Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Крестный ход в русской живописи

Тема крестного хода в русской живописи XIX века занимает особое место. Являясь символом духовного единения православных христиан, их соборности, единомыслия, он позволял раскрыть особенности духовного состояния русского общества, высветить его проблемы. Каждая из этих картин становилась событием в культурной жизни того времени, вызывала самые противоречивые отзывы современников.

«Талантливая ошибка»

Так на одном из православных форумов была названа картина Василия Григорьевича Перова «Сельский крестный ход на Пасху». Эту работу советские критики считали хрестоматийным примером обличения пороков Церкви. Картина была написана 27-летним художником в 1861 году. Она пронизана идеями критического реализма, расцветшего в пореформенной России. В этот период Перов был уверен, что главным смыслом и целью искусства является обличение пороков российского общества.

На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. Картина произвела на современников тяжелое впечатление контрастом между смыслом крестного хода и тем состоянием, в котором изображены его участники. Картина написана хлестко, жестко даны социальные и психологические характеристики персонажей.

Через год полотно было выставлено на петербургской ежегодной выставке Общества поощрения художников. Благочестивые зрители были шокированы. Нигилисты и «передовая» общественность, исповедовавшая Чернышевского и Писарева, приняли картину «на ура». Картину сняли с выставки, ее купил Павел Третьяков.

Молодой художник быстро вошел в число самых известных жанристов своего времени. Он был молод, честолюбив, мечтал о поездке за границу для продолжения учебы. Ему импонировала шумная, скандальная слава. Долгое время В. Г. Перов оставался тверд в своем «критическом направлении», что подтвердил картинами «Чаепитие в Мытищах» и «Монастырская трапеза».

Но постепенно в мировоззрении художника происходит перелом. Находясь на учебе в Париже в качестве стипендиата Академии, он пишет письмо, прося сократить срок обучения, чтобы вернуться к «сюжетам из русской жизни, которые, — как пишет Перов, — я бы исполнил с любовью и сочувствием».

Критическая мысль раннего Перова при всей яркости оказалась разрушительной потому, что не несла в себе положительного заряда. «Искусство осмеивать остроумно, — писал В. А. Жуковский, — только тогда бывает истинно полезным, когда оно соединено с высокостью чувств, неиспорченным сердцем и твердым уважением обязанностей человека и гражданина».

В конце жизни это осознал и сам автор. Мир его живописных образов стал наполняться духовным содержанием. В середине 70-х годов XIX века Василий Григорьевич исчезает из поля зрения критиков и художников. Все биографы мастера отмечают возросший у него в последние годы жизни интерес к религии, любимым его чтением стало Евангелие. В картине 1878 года «Христос в Гефсиманском саду» художник не смеет написать лик Спасителя, настолько глубоко он переживает смысл грядущей искупительной жертвы…

Созданный молодым В. Г. Перовым образ сельского крестного хода показывает то, какое влияние на успешного и духовно несформировавшегося художника оказали «модные» общественные веяния пореформенной России. Чем талантливее ошибка, тем она опаснее. Став старше, художник пережил духовное перерождение. На смену ироничному высмеиванию пороков общества пришло глубокое сострадание к каждому человеку, несущему свой крест.

В единении с природой

А.П.Боголюбов Крестный ход в Ярославле 1863 г..jpgКартина Алексея Петровича Боголюбова «Крестный ход в Ярославле» была создана почти в то же время. Имя А. П. Боголюбова, внука А. Н. Радищева, основателя Радищевского музея, хорошо известно в Саратове.

Боголюбов был одним из талантливых художников-реалистов XIX века. Он рано остался без отца и воспитывался доброй, нежной матерью, которая была глубоко верующим человеком.

Эта работа была написана в 1863 году, во время одного из путешествий по России цесаревича Николая Александровича. Боголюбов входил в свиту наследника. В июне путешественники несколько дней провели в Ярославле, где осматривали соборы и монастыри.

В этюде мотив крестного хода является для Боголюбова средством «оживить» пейзаж. Несомненно, художника гораздо больше привлекала сама церковь. Боголюбов интересовался древностями и хорошо в них разбирался. А церковь Ильи Пророка была одним из немногих памятников архитектуры середины XVII века, почти полностью сохранившим свой первоначальный облик.

Несмотря на явно пейзажный характер работы, картина пронизана высоким духом единения. Светлый, ясный день, вокруг храма шествует пестрая толпа прихожан с хоругвями и иконами. Помимо открытой проповеди Православия, крестный ход имеет еще одно важное назначение — освящение земли, жизненного пространства народа. Картина Боголюбова «Крестный ход в Ярославле» была написана в период духовных и эстетических исканий художника и показывает переход в его творчестве от романтического пейзажа к эпическому.

Этюд «Крестный ход в Ярославле» был подарен Боголюбовым профессору Московского университета И. К. Бабсту. Сейчас картина находится в экспозиции Радищевского музея, куда поступила от наследников профессора.

Социальный конфликт

В начале 80-х годов XIX века появилась на свет картина Ильи Ефимовича Репина «Крестный ход в Курской губернии», и это появление стало знаковым событием в истории русской живописи, показав направление духовных и творческих исканий автора. Это было время общественного кризиса и углубления социальных противоречий, что нашло отражение в настроении картины.

И.Е. Репин Крестный ход в курской губернии. Фрагмент. 1883 г..jpgРепин воспитывался в благочестивой семье. Мать художника отличалась религиозностью. Не раз она с маленьким Ильей совершала путешествия в Кочетов за семь верст, где находилась явленная чудотворная икона, которую носили на колодец. Став взрослее, Репин работал над созданием икон в местной церкви, расписывал стены храма, видел в этом свое призвание.

В 1863 году Репин поступил в Санкт-Петербургскую академию художеств. Выпускной работой художника, за которую он получил большую золотую медаль, была картина «Воскрешение дочери Иаира».

Обращение И. Е. Репина к теме крестного хода не является случайным. Советские искусствоведы, словно оправдывая художника, трактовали эту картину как антирелигиозную. Современники художника видели в картине совсем другой смысл. Для православных русских людей крестные ходы были особенным способом выражения веры. Художник трудился над ней несколько лет, ездил в окрестности Курска, в знаменитую Коренную пустынь, славившуюся своими крестными ходами, побывал в Киеве и в Чернигове. Сделал сотни набросков и эскизов.

Художник использует прием противопоставления персонажей, характеров. Так, он противопоставляет горожанок, несущих с благоговением пустой киот из-под иконы, помещице, самодовольно несущей саму икону. Не менее сильно противопоставление исступленно верующего горбуна, слабого хромоножки, опередившего всех, толпе. Фигура горбуна предельно одухотворена, лицо его полно волевой твердости и страстной устремленности. Красота образа воплотилась в силе душевного порыва.

В огромном шествии отчетливо проработано каждое лицо, не только главных персонажей, но и тех, которые едва видны. Все участники шествия охвачены одним чувством важности происходящего, но каждый человек — четко охарактеризованная индивидуальность со своим восприятием, со своими думами.

Через пространство и время

Один из основателей передвижничества, Илларион Михайлович Прянишников, приступил к реализации замысла картины «Крестный ход» в последний год своей жизни. Ввиду сложности и объемности полотна автор так и не успел его закончить — умер в возрасте 53 лет.

Среди общепризнанных достоинств И. М. Прянишникова — умение изображать различных людей, гармонично объединяя их в рамках одного сюжета. Пестрая толпа деревенских жителей мгновенно перестает быть таковой, начни мы рассматривать каждую фигуру в отдельности. Какие разные перед нами предстают люди — хорошо одетые пары, молодые девушки с кокетливыми зонтиками перемешиваются с простыми старушками в косынках и бедно одетыми путниками.

По сравнению с более известной репинской работой, «Крестный ход» Прянишникова лишен острого социального конфликта, картина спокойна и созерцательна. Рассматривая ее, можно уловить динамичное движение — кажется, вот-вот вся это многочисленная масса людей прошествует мимо зрителя, устремляясь за большим парадным крестом и иконами. Крестный ход, изображенный Прянишниковым, словно увлекает зрителя за собой, делает пространство и время условными, является зримым выражением единства русских людей друг с другом и с Церковью Небесной, торжествующей.

***

Таким предстает перед современным зрителем крестный ход XIX века. В нем проявляется и подлинное единение, и искреннее религиозное чувство, благоговейное прикосновение к святыне. Но в нем есть место и показному благочестию, и внутренним противоречиям. В крестном ходе каждый проявляет свою суть, то главное начало, носителем которого он является. Потому что крестный ход в широком понимании — это сама жизнь.

Тема крестного хода — не просто очередной сюжет для картины, а символ, соединяющий в себе и единство русского общества, и путь духовного роста и совершенствования православного христианина, и саму его жизнь. Для русского человека крестный ход был переживанием непосредственного присутствия Бога и Его святых. И обращение известных художников к этой теме в переломные моменты собственной жизни и жизни российского общества — не случайность, а закономерность.

Оксана Баландина


Оставить комментарий
Поделиться в: