По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Духовный завет

Наставления преподобного Пимена Великого не потеряли своей актуальности и назидательного значения по сей день.

Когда святой проповедник понял, что его помощь действительно богоугодна, он начал записывать книгу наставлений и советов, которые составлял сам и заносил также наставления других монахов. Название этого сборника — «Апофегмата» («Афоризмы»).

Прежде всего, преподобный советовал не давать места страстным помыслам, угождая им или пытаясь им отвечать, и утверждал, что они тем самым исчезнут сами собой: «Мы не можем помешать им приходить, чтобы нас возмущать, но в нашей власти им сопротивляться».

Про одного инока, усердного в посте, но подверженного гневу, преподобный сказал: «Научился поститься по шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день».

На вопрос, что лучше — говорить или молчать, старец отвечал: «Кто говорит Бога ради — хорошо делает, и кто молчит Бога ради — тоже хорошо поступает». И еще: «Бывает, что человек кажется молчащим, но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые весь день говорят языком, но внутри себя соблюдают молчание, потому что не осуждают никого».

Один инок спросил: «Следует ли покрыть молчанием грех согрешившего брата, если случится увидеть его?». Старец отвечал: «Если мы скроем грехи братьев, то и Бог скроет наши грехи, и если ты увидишь согрешающего брата, не верь своим глазам и знай, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны сучку, и тогда никогда не будешь приходить в смущение и соблазн». «Живая вера заключается в том, чтобы поменьше думать о себе и быть добрее к окружающим», — говорил преподобный.

В эпоху, когда тяжкие грехи отмаливали по несколько лет, преподобный Пимен учил, что три года покаяния вполне можно заменить тремя днями, лишь бы от сердца каяться. Он знал, что Бог не отвечает злобой на злобу, нуждается не в «штрафах», а в смиренных и любящих сердцах.

Его изречения часто противоречивы, поскольку говорились разным людям в разных ситуациях. Одному монаху, которого одолевали богохульные мысли, Пимен посоветовал обращаться к дьяволу со словами: «Пусть богохульство падет на тебя, ведь оно не мое, оно мне не нравится». А другому монаху, который и без всякого совета слишком часто сваливал всю вину на сатану, святой Пимен сказал: «Дьявол! Вечно у вас дьявол виноват. А по-моему, это все от самоволия».

Он остро чувствовал, что монаху нужно постоянно напоминать, как легко забыть о цели монашества и вместо покаяния заняться самоедством: «Люди не должны тратить время ближнего, спрашивая совета, когда совет не нужен или нежелателен».

На вопрос: «Как избавиться от злых мыслей?» — старец ответил: «Если человек имеет по одну сторону себя огонь, а по другую — сосуд с водой, то, когда загорится от огня, берет из сосуда воду и гасит огонь. Подобно этому злые помыслы, внушаемые врагом нашего спасения, могут, словно искра, разжечь в человеке греховные пожелания. Надо тушить эти искры водой, то есть молитвой и устремлением души к Богу».

Преподобный считал необходимым сохранять память о своих предшественниках, советовал монахам вспоминать изречения старцев: «…и вы найдете помощь в них и спасетесь». Изречения аввы Пимена, его образ мыслей — это бесценное сокровище, духовный завет и наследие всему православному народу.

Подготовила Наталия Бондаренко
Оставить комментарий
Поделиться в: