Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Успение Пресвятой Богородицы

Заканчивая церковный год праздников, мы отмечаем блаженную кончину Матери Божией 28 августа. В этот день завершается земной путь Богородицы, полный испытаний и скорбей. Она умирает, отдавая долг природе — в отраду и утешение всем нам, чтобы мы знали, что смерть для нас неизбежна и что она, в то же время, не является для человека злом. После Распятия и Воскресения Христова смерть для христианина стала как бы мирным сном, успением, после которого настает радостное утро всеобщего воскресения.

Что мы знаем о внешнем облике Богородицы

Смерть подобна итоговому экзамену, которого человек ждет со страхом и трепетом. Вся жизнь — подготовка к нему. Что скопил здесь человек — богатство душевное или материальное? Подготовил ли душу свою для вечности в отпущенный ему временный срок? Эти вопросы не могут не волновать каждого из нас.

Для Богородицы смерть стала не мучением, а долгожданной встречей с Сыном, которого любила Она больше всего на свете. А Ее жизнь, Ее облик стали для нас вечным примером. Основываясь на словах священномучеников Дионисия Ареопагита и Игнатия Богоносца, святитель Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».

По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом, Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая. Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».

* * *

Мудрое слово

«Смерть Богоматери не заключает в себе ничего страшного и безотрадного для ума и сердца христианина; напротив, отшествие Пресвятой Девы убеждает христианина в том, что и для него смерть должна быть предметом не страха и отчаяния, а величайшей радости и светлейшей надежды, ибо она есть всего лишь сон — более или менее продолжительный, за которым последует радостное пробуждение в новом прославленном теле для блаженной жизни на небе.

Дорогие братия и сестры, достойным почитанием нынешнего праздника с нашей стороны будет достойное приготовление себя к смерти, а для этого необходимо стараться по мере своих сил побеждать живущий в нас грех или порок как ее причину. Подражая примеру Пречистой Богоматери, будем идти тесным, узким путем, приводящим к жизни вечной. На этом пути необходимо терпение, укрепляясь которым с надеждою на Божию помощь надо великодушно переносить все несчастья, скорби и болезни, чтобы, устояв на нем, достигнуть нескончаемого блаженства Небесного Царствия. Если мы, подобно Пречистой Деве Марии, свою жизнь проведем богоугодно, в хранении заповедей Божиих, в чистоте духа и тела и постоянном покаянии в своих грехах, то в день нашего успения совершится и над нами дивное чудо, и наш гроб станет лествицею к небу».

Архимандрит Кирилл Павлов

* * *

Событие праздника

Как мы узнаем из Евангелия, Христос, умирая на Кресте, до последнего вздоха не переставал заботиться о людях. Жено! се, сын Твой, — сказал Он Богородице, указывая на апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26–27), — обратился Господь к любимому ученику, усыновляя тем самым Деве Марии весь человеческий род. А Матерь Божия с тех пор стала жить в доме Иоанна Богослова.

Согласно Священному Преданию, после Вознесения Христа Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь. Затем Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Она, как и апостолы, неустанно проповедовала Евангелие, исцеляла людей, заботилась о новообращенных христианах. Убеждать людей в истинности Христовой веры Она могла и без всяких слов: одного взгляда на Нее было достаточно, чтобы все понять.

Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоящей через три дня кончине. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую.

В день Успения Богородицы в Иерусалиме чудесным образом собрались для прощания почти все апостолы, кроме апостола Фомы. В момент Ее кончины воссиял неизреченный Свет Божественной Славы, кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу, прося благословить всех почитающих Ее память. Затем Она радостно предала Свою душу в руки Господа. Этот момент мы видим на иконах Успения: в центре лежит почившая Богородица, лик Ее мирен и тих. А на руках Христа в виде младенца душа Его Пречистой Матери.

Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию, где Богородица повелела похоронить Себя. Иерусалимские христиане пели торжественные гимны, псалмы, с умилением провожая Матерь Божию в последний путь.

Но не все разделяли их чувства. Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери. Но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония, попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки (этот момент также часто изображают на иконах праздника). Он получил исцеление лишь после покаяния.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. Как говорит святитель Филарет Московский, полное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее Самой услышали слово утешения: “Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни”». Утешая апостола Фому, Пресвятая Богородица оставила в дар и благословение Свой пояс, который упал на камень, находящийся ныне в Гефсиманском монастыре во имя святой Марии Магдалины.

В этот же день апостолы собрались все вместе за обедом — а виделись они довольно редко, ведь каждый нес Слово Божие в разных странах. И тут им явилась Богородица в окружении ангелов и сказала: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни». Вот почему Успение Пресвятой Богородицы — не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» — это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…

* * *

Песнопения праздника

Чистый и удивительный праздник Успения — венец строгого двухнедельного Успенского поста. Богослужение праздника почти в точности повторяет богослужение Великой Субботы: тут и чтение статий, и вынос плащаницы, и само погребение.

Тропарь, глас 1

В Рождестве девство сохранила еси, / во Успении мира не оставила еси, Богородице, / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: // и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.

Перевод: При Рождестве Христовом Ты сохранила девство, при успении Своем не оставила мира, Богородица: Ты перешла к жизни, так как Ты — Мать Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу, / и в предстательствах непреложное / Упование гроб и умерщвление не удержаста: / якоже бо Живота Матерь к животу / престави во утробу Вселивыйся // приснодевственную.

Перевод: В молитвах неусыпающую Богородицу и непреложно надежную Заступницу гроб и смерть не удержали: Тебя, как Мать Жизни, переселил к жизни Вселившийся в Твою приснодевственную утробу.

Величание

Величаем Тя, / Пренепорочная / Мати Христа Бога нашего, / и всеславное славим // успение Твое.

Стихира праздника

О, дивное чудо, источник жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает: веселися Гефсимание, Богородичен святый доме, возопиим вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.

Перевод: О дивное чудо! Источник жизни кладут в гробницу и лестницею к небесам гроб становится; веселись, Гефсимания, Богородицы святой удел! Воззовем, верные, Гавриила имея предводителем: «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подающий миру чрез Тебя великую милость!»

Праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (14/27 августа) и 8 дней попразднства. Отдание его совершается 23 августа / 5 сентября.

Подготовила Марина Шмелева

 

Теги: Успение Пресвятой Богородицы.
Оставить комментарий
Поделиться в: