Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Служение Богу в служении Отечеству

Святой равноапостольный князь Владимир не только выбрал веру для своего народа, определив тем самым исторический путь развития нашего Отечества на многие столетия вперед, но и стал первым святым правителем Руси.

Новый идеал правителя

И хотя Церковь причислила князя к лику равноапостольных, принимая во внимание его участие в христианском просвещении целого народа, почитание святого Владимира было основано в том числе и на его личной праведности и нищелюбии, которое отмечали все летописцы. С этого времени в русских святцах мы видим целый сонм святых князей, которым усвоен чин праведности — благоверные.

В чем же состоит христианский подвиг князей, которым приходилось участвовать и в военных сражениях, и в политических интригах? Почему прославляет их Церковь, почему чтит и помнит о них верующий народ на протяжении многих столетий?

Размышляя о феномене святости благоверных князей, Георгий Петрович Федотов в своей книге «Святые Древней Руси» отмечает: «Мы глубоко ошиблись бы, предположив, что Русская Церковь канонизует в своих святых князьях национальные или политические заслуги. Этому противоречит прежде всего тот факт, что в ряду святых князей мы не находим тех, кто больше всего сделал для славы России и для ее единства… Зато Ярославль и Муром дали Церкви святых князей, совершенно неизвестных летописи и истории». Знаменательно: как только Русь усваивает греческий идеал власти и переносит его, вместе с царским титулом, на великих князей московских, так прекращается княжеская святость. Никто из благочестивых царей московских не был канонизован. Это доказательство того, что канонизация князей не имеет ничего общего с освящением власти.

Отказываясь видеть в канонизации князей освящение определенной политики, нельзя сводить ее всецело к личной праведности. Как отмечает Федотов, Церковь чтит в них если не государей, то национальных деятелей, народных вождей. Она показывает, как мирянин-князь, находясь в самой гуще политических событий своего времени, может исполнить заповеди Христа в своей жизни и тем самым повлиять на судьбу своего народа, став для него нравственным примером. Следовательно, общественный (а не только личный) подвиг благоверных князей является социальным выражением заповеди любви.

Князья-страстотерпцы

Для того чтобы лучше понять сущность княжеского подвига, необходимо выделить в сонме святых князей несколько групп: князей равноапостольных, князей-иноков, князей-страстотерпцев и, наконец, князей, прославленных за свое общественное служение.

О равноапостольном служении святого князя Владимира хорошо известно. Его суть — в просвещении целого народа светом Христовой веры. Князья-иноки мало чем отличаются от иных преподобных, достигших святости путем монашеского делания.

Третья, несравненно более многочисленная группа — князья убиенные, страстотерпцы. И первыми в этом чине на Руси были прославлены сыновья святого князя Владимира Борис и Глеб. Родившиеся незадолго до Крещения Руси, святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Прожили они недолгую жизнь и были убиты старшим братом Святополком, стремившимся убрать с дороги претендентов на великокняжеский престол.

В чем же состоял их подвиг? Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести, — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. Святые Борис и Глеб дали миру совершенно новый тип подвижников-страстотерпцев — святых, кротко переносящих страдание и смерть во имя исполнения заповедей Христа. И Господь не посрамил их упования. Он Сам отомстил властолюбивому тирану Святополку, которого народ прозвал Окаянным. А святые Борис и Глеб стали небесными защитниками Руси. Известны случаи их явления в трудное для Отечества время, например, святому благоверному князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), святому благоверному князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год).

Татарское иго создало условия для настоящего мученичества за Христа. Бесспорным мучеником и самым почитаемым из святых князей, после Бориса и Глеба, был Михаил Всеволодович Черниговский, казненный с боярином Феодором в Орде в 1246 году. Князь отказался выполнить языческие обычаи и отречься тем самым от Христа. За свою верность Господу он принял мученическую смерть и заслужил благодарную память потомков. Стоит отметить, что хотя в дальнейшем смерть русских князей в Орде становится делом обыденным, но монголы уже не настаивают на отречении русских людей от веры.

Князья-воины и собиратели Русской земли

Самоотверженная любовь к народу, готовность отдать свою жизнь «за други своя» господствует в житиях четвертой группы князей — воителей за Русскую землю. Среди них первое место, бесспорно, принадлежит святому благоверному князю Александру Невскому. Князь жил в один из самых горьких периодов русской истории, когда Запад угрожал вере и независимости, а Восток — самому существованию русского народа. От правителей требовались и твердость духа, и бесстрашие в борьбе с врагом, и в то же время рассуждение, смирение, способность поставить интересы народа выше личных политических амбиций. Все эти качества проявил святой Александр Невский. Его жизнь была посвящена борьбе с врагами с Запада, которые пытались извести самую основу национального самосознания. И поиску компромисса с татарами, победить которых в тот момент русские были не в силах. А значит, нужно было терпеть и смиряться, жертвуя собственными амбициями, а затем и своей жизнью.

Примечателен итог жизни святого Александра, как описывают нам его летописцы. Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. При погребении его в Рождественском монастыре во Владимире было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита.

Кротости, смирению и незлобию, которые вопреки земной логике приводят не к поражению, а к победе, учит нас пример еще одного русского святого — благоверного князя Даниила Московского. Он был четвертым и самым младшим сыном святого Александра Невского. Своего великого отца князь Даниил вряд ли мог помнить, потому как лишился его в двухлетнем возрасте.

Чуть позже он получил одно из самых захудалых княжеств — Московское, стал первым московским князем и сделал многое для того, чтобы «предуготовить сей великий град» своим сыновьям, возвысившим Москву. Даниил Московский стал родоначальником московской княжеской династии, о представителях которой В. О. Ключевский писал как об образцах умеренности и аккуратности.

Благоверный князь Даниил показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Его племянник — Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, — умирая бездетным, передал свое княжество святому Даниилу. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

Один из самых славных потомков святых Александра Невского и Даниила Московского — благоверный князь Димитрий Донской — являет нам пример и успешного правителя, ставшего настоящим отцом для своего народа, и христианина, который стремился все свои действия оценивать по заповедям Божиим.

Христианское благочестие святого князя сочеталось с талантом выдающегося государственного деятеля. Заняв великокняжеский престол в двенадцатилетнем возрасте, он всю свою жизнь посвятил делу объединения русских земель под главенством великих князей московских и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.

С князем Димитрием — успешным воином и мудрым политиком — хорошо знакомы все, кому дорога русская история. А вот для того, чтобы лучше узнать святого Димитрия-христианина, предлагаю познакомиться с книгой Максима Яковлева «Димитрий и Евдокия». Она говорит о великих битвах и политических интригах того времени, но ее герои — лишь во второю очередь князья и правители, а в первую — люди. Они живут, чувствуют, совершают какие-то проступки, так же как и все мы. А еще они умеют любить. Друг друга, свою семью, своих ближних и дальних, но в первую очередь Бога. И именно эта любовь дает им силы жертвовать собою ради других.

В переводе с греческого «икона» означает «образ». Дать людям еще один образ дороги к Богу — вот одна из важнейших целей святости. А благоверный князь Димитрий и его супруга святая Евдокия — для Церкви в первую очередь образ настоящей семьи, чистых и искренних отношений. Глядя на них, можно попытаться повторить этот путь, превратить свои чувства друг к другу не в один короткий «день влюбленных», а в настоящую вечность любящих.

Для Церкви основным условием канонизации человека является не его политические достижения или материальное благосостояние, а святость жизни или верность Христу в момент смерти. В жизни святого человека могут быть и ошибки, и нравственные падения, но для нас важны не отдельные события, а весь его жизненный путь. Канонизируя человека, Церковь показывает нам: он нашел свою дорогу в Царствие Небесное. И подражая его подвигам, лучшему, что было в его жизни, мы также можем наследовать спасение. Пример русских благоверных князей показывает нам, как это можно сделать мирянину, облеченному властью, но не забывающему при этом о Боге.

Марина Шмелева


Оставить комментарий
Поделиться в: