Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Крестный ход – труд духовный

Крестный ход – это труд духовного порядка. Три недели человек идет под палящим солнцем, растирая ноги в кровь, набивая мозоли, творя молитву. Человек светский, не верующий посмотрит на крестоходцев и скажет: «Зачем? Какой смысл в этом и где же польза?». И не имея веры в сердце, человек никогда этого не поймет. Бога человек может обрести, только трудясь и подвизаясь.

Проповедь в день празднования Владимирской иконе Божией Матери

Дорогие братья и сестры, сердечно вас поздравляю с памятью Владимирской иконы Божией Матери и сердечно всех вас благодарю за совместную молитву.

Мы совершаем Божественную литургию и слышим голос нашего Пастыря, нашего Христа, который говорит нам через Святое Евангелие и учит нас, как должен жить человек, чтобы спасти душу свою. Сегодня мы с вами слышим притчу о сеятеле. Господь рассказал ученикам Своим о том, как некий человек вышел сеять. И семя, которое он разбрасывал, упало: одно – в землю, другое – при дороге, иное – в терние. Одно семя было брошено там, где было не много земли, а какое-то попало на землю добрую и взошло, принесло плод. И вот ученики Христа до конца не могли уразуметь притчу. И спросили у Господа: «Почему Ты говоришь эту притчу?». И Господь объяснил им ее значение. И наш Господь говорит, почему так: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф. 13, 11).

Возникает вопрос, а почему же Господь так часто в Евангелии обращается к нам в притчах? Не всегда говорит прямо, но в большинстве случаев иносказательно. Притча это очень древний литературный оборот, когда явственные события преподносятся сокровенно, под некими образами. Притча дает возможность человеку разобраться и понять ровно в ту меру, насколько человек возвысился над повседневными делами, насколько он одухотворился. То есть каждый человек понимает притчу ровно в ту меру, которая дана ему Богом. И если, братья и сестры, мы посмотрим на нашу жизнь, то увидим, что действительно есть такие люди, которым не надо ничего говорить – они все сами понимают. А есть человек, которому как в народе говорят «хоть кол на голове чеши», а пользы не будет никакой. Господь говорит: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13, 12).

Это, братья и сестры, касается духовной жизни. Той духовной жизни, к которой призывал нас преподобный Серафим Саровский, говоря о том, что нужно стяжать дух мирный, нужно стараться освятить свою жизнь. Нужно жить так, чтобы каждый миг своей жизни поверять себя через Евангелие, поверять и сравнивать себя со Христом. А святитель Игнатий говорил, что христианин должен как бы все время плавать в Евангелии, чтобы Евангелие было в нашем уме и сердце; чтобы мы оценивали каждый свой поступок и свою мысль.

Действительно, слова Христа абсолютно непраздны. Как я уже сказал, есть люди, которые видя – не видят и, слушая – не слышат. Человеку говоришь самые прописные истины, а он не понимает тебя. А другой человек, тот, кто пытается жить духовной жизнью – не требует никаких слов. Он видит, что происходит вокруг него: присматривается, прислушивается, старается уразуметь это.

В притче Господь говорит тайны Царства Божьего. Но у кого нет духа, кто не имеет веры, для того эти слова остаются сокрытыми. Иногда удивляешься, как человек, который родился в России, который видел примеры великих подвигов наших предков, остается абсолютно равнодушным, когда слышит имена преподобного Сергия, благоверного князя Александра Невского. Когда слышит о великой русской литературе или иных каких-то достижениях русского духа. Все это проходит мимо такого человека.

В Церкви мы призваны совсем к другому. Мы призваны к жизни духовной. Именно поэтому Господь дает нам возможность усовершенствоваться, вникнуть в суть притчи, преумножить духовное богатство, которое должно быть в сердце человека. И Господь объясняет нам притчу о сеятеле. Сеятель это Бог, который сеет слово, говорит, учит нас, несмотря на нашу косность, невнимание. Господь всегда дает нам жизненные уроки. Но слово Божие в каждом человеке дает свои плоды. Господь говорит, что семя упало на дороге, и было поклевано птицами. И тут же Христос объясняет: птицы – это враг рода человеческого. Действительно, братья и сестры, как часто мы слышим слово Божие, правду, истину, но не принимаем ее, потому что у нас ее отнимают. Кто-либо сказал какую-то глупость, а у человека она засела в сердце, и он перестает верить. Я думаю, что многим из вас приходилось сталкиваться с людьми, которые когда-то еще в младенчестве, школьном возрасте услышали какую-то антирелигиозную пропаганду, и она настолько глубоко поселилась в их сердце, что даже при желании что-то исправить у них ничего не получается. Дьявол действительно искушает человека.

Недавно мне пришлось говорить с одним светским человеком,. И у нас с ним зашла речь о вещах духовных. Он стал задавать вопросы о том, как и чем живет Церковь, кто такой Бог, почему мы верим? Он долго сопротивлялся, приводил какие-то доводы, но когда у нас зашла речь о происхождении человека, я спросил у него: «А как ты думаешь, откуда произошел человек?». И знаете, что ответил он мне? «Наверное, Вы сейчас будете меня учить о том, что Бог создал человека. Такого не может быть в принципе. Современный, образованный человек в это поверить не может. Да, безусловно, в Православии есть много пользы, есть культурообразующий код, но поверить в то, что мир и человек создан Богом я не могу». А я спросил: «А ты во что веришь. Откуда произошел человек?». «Ну, это же очевидные вещи. Конечно, мы произошли от инопланетян». И вот, братья и сестры, когда слышишь подобные глупости, понимаешь, как сознание человека помрачено дьяволом. В Бога человек поверить не может, а в инопланетян – пожалуйста. И бывает, говоришь человеку прописные истины, но он тебя не слышит. Как часто родители, воспитывая своих детей, говорят им что хорошо, а что плохо. А дети не верят, потому что сами еще не имеют опыта. И им предстоит набить много шишек, прежде чем они своим детям скажут то же самое, что когда-то им говорили их отец и мать.

И вот мы видим, сколько наших братьев и сестер, остаются без духовного плода, потому что враг рода человеческого похищает его через легковерие и неразумие людское. Иное семя падает на землю, но земля эта не имеет глубины, и как говорится в Евангелие, семя быстро засыхает, потому что нет влаги, чтобы взойти ему. В жизни, братья и сестры, так тоже часто случается. Очень много людей легковерных. Они быстро загораются, увлекаются, вполне возможно и церковной жизнью. Но когда приходят испытания, искушения, быстро все оставляют. И видишь такого человека, который пришел в храм, размашисто крестится, говорит возвышенные высокие слова. Но когда приходит искушение, когда нужно каждый день молитву совершать, ходить в храм не только когда захотелось, а каждый воскресный день, когда нужно читать молитвенные правила, и более того нужно смиряться перед своими близкими, перед Богом – такой человек очень быстро засыхает, потому что не имеет влаги духовной.

Третий тип людей, которым направлено слово Божие, но которые также остаются без плода – это те, кого Господь называет «семенем заглушенным тернием». Мы знаем, что если земледелец не заботится об огороде своем, то он зарастает сорняками и доброе семя погибает. В духовной жизни все то же самое: если человек не работает над собой – он остается без плода. Заботы века сего, стремление к богатству, славе, величию, уничтожают плоды духовной жизни. Ведь для того, чтобы верить Богу, идти за Ним, к этому нужно стремиться каждую минуту. Всегда смотреть: «А как я поступаю?», «Что я делаю?», «О чем я думаю?», «Нет ли греха в моих мыслях?», «Не держу ли я обиды на ближнего?», «Не гневаюсь ли я, не возношусь?». Это все требует очень серьезной, глубокой работы. А все остальное лежит на поверхности: здоровье, богатство, слава. Именно к этому так часто стремятся люди.

И только тот человек, кто назван в Евангелие «доброй землей» даст добрый плод. Только в его сердце евангельские ростки взойдут, и человек получит истинную духовную пользу.                     

Мы, дорогие братья и сестры, сегодня с вами совершаем молитву в храме и для крестоходцев начинается новый этап. Вы перешли на Покровскую землю и будете шествовать к Вавилов Долу, где мы совершим память новомученников и исповедников Российских. И крестный ход это тоже труд духовного порядка. Три недели человек идет под палящим солнцем, растирая ноги в кровь, набивая мозоли, творя молитву. И человек светский, не верующий посмотрит на все это и скажет: «Зачем? Какой смысл в этом и где же польза?». И не имея веры в сердце, человек никогда этого не поймет. Бога человек может обрести, только трудясь и подвизаясь.

Я сердечно вас всех поздравляю. Крестоходцам хотел бы пожелать особенной помощи Божией, чтобы тот духовный труд, который вы подъяли на свои плечи, принес плод в вашем сердце. Чтобы идя с молитвой на устах через села нашей необъятной русской земли, вы отдавали Богу главное – свое сердце, служили Ему своими мыслями и чувствами, чтобы в этом крестном ходу вы обрели близких по духу людей. Пусть то духовное начинание, которое совершается в нашей митрополии, этот великий крестный ход, станет училищем благочестия для прихожан наших храмов. Пусть этот труд, братья и сестры, станет для вас настоящим духовным приобретением.

Призываю Божье благословение на крестоходцев, на всех, кто причащался сегодня Святых Христовых Таин, на всех наших прихожан. Пусть по молитвам святых Царственных Страстотерпцев, новомученников и исповедников Саратовских и всех наших святых Господь укрепит вас, даст вам сил и радости. Пусть Матерь Божия шествует рядом с вами, укрепляет и помогает вам.

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий


Оставить комментарий
Поделиться в: