Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Экзамен или поиск ответов на вечные вопросы?

В День православной книги, который отмечается 14 марта, вспоминается поговорка: «Книга – лучший подарок». А так ли это для современных школьников? Что они пытаются понять, готовясь к экзамену по литературе? Об этом размышляет наш автор.


В 2014–2015 учебном году в российские школы вернулся экзамен по литературе в форме сочинения, сдав который выпускник 11-го класса получает право пройти итоговую аттестацию в форме ЕГЭ. Школьники уже сдали его в начале декабря 2014 года. Есть результаты, которые наводят на размышления о книгах, чтении и вечных вопросах человеческого бытия.

Я преподаю русский язык и литературу в МОУ СОШ № 8 г. Новоузенска Саратовской области и выпускаю в этом году 38 учащихся 11-х классов. Задумываясь о предстоящем экзамене, я была начисто лишена благодушия. Каким образом мои по большей части мало читающие ученики смогут размышлять на одну из предложенных тем, проанализируя при этом литературный материал — прочитанные книги? Этот вопрос не давал мне покоя.

Сама я, учась еще в советской школе, сочинения писать умела и любила. Начав работать в 90-е годы, методикой обучения написанию сочинений тоже не могла не владеть. И ни меня, ни учеников моих тогда не удивляла и не пугала перспектива написать пять-шесть страниц о духовных исканиях героев романа «Война и мир» или рецензию на любимую книгу о Великой Отечественной войне. Теперь же я столкнулась с тем, что вполне успешные ученики, сдав «сочинение» на полторы страницы, искренне недоумевали: «А что еще писать-то?». Но страшнее всего было то, что и я вот так, с ходу, не знала, как им это объяснить…

Не буду подробно останавливаться на том, как мы готовились к этому экзамену. Конечно, много читали, много писали, анализировали сохранившиеся у меня сочинения выпускников 1994-го, 1998-го, 2002-го… И в результате все написали экзаменационное сочинение, получив допуск к дальнейшим экзаменам…

Но главное все же не ЕГЭ. Куда важнее, на мой взгляд, что необходимость писать сочинение сделала необходимым и чтение художественной литературы, и умение размышлять над прочитанным, и просто умение думать, которое, надеюсь, пригодится им и в дальнейшем.

Одно из пяти предложенных тематических направлений содержало следующую формулировку: «Чем люди живы?». «В чем смысл жизни?» — так определили мы суть этого высказывания. А вот ответов на этот вопрос нашлось совсем не много. Больше того, были и такие ответы, которые стоили вопроса: «Я очень боюсь, что такое сочинение будет на экзамене, потому что я никогда не думал о смысле жизни. Да и никто не думал из моих одноклассников… И что писать?»

Действительно, что писать? А может, сначала почитать? Ведь наверняка были те, кто думал… Конечно, Л. Н. Толстой. И одноименный рассказ, и вообще весь Толстой — это непрерывный (и через героев своих, и собственный страстный и бесконечный) поиск ответа на вопрос: «Чем люди живы?». И И. А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско», к примеру. Почему автор отказывает в праве отдохнуть в Старом Свете немолодому американцу с семьей, который упорным трудом этот отдых, казалось бы, заработал? Но не в заработанных деньгах смысл жизни, стало быть, и не в работе, и не в отдыхе. А в чем?

А вот любовь, как в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»… Очень актуально в 17 лет предположить, что да, именно в такой вот любви, которая «должна быть трагедией, величайшей тайной в мире», и заключается смысл жизни. Но так ли это?

Есть еще и писатели последних десятилетий: А. И. Солженицын, В. П. Астафьев, Ч. Т. Айтматов… У каждого свой путь к истине, и у каждого свой ответ. Поиск ответов на вечные вопросы — это путь возрастания души. И если на этом пути человек обретет не просто попутчиков, но и наставников в лице великих классиков отечественной и мировой литературы, его внутренний мир станет богаче, а духовные поиски глубже.

Но есть и другая литература, которая, как мне кажется, нужна и для подготовки к экзаменационному сочинению, и для целей более возвышенных. С одной стороны, это произведения малых жанров, а следовательно, доступны для быстрого прочтения и анализа в течение одного урока. С другой стороны, глубина содержания способна заменить «тысячи тонн словесной руды». Это евангельские притчи, жития святых, произведения духовной литературы. В школьном курсе литературы изучаются и житие преподобного Сергия Радонежского, и «Повесть о Петре и Февронии Муромских», и другие произведения как исторического, так духовного содержания. Эти произведения представлены в учебниках для 5–8 класса. Но школьников в 12–14 лет больше интересует сюжет, чем глубина духовных поисков. А возвращаясь к этим произведениям в рамках подготовки к сочинению в 11-м классе, учащиеся постигают христианский смысл человеческого бытия. И тогда ответ на вопрос: «Чем люди живы?» — становится созвучен финальным строкам одноименного рассказа Л. Толстого: «Кажется только людям, что они заботой о себе живы, а живы они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нем, потому что Бог есть любовь».

Произведения религиозно-философской мысли рубежа XIX–XX веков, в частности «Книга тихих созерцаний» И. А. Ильина, также могут быть отправной точкой для работы над экзаменационным сочинением. Небольшие по объему и разнообразные по тематике эссе И. А. Ильина заставляют задуматься о любви и дружбе, о зависти и справедливости, об искусстве жить и счастье повседневности.

Сочинения, написанные по прочтении таких сложных, казалось бы, философских произведений, интересны тем, что позволяют увидеть, насколько современные школьники способны понять и принять точку зрения автора, жившего более полувека назад, и как они аргументируют свою точку зрения. Вот одно из сочинений.

«Стремление к справедливости заложено в каждом человеке. Все войны и раздоры, все ссоры и революции были, я думаю, из-за справедливости, точнее, из-за несправедливости: ”Каждый из нас желает справедливости и требует, чтобы с ним обходились справедливо; каждый жалуется на всевозможные несправедливости, причиненные ему самому, и начинает толковать справедливость так, что из этого выходит явная несправедливость в его пользу. При этом он убежден, что толкование его правильно и что он «совершенно справедливо» относится к другим, но никак не хочет заметить, что все возмущаются его «справедливостью» и чувствуют себя притесненными и обойденными”, — пишет И. А. Ильин.

4.2.jpgА что такое справедливость? Мне всегда казалось, что справедливость и равенство — это синонимы, то есть обозначают эти слова одно и то же. А как же иначе, ведь справедливо, когда все делится поровну, одинаково, на равные части? Русский философ И. А. Ильин заставил меня усомниться в этом: ”Сущность справедливости состоит именно в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми”. Люди неодинаковы! Следовательно, “поровну, на равные части” — это-то как раз и несправедливо!

Но что же тогда такое справедливость, если это не равенство? И есть ли она? А если справедливости нет, то зачем же тогда все войны и революции? Меня поразил ответ И. Ильина: “Справедливость есть искусство неравенства. В основе ее лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям. Но в основе ее лежит также живая совесть и живая любовь к человеку…” Справедливость — искусство неравенства! А вся история человечества — искусство достижения равенства, универсальности, взаимозаменяемости. Искусство несправедливости? Как же достигнуть справедливости? Можно ли построить справедливое общество? Как стать справедливым человеком? Опять вопросов больше, чем ответов…»

Прочитала сочинение. Нашла две орфографические и три пунктуационные ошибки. И что дальше? Ответов на вопросы автора не знаю сама. Знаю только, что, несмотря на все трудности, учить школьников писать сочинения надо. Надо знакомить их с миром большой литературы, надо показывать им глубину постижения реальности и высоту духовных исканий русских писателей-классиков. Надо учить их думать и искать ответы на те вопросы, которые невероятно сложны. И невероятно просты. Просты той простотой, которая доступна только истинно и глубоко верующим: «Бог есть любовь». В этом и искать смысл. И справедливость.

Светлана Гузенкова

* * *

Конференция, посвященная книге

По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия 20 марта в 12:00 на базе Балаковского института техники, технологии и управления, филиал ГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет» пройдет Третья межрайонная научно-практическая конференция «Православная книга — путь к преображению души». Она будет посвящена теме «Князь Владимир. Воспитательный потенциал духовного наследия».

Работа конференции начнется с пленарного заседания, в котором примут участие Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, а также кандидат богословия, преподаватель авторского курса «Основы религиозной культуры», автор и редактор телеканала «Радость моя» диакон Илия Кокин, представители областных министерств, районных администраций, библиотекари, специалисты Уголовно-исполнительных инспекций УФСИН и инспекций по делам несовершеннолетних, сотрудники Центров социальной помощи семье и детям «Семья» из 18 районов Левобережья Саратовской области.

В рамках пленарного заседания состоится торжественная церемония награждения победителей конкурса «Книга — источник открытий», проходившего среди учащихся образовательных учреждений и воспитанников воскресных школ Покровской епархии с 8 декабря 2014 года по 12 марта 2015 года.

Продолжится конференция работой на пяти секционных площадках. Первая пройдет в форме круглого стола и будет посвящена теме «Взаимодействие Церкви и государственных структур в сферах духовно-нравственного воспитания и просвещения». «Выбор веры в истории православных народов» — под таким названием пройдет просветительский лекторий. Современные формы работы с православной книгой будут представлены на третьей секции «Православные книги в работе районных, школьных и храмовых библиотек». На четвертой секции будет обсуждаться тема «Воспитательный потенциал православной книги в работе с населением, находящимся в группе риска». Практическим опытом работы с православной книгой поделятся педагоги на пятой секции «Трансляция духовного наследия в современном образовательном пространстве».

Елена Гранкина


Оставить комментарий
Поделиться в: