Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Живая беседа о Евангелии

У любого педагога, который преподает вероучительные дисциплины, возникает вопрос: как сделать свой урок интересным, сохраняя при этом серьезность и глубину? Преподаватель авторского курса «Основы религиозной культуры», автор и редактор телеканала «Радость моя» диакон Илия Кокин находит ответ на этот вопрос для себя и делится своим открытием с коллегами.

— Отец Илия, Вы много пишете для детей. А когда начинался Ваш путь к Богу?

— Я пришел к вере, когда мне было лет 12–13. Это было в конце 80-х, когда и в стране, и в отношении к Церкви происходили перемены. Первый шаг в сторону веры у меня был достаточно стандартным — прочтение романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». После этого мне захотелось почитать, что же о Христе написано в Евангелии и насколько это похоже на то, что написано в романе. И евангельский вариант мне понравился гораздо больше.

Затем недалеко от моего дома открылся храм во имя святителя Митрофана Воронежского, куда я стал ходить на службы. Настоятель храма протоиерей Димитрий Смирнов решил оформить алтарь мозаичным панно. А я учился в художественной школе, и мне это было интересно с точки зрения художественной техники. Познакомился с художниками и стал им помогать. Мне даже доверили выложить маленький кусочек этого панно.

— А семья участвовала в Вашем воцерковлении?

— Семья была нецерковной, и потому все очень перепугались, когда я начал воцерковляться слишком активно. Я поездил по монастырям, и мне очень понравилось в Спасо-Прилуцком монастыре рядом с Вологдой. И в 15 лет я захотел туда уйти. Это решение было настолько серьезным, что после 9 класса я ушел из школы. Наместник монастыря поставил мне единственное условие: нужно было взять благословение у архимандрита Кирилла (Павлова). Полгода я регулярно ездил в Лавру, но попасть к отцу Кириллу так и не мог.

В это время я пономарил на Московском подворье Оптиной пустыни. И как-то туда приехал отец наместник. Я рассказал ему свою печальную историю. А он спросил: «А ты школу-то закончил?» Узнав, что нет, он мне сказал: «Кому ты в монастыре такой нужен? Заканчивай школу, поучись в семинарии и приходи в монастырь. Тогда будет от тебя польза».

Затем я окончил школу экстерном, поступил в Московскую духовную семинарию, затем отучился в академии. На последнем курсе академии принял сан. А вот в монастырь так и не ушел.

— Чем запомнилось обучение в семинарии и академии?

— Два года я пел в хоре архимандрита Матфея (Мормыля), в начале третьего класса даже стал уставщиком хора. Это было замечательное время, я многому научился тогда. А затем случилось событие, которое я воспринял поначалу как трагическое. Меня взяли в иподиаконы к Святейшему Патриарху Алексию II. А у меня и в семинарии все было хорошо: я управлял десяткой (студенческий хор, который поет рядовые службы в академическом храме) и был уставщиком. К тому же за учебу переживал. Но потом понял, что иподиаконство у Святейшего — совершенно уникальная школа.

Я был пять лет иподиаконом, из них три года книжником — подавал архиерейский чиновник и видел, как Патриарх молился. А служил Святейший часто. Впечатление от Патриарха Алексия осталось светлое и радостное. Это был человек с очень добрыми лучистыми глазами, который всегда мог помочь и поддержать. Например, у сестры одного из иподиаконов врачи диагностировали тяжелое заболевание почек. Иподиакон попросил Патриарха за нее помолиться. На протяжении нескольких служб Святейший усердно молился, вынимал частички просфоры на проскомидии. И через некоторое время на повторном обследовании врачи не обнаружили никаких признаков заболевания.

— А как педагогика вошла в Вашу жизнь?

— Я начинал с работы в вузе — три года преподавал сравнительное религиоведение на журфаке Российского православного университета Иоанна Богослова. Это была хорошая школа, где я приобрел опыт работы с аудиторией.

А потом перешел в частную Московскую школу «Ретро». Духовником этой школы был священник из храма, где я служил. Школа очень хорошая. Ее создала семья православных педагогов в 1991 году, и там до сих пор сохраняется по-настоящему семейная атмосфера.

5.2.jpgВ этой школе я преподаю разные предметы религиозной направленности. Что-то я сам придумывал, в чем-то на кого-то пытался ориентироваться. Преподавать детям очень интересно. В этом есть профессиональный вызов, ведь одно дело — общаться со взрослыми людьми, а для детей нужно подбирать другие слова, другую интонацию.

— Вы преподаете, создаете православные проекты для детей. Каким Вы видите идеальный результат своей деятельности?

— Вот буквально в этот понедельник я получил профессиональное удовлетворение, когда весь урок проговорил с мальчиком, который на протяжении двух лет держался достаточно агрессивно. Он практически на каждом уроке заявлял, что он неверующий и ему неинтересно все, о чем я говорю. Я пытался его вовлекать в диалог, и вот лед тронулся. На последнем уроке он с большим интересом задавал мне самые разные вопросы о вере. Для меня важно, чтобы у ребенка возник интерес к предмету. И подобные разговоры вселяют надежду, что ребенок будет и дальше интересоваться этой темой.

— Как родилась идея создать учебно-методический комплект «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа»?

— Создание этого пособия — промысел Божий в действии. Как обычно создаются учебники? У человека появляется идея, он ее какое-то время вынашивает, структурирует свои наработки, а потом уже начинает все записывать. С этим пособием было все по-другому. Ко мне обратилось руководство детского семейного образовательного канала «Радость моя» с просьбой написать даже не учебник, а просто рабочую тетрадь по этому курсу.

Нужно сказать, что телеканал тесно связан с православной школой-пансионом «Плесково», руководство канала следит за тем, по каким пособиям и учебникам там преподают религиозные дисциплины. И вот не было пособия по самому главному курсу — евангельской истории и учению Спасителя. И поскольку сроки были сжатые — нужно было успеть к началу учебного года — попросили сделать хотя бы тетрадь с интересными заданиями. Но я подумал, что если уж создавать курс, то нужно делать и учебник, и хрестоматию. Мне выделили ресурсы, дали художников, редакторов, с которыми мы и сделали всю работу в сжатые сроки.

Материал в пособии делится на четыре четверти. Первые три четверти посвящены истории (причем евангельские чудеса выделены в отдельный блок), а последняя четверть — учению Спасителя.

Дети реагируют на задания, представленные в виде игр, кроссвордов, комиксов, очень живо. У нас даже возникают небольшие проблемы с дисциплиной. После выполнения заданий я говорю: «Дети, закрываем рабочую тетрадь», — а они не закрывают и просят разрешить им выполнить следующее задание. Недавно в школе прошел опрос, какие уроки ученикам интереснее всего. Этот предмет занял второе место после физкультуры.

— То есть Закон Божий, «Основы православной культуры» вести интересно можно?

— Конечно, можно. И только так и нужно. Иначе мы отобьем у детей интерес к вере, к Православию. Помните слова Гефсиманской молитвы, которыми Господь обращается к Богу Отцу, молясь за апостолов: Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их (Ин. 17, 18–20). То есть не только о них, но и о верующих по слову их. Это значит, что той страшной, холодной ночью Господь молился и о нас, а еще и о наших детях. Только наши дети будут верить (или не верить) в Спасителя уже не по слову апостолов (прочувствуйте всю меру ответственности!), а по нашему с вами слову.

И тут возникает не менее важный вопрос: как сделать, чтобы наше слово было живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, чтобы оно проникало до разделения души и духа (Евр. 4, 12)? Для этого необходимо, чтобы наше слово было обращено не только к уму, но и к сердцу. Это непрерывный творческий процесс. Кто-то из современных апологетов сказал о том, что каждое поколение переводит Евангелие на свой язык.

— Вы упомянули кроссворды, комиксы. А допустимы ли такие формы работы со столь серьезным материалом?

— Недопустимо выбирать формы преподавания, которые убивают в детях благоговение. К слову сказать, комикс использован только для иллюстрации притчи о блудном сыне. Естественно, для иллюстрации евангельской истории я этот формат не использую.

Более того, некоторые из заданий мне приходилось отстаивать перед православными экспертами, поскольку они вызывали смущение. Но здесь все основано на многолетней практике. К примеру, в рабочей тетради есть игра-бродилка по казням египетским. Для чего? У детей часто возникает вопрос: «Почему в Ветхом Завете Бог такой злой и жестокий? Почему столько крови льется?». И эпизод с казнями египетскими — один из самых кровавых и жестоких. А проживание ситуации в игре помогает детям снять психологический негативизм по отношению к этой теме. Они начинают воспринимать эту ситуацию просто как страницу истории.

— Как добиваться эмоционального отклика детей? Как заставить их сопереживать, а не просто выслушивать и заучивать?

— Прежде всего, учитель должен быть сам заинтересован в том, о чем он говорит. Учитель с потухшим взором ничему не сможет научить. Если несколько лет педагог говорит одними и теми же словами и ему самому уже становится скучно, надо менять ракурс, проблематику, подключать новые факты.

Очень важно выстраивать на уроке диалог. У нас в семинарии был педагог, о котором рассказывали легенды. Он внедрился в религиозную секту, и через какое-то время ему дали слово на одном из собраний. Тогда он по пунктам разложил все их учение, сравнив его с Библией. Секта после этого распалась, а у педагога как-то внезапно сгорели дом и машина. Представьте, какой исповеднический поступок, какое дерзновение! Так вот когда я учился, это был уже пожилой человек. Он преподавал катехизис по своему авторскому курсу. На лекциях можно было наблюдать, как он слово в слово воспроизводил свой учебник. Это было безумно скучно. А самое главное, это настолько оторвало преподавателя от реальности, что любой неожиданный вопрос выбивал его из колеи и приводил в раздражение. То есть если человек в какой-то момент теряет живой интерес к своему предмету, он утрачивает способность к диалогу.

— Что бы Вы пожелали педагогам и родителям в деле духовного воспитания детей?

— Есть одна простая истина: воспитывать может только воспитанный человек. Покажите детям, как быть христианином. И сделайте это так, чтобы им захотелось стать такими же.

Беседовала Марина Шмелева

* * *

Педагогам

Приобрести учебно-методический комплект «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа» можно в храмах Покровской епархии и магазине «Православное Заволжье», расположенном на территории Свято-Троицкого кафедрального собора (г. Энгельс, ул. Площадь Свободы, 5).

Получить дополнительную информацию о пособии (посмотреть видеопрезентацию, скачать урок, прочитать отзывы) можно на сайте: www.detovoditel.ru или www.детоводитель.рф


Оставить комментарий
Поделиться в: