Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проскомидия

Как часто утром в храме можно наблюдать такую картину – чтец читает третий и шестой час, а прихожане ставят свечи, пишут записки, а порой даже разговаривают между собой. И не всегда помнят о том, что в это время в алтаре совершается первая часть Литургии – проскомидия.

Правила Церкви

Литургия – главное богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия. Она состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

Проскомидия (от греч. приносить, принесение) первая часть  Литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Таким образом они соблюдали данное еще в Ветхом Завете Божие повеление: «Никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками» (Втор. 16, 16). В наши дни хлеба и вина христиане не приносят. Вместо этого они жертвуют деньги за записки о здравии и упокоении своих близких. На эти деньги и приобретают все потребное для богослужения.

По церковным правилам, проскомидия должна совершаться в православном храме, освященном епископом или, по его благословению, священником. О запрещении совершать литургическое богослужение, к которому относится проскомидия, вне храма, кроме особых случаев, нам говорит 31-е правило VI-го Вселенского Собора.

Один и тот же священник не имеет право совершать в один день две Литургии или более. Соответственно, он не может совершать более одного раза и проскомидию. «Ибо Христос принес за нас Себя, как жертву, однажды, и умер на Кресте только раз», – объясняется это правило в «Новой скрижали».

Не может приступать ни к Литургии в целом, ни к проскомидии священнослужитель, находящийся под запрещением. Кроме того, категорически запрещено служить, имея не очищенный покаянием тяжкий грех.

Непосредственным местом в алтаре, на котором священник совершает проскомидию, является жертвенник. В древности жертвенник находился в отдельном помещении, куда обычно полагали хлеб и вино, приносимые верующими для совершения таинства. В настоящее время в подавляющем большинстве храмов жертвенник находится в северо-восточной части алтарной апсиды, то есть слева от престола. На жертвеннике обязательно должны находиться распятие и светильник (свеча или лампада).

Приношение Господу

Еще с Ветхого Завета известно правило – Господу необходимо приносить только лучшее. Поэтому хлеб, используемый для проскомидии, должен быть обязательно чистым, выпеченным из лучшей муки. Он также должен быть квасным (т.е. вскисшим), а не пресным, поскольку в Новом Завете употребляется слово «артос», когда речь идет о евхаристической трапезе (Мф. 26, 26, Мк. 14, 22, Лк. 22, 19, Деян. 2, 42, 1Кор. 16, 16). Артос же переводится именно как «поднявшийся», «вскисший». Пшеничным хлеб должен быть потому, что во дни жизни Иисуса Христа иудеи употребляли именно такой хлеб. И еще потому, что Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным (Ср. Ин. 12, 24).

В настоящее время в Русской Церкви на проскомидии употребляются пять хлебов, именуемых просфорами (греч. «приношение»). По внешнему виду просфора должна быть круглой и двухсоставной, напоминая о двух естествах Господа Иисуса Христа – Божественном и человеческом.

6.1.jpgИз каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе в строгом порядке. Сначала в центре полагается кубическая часть просфоры. Она называется «Агнцем», в воспоминание смирения и кротости Христа, пострадавшего за всех нас. Частицу из второй просфоры, называемой «Богородичною» (в честь Божией Матери), священник полагает по правую сторону «Агнца».

Частицы из девятичинной просфоры (в честь всех святых) – по левую сторону «Агнца» (по три частицы в ряд): в честь Иоанна Предтечи,  пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, святого храма и дня, равноапостольных, составителя Литургии – святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Частицы за живых полагаются ниже «Агнца», частицы за усопших – еще ниже. Для того, чтобы помянуть наших близких, мы подаем записки с их именами. На пожертвования, полученные за эти записки, приобретаются небольшие просфоры. Вынутые из этих просфор частицы полагаются вместе с частицами из четвертой и пятой просфор. Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию под началом Господа нашего Иисуса Христа.

Вино должно быть виноградным, красным. По примеру Самого Господа, употребившего па Тайной вечери вино с водой, на проскомидии вино также соединяется с водой. Это происходит также в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий.

Символы проскомидии

Слова и действия проскомидии имеют двоякое значение: с одной стороны, изображают Рождество Христово, с другой – Страдания и Смерть Его. Поэтому над жертвенником помещают иконы: «Рождество Христово», «Снятие с Креста», «Моление о Чаше».

Приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют Рождение Иисуса Христа. Жертвенник изображает вертеп, в котором Христос появился на свет. Дискос – ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица означает чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлием на поклонение родившемуся Спасителю. Копие символизирует собою то копье, которым один из воинов пронзил грудь Спасителя, умершего на Кресте. Покровцы – пелены, которыми был повит Спаситель во Гробе

Молитвы и славословия, совершаемые священником и диаконом, изображают поклонение и славословие, которые воздали Спасителю вифлеемские пастыри и волхва.

Крестообразное разрезание Агнца и прободение Его означают Распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови, в это время читаются слова пророка Исаии, пророчески указывавшие на страдания Спасителя: «Яко овча на заколение ведеся» (Ис. 53, 7). Как сказал протоиерей Валентин Свенцицкий: «В Божественной Евхаристии дана нам Голгофа в таинстве», – потому проскомидия есть постоянное пребывание при распятии Христа-Спасителя.

Последование

Приготовление к Божественной Литургии и, соответственно, к проскомидии, как первой ее части, включает три этапа: входные молитвы, облачение священнослужителей и умовение рук.

Естественно для любого христианина, а тем более священнослужителя, начинать дело с молитвы. И прежде чем приступить к непосредственному совершению таинства священнослужители совершают молитвы, называемые входными, то есть молитвы, творимые сразу же по приходе в храм и перед службой.

Облачение происходит в ризнице (в древней Церкви она называлась сосудохранительницей) если таковая существует. Если ризницы нет, то священнослужители производят облачение прямо в алтаре, стараясь не мешать друг другу.

По облачении диакон и священник поочередно умывают руки, творя одну и ту же молитву: «Умыю в неповинных руце мои...». Эта молитва является стихами из 25-го псалма. Умывание рук священнослужителей восходит к Ветхому Завету: в скинии по повелению Божиему была поставлена умывальница, в которой приходящие служить умывали не только руки, но и ноги. Как писал святитель Кирилл Иерусалимский: «Следуя сему, священнослужители Нового Завета умывают руки, для показания чистоты своих душ и совести, с которою приступают они к Священнодействию». Причем обычай этот в древности распространялся и на мирян, для которых перед входом в церковь располагалась наполненная водой умывальница. Об этом свидетельствует святитель Иоанн Златоуст: «Две суть купели (умывальницы) пред дверьми церковными: одна с водою, в которой умываеши руки; другая же – руки нищих, в которых очищаеши твою душу»

После умовения рук диакону полагается идти для приготовления жертвенника и утвари для совершения проскомидии. Он снимает покрывало на жертвеннике, зажигает лампаду или свечу, без которого совершать проскомидию не полагается. В ризнице он берет святые сосуды и располагает их на жертвеннике.

Затем совершается непосредственно проскомидия – вынимаются частицы из просфор, как было описано выше. По окончании изъятия частиц из просфор священник с помощью губки собирает с краев дискоса все частицы Святого Хлеба, чтобы ни одна из них не выпала с дискоса. Заключительным этапом проскомидии является каждение.

Проскомидия является отправной точкой для Евхаристии, приготовлением к ней. Можно сказать, что проскомидию мы видим уже на самой Тайной вечере: ведь кто-то принес необходимые вещества для Божественной трапезы и кто-то приготовил, в смысле – намеренно отобрал именно эти вещества и именно такого состава. Можно даже усмотреть повеление Господне на проскомидию, когда «послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (Лк. 22, 8).

Во время совершения проскомидии необходимо сохранять тишину и благоговение, внимательно слушать, что читает чтец. А если вы пришли в храм до начала часов, нужно помолиться о своих живых и усопших сродников.

 Марина Шмелева


Оставить комментарий
Поделиться в: