Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Как правильно молиться?

В наши дни  очень часто можно услышать вопрос: как правильно молиться, чтобы в жизни все устроилось? Прошений у современного человека возникает немало: чтобы была хорошая работа, чтобы супруг не пил, чтобы не болели дети и близкие люди. Но как правильно совершать молитву, чтобы Господь ее услышал? И всегда ли просимое пойдет нам на пользу? Почему требуется усиленная молитва в пост? На эти темы мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора иереем Аркадием Махсумовым.

 

– Отец Аркадий, зачем нужно молиться, просить у Бога что-либо, если Бог и так знает, что нам нужно?

– Ответ на этот вопрос, наверное, лежит в молитве «Отче наш». Это выверенный и точный рецепт молитвы, о чем свидетельствует и Евангелие. Христос любил молиться. Для молитвы Он уходил подальше от толпы и обыденности и поднимался в горы, где можно было уединиться и предаться общению с Богом. Евангелие от Луки рассказывает нам, что когда днем Иисус учил в храме, то ночью молился.

Однажды на Масличной горе, после очередной молитвы, ученики Христа попросили научить их молиться, как и Иоанн Креститель научил своих учеников. Спаситель ответил им: Когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (Лк. 11, 2-4). Это слова, в которых, пожалуй, заключена вся мудрость молитвы, весь ее смысл, все ее предназначение.

Посмотрите, как она устроена. Сначала мы славословим и возвеличиваем Творца, нашего Отца. Мы называем в молитве нашего Господа: «Отче наш!». Это звательный падеж, который сегодня не встречается в нашей речи. Мы призываем Бога и затем славословим Его: «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Тем самым мы показываем Господу, что мы утверждены в истинах веры, понимаем всю иерархию и всю структуру этого мироздания и свое месте в этом мире; то есть, кто создатель, а кто тварь.

Потом переходим к нашим насущным нуждам и говорим: «Хлеб наш насущный дашь нам днесь». Мы просим на каждый день хлеб, как необходимую пищу для выживания.

Далее говорим: «И остави нам долги наши». Мы понимаем, что не совершенны и не можем жить, не создавая долгов, которые многочисленны. Но мы даже не перечисляем их, а просто говорим: «Долги наши». Тем самым, показывая всю безграничность и их неисчислимость, всю глубину нашего отпадения от Истины.

«Яко же и мы оставляем должником нашим». В этих словах мы как бы закладываем ключ к своему спасению. Честно говорим Господу, что мы ждем от Него прощения лишь настолько, насколько готовы простить нашим должникам. А кто наши должники? Люди, с которыми мы постоянно общаемся, наши ближние. По своей немощи, мы часто делаем их своими врагами. Хотя стоит нам простить, как Господь также нас простит. Это формула жизни, главное условие, которое содержится в этой молитве. Получается, что мы хозяева своего спасения, своей участи.

«Не введи нас во искушение». Мы просим Господа, чтобы он не дал нам испытание, которое мы не смогли бы поднять, тем самым показывая свое смирение. И добавляем: «Но избави нас от лукавого». Мы просим защиты от злых сил, от лукавых помыслов, наветов вражьих. Эта классическая формула молитвы, которая позволяет, перенести ее на все наши молитвенные прошения в жизни, какие бы они ни были, в каких бы нуждах эти молитвы не приносились.

– Какие молитвы должен совершать христианин в течение дня? Насколько известно существуют вечерние и утренние молитвы, которые православный христианин просто обязан читать?

– Необходимо понять, что этот комплекс молитвословий – утреннее и вечернее правило – собран двухтысячилетним опытом Церкви. Туда век за веком включались молитвы святых отцов, которые прославились своим усердием в духовной жизни. Они дали некий ключ к чистой молитве. Слова, которые они стяжали своей святой жизнью, своим аскетическим подвигом, вряд ли смогли бы прийти в наши несовершенные умы.

Например, в молитве преподобного Иоанна Дамаскина мы встречаем такую фразу: «Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя». И с удивлением, открываем для себя ту ситуацию, при которой человек может и не хотеть своего спасения. Мудрый святой обращается ко Господу и говорит, что я предвижу такую ситуацию, в которой могу не хотеть спасения. Поэтому я прошу даже там, на дне этого отчаяния и обольщения, греха и обмана, помочь мне и не дать погибнуть в бездне грехов.

Почему же так много молитв? Потому что они были написаны разными людьми, которые с разной стороны постигали путь спасения. И это дает нам некие подпорки. Создает некий каркас для того, чтобы мы могли бы собрать свой ум, сконцентрировать свои чувства и волю на нужном предмете. Мы иногда рассеиваемся. Наши мысли разбегаются. Но даже если в предыдущей молитве мы пропустили какие-то слова и мысли, то следующая молитва опять напоминает нам примерно о том же, но уже с другого угла зрения.

– Изменяется ли молитвенное правило в пост?

– Конечно. Пост – это время сугубой молитвы и особого подвига. Порой в повседневной суете своих житейских попечений, мы часто теряем молитвенное состояние и подчас молимся механически. Иногда, ссылаясь на усталость, делаем послабление во время совершения утреннего и вечернего правил. Как правило, это наше небрежение и лень.

Пост же – это как раз то самое время, когда необходимо отодвинуть не только наше небрежение и лень, а привести в порядок нашу молитву и саму нашу жизнь. Сделать ее более честной, более выверенной и открытой, и, конечно же, молитва становится средством для еще большего подвига.

А откуда мы берем на это время? Все очень просто. Во время поста мы отказываемся от просмотра любимых телепередач и кинофильмов, уменьшаем общение с людьми, которое часто бывает совершенно нам не полезно и носит характер празднословия и многословия. Конечно же, лучше отстраниться от всех этих неполезных занятий и посвятить свое время молитве.

– Многие считают: молись не молись, мы все равно не святые, чтобы Господь нас услышал. Что вы по этому поводу думаете?

2a71c19f5c6fb4f6ad71ee9bbaa714ea[1].jpg– На этот случай есть очень точная мудрая пословица, которая гласит: «Невольник – не богомольник!». Невозможно человеку заставить себя молиться, если он это делает исключительно по своему умному убеждению, по какому-то волевому позыву. Позыв в молитве должен исходить из сердца. Жажда молитвы – это состояние, исходящее из любви. Из чувства собственной немощи, болезненного своего состояния собственной души. Как гласит евангельская заповедь: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3)

Так вот для молитвы человек должен испытывать нищету духовную. Ведь что такое молитва? Это обращение ко Творцу за спасением. А как может просить спасение тот, кто не считает, что он погибает? Если человек не понимает, что утопает, то никогда не будет просить спасения. Поэтому, наверное, нужно все-таки постараться понять и трезво оценить собственное положение, положение грешника, который нуждается в спасении. И уже в этом состоянии нам будет легче молиться.

Конечно, мы не святые. Но Господь сказал, что пришел спасти не праведников, а грешников.

– Многие верующие сетуют, что мысли во время молитвы часто блуждают и рассеиваются. Как же поступать? Совершить небольшую молитву, но с чувством и пламенным горением, либо вычитывать много молитв, но автоматически?

– Очень провокационный вопрос, который часто можно услышать от наших прихожан. Мне кажется, что он скрывает даже некое лукавство. Мы знаем, что после грехопадения своего прародителя человек стал склонен к совершению греха. Конечно, легче расслабиться и попустить себе какие-то послабления, нежели напрячься, взять свою волю в кулак и доделать какое-то трудное и ответственное дело.

Так и с молитвой. Вы сказали, что лучше короткая, но пламенная молитва. Здесь уже скрыта ошибка и некий подвох. Потому что пламенная молитва стяжается долгим аскетическим трудом. Короткая молитва новоначального христианина никак пламенной быть не может! Пламенной молитва может быть разве что у ребенка. Какая может быть пламенная молитва у взрослого человека, отягощенного бременем опыта своей греховной жизни, мира и суеты?

Молитвы, взятые из опыта нашей Церкви, могут нам казаться длинными, только потому, что мы не привыкли духовно трудиться. Особенно так может казаться поначалу. Но все-таки мы должны заставить себя пройти этот душеполезный путь. Потерпеть какие-то месяцы, чтобы понять, что это совершенно небольшое время, которое мы должны посвятить Богу. Ведь утренние и вечерние молитвенные правила в совокупности едва ли составляют час. Из двадцати четырех часов в сутки уделить для общения с Господом всего один час, при этом, делать это медленно с толком и расстановкой, чтобы не рассеиваться, это не так и много. Когда навык христианина в молитве возрастает, то время на молитву будет уходить гораздо меньше. Как правило, минут двадцать будут занимать утренние и вечерние правила. Слова станут более знакомыми, смысл их понятен. Поэтому, я думаю, не стоит, считать утренние и вечерние правила каким-то долгим и тягостным трудом. Надо себя настроить так, что бы исполнять их в полной мере.

– В некоторых современных молитвословах есть конкретные молитвы о детях, от болезней и в некоторых житейских нуждах. Они достаточно просты и понятны людям, их легко читать. Стоит ли к ним прибегать в конкретных житейских ситуациях, либо потрудиться, читая, скажем, псалмы, некоторые главы Евангелия и т.д.

– Прибегать к молитвам о различных житейских нуждах можно, но только для того, чтобы перейти со временем к более глубокому и серьезному молитвенному труду. Хотя, на мой взгляд, в этом таится некая опасность. Ведь многие из этих молитв были составлены в наше время. Тогда, когда многое было утрачено, не было соответствующих православных книг и молитвословов, а у нашего народа появилась потребность в духовной жизни. Тогда и появились, к примеру, совершенно не выдержанные канонически акафисты. С точки зрения серьезного богословского размышления они представляют собой жалкое зрелище.

Поэтому я посоветовал бы верующим тщательно разобраться в этом богатом многообразии православной литературы и правильно расставить приоритеты. Убедиться, насколько каждый молитвослов выверен и соответствует церковным канонам. Для этого лучше за советом обратиться к своему духовнику.

Конечно же, существуют молитвы уже проверенные, то есть молитвы к определенным святым, которым Господь при жизни даровал дар исцелять от определенного недуга. И вот авторы, опираясь, на эти случаи, на житие этих святых, составили такие молитвы. Это неплохо. Во время молитвы, мы невольно соприкасаемся с житием какого-то святого, пытаемся о нем что-то узнать, тем самым вырабатывая у себя христианское смирение. Но, конечно же, эта молитва должна нас приводить к более серьезному деланию.

Люди не должны воспринимать молитву, как некий духовный магазин. Например, глазик заболел, почитали эту молитовку, спинка заболела, другую. Это взгляд поверхностный. Если человек возрастает и хочет придти к более глубокому пониманию молитвы, то он не должен отказываться от чтения псалмов, канонов.

– Почему для христианина важно молиться в Церкви, где совершается общая молитва? Встречаются люди, особенно среди новоначальных, которые предпочитают молиться в одиночку дома перед иконами?

– Я думаю, что такого человек сложно назвать новоначальным. Скорее он «новоненачальный», то есть не переступил еще определенный порог. И потом надо всегда помнить слова Спасителя: Ибо, где двое, или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20).

Конечно, соборная молитва велика пред Господом. Она просто необходима. Ведь часто Господь слышит и подает просимое там, где много людей о чем-то просит. Это первое.

Во-вторых, ни в коем случае нельзя забывать, что центром жизни православного христианина является Евхаристия: Причащение Тела и Крови Христа. Совершение этого величайшего Таинства невозможно человеку, который молится келейно, то есть один дома. Только священник может один совершить Литургию и причаститься Святых Христовых Таин, но, ни в коем случае, ни мирянин. Поэтому человеку нужно понять для себя, что без Евхаристии он лишен соединения со Христом и не может называть себя христианином, так как основной центр христианской жизни – Евхаристия – в его жизни просто  отсутствует.

К сожалению, некоторые люди не понимают, что для того, чтобы спастись, не достаточно веровать и творить добрые дела, келейно молиться или приходить между службами в храм, чтобы просто поставить свечи. Самое главное для христианина – причаститься Святых Христовых Таин. А это, повторюсь, возможно, только во время совершения Божественной  литургии  в храме.

Беседовала Елена Гранкина

 

Оставить комментарий
Поделиться в: