду", – не прекращая работать, спешно пояснила она. Чуть дальше зернохранилище и коровник. У центрального входа щиплет газонную травку теленок.

"Мы не сироты и не брошенные. Иногда у меня возникает страх, что могла здесь и не оказаться, от этого становится как-то не по себе. Даже если можно было жизнь начать с начала, то или сразу по молодости ушла бы в монастырь, или кучу детей бы родила. Остальное все неправильно. Сама приехала сюда из Ершова, 6 февраля будет десять лет. Пребывание здесь – это праздник души", – перекрестившись и поклонившись в сторону Никольского храма, рассуждает мать Александра.

В полуосвещенном храме во имя Николая Чудотворца всматриваюсь в лики святых. В отдалении от меня сидит и читает книгу инокиня Варсонофия. Смотрю на молодую монахиню, но не могу представить себя на ее месте. Наверное, правы были мои собеседницы, когда высказывали свое видение монашества. Монашество – это призвание и путь, по которому не каждый достоин пройти. И как поется в одной из песен Шевчука, "новая жизнь не дается даром".

Настоятельница повторяет, что никого не приглашают уйти в монастырь и никому не обещают, что лишь тут можно что-то обрести: "Все зависит от того, как ваше сердце расположено к монастырской жизни. Было и такое, что, помучившись несколько лет, не найдя себя – уходили".

Обитательницы Свято-Никольского монастыря собрались в храме на вечернюю службу. Настоятельница просит мать Варсонофию проводить меня до ворот. По пути молодая инокиня протягивает мне иконку святой Анастасии Римляныни: "Это моя иконка, молилась этой святой мученице, когда еще не пришла в монастырь. Хочу подарить ее вам на память". Принимаю и благодарю Анастасию. От таких подарков нельзя отказываться, даже если считаешь, что их не достоин.

В обители под Пугачевом побывала Анастасия Хлопкова, фото автора

Взгляд-инфо


Оставить комментарий
Поделиться в: