Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Целители-вредители

В начале 90-х нашу страну буквально парализовали сеансы Алана Чумака и Анатолия Кашпировского. Многих россиян прельщало избавление от энуреза, опухоли, колик и бородавок — на мягком диване прямо в своей квартире и… совершенно бесплатно. Затем массовому целительству «горе-кудесников» был положен предел. И вот новая волна! Несколько лет целительство и экстрасенсорика массово атакуют сознание людей с экранов телевизоров и страниц прессы. Только на сей раз они называются народной медициной, а то и частью церковной жизни. Об этом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора иереем Аркадием Махсумовым.

— Отец Аркадий, чем чревато обращение к целителям и экстрасенсам?

— По обращениям граждан Минздравом была создана комиссия, которая подвела чудовищный итог целительской кампании Кашпировского и Чумака против нашего народа. Около 60% наших соотечественников, присутствовавших на сеансах, попали в лечебные учреждения с инсультами, инфарктами, онкологическими заболеваниями. Огромное количество людей, жадно смотревших эту вакханалию по телевизору, обращались за психиатрической помощью, а кто-то так и не справился с болезнью. Последствиями стали огромное количество самоубийств и распавшиеся семьи. Было замечено, что попавшие под влияние магов стали подвержены наркотизации и алкоголизации. Вот итоги тех лет.

— Однако намного опаснее те целители, которые подобно волкам в овечьей шкуре представляются церковными людьми и предлагают наивному человеку «расширенный пакет духовных услуг», которые — по их словам — не могут, да и не хотят оказывать священнослужители. Как вывести таких целителей на «чистую воду»?

— Действительно, такие «целители» спекулируют неким «тайным знанием», которое доступно только им. Но даже простая логика обывателя обличает такую лукавую позицию. Во-первых, никакого «тайного» знания Христос не предлагает. Напротив, Он пришел, чтобы дать людям открытый и доступный путь спасения — Свои Тело и Кровь в Причастии. Спасение — не удел избранных, а возможность для каждого. Для того чтобы причаститься Святых Христовых Таин, не нужно никаких промежуточных инстанций.

original-1363851168[1].jpgТакая спекуляция подобна посредничеству между больным и больницей. Некоторые целители любят посылать людей в храм — исповедаться, причаститься, но потом бежать к ним, а не к священнику! Давайте посмотрим на это критически. Представьте, что у вас заболел зуб, а вы вместо кабинета стоматолога приходите к целителю. Этот деятель вдохновенно молится, а потом сообщает вам про состояние ваших десен, попутно называя еще несколько симптомов, которые с разной частотой встречаются в жизни каждого человека. Затем направляет вас к стоматологу со словами: «А теперь иди к врачу, удали зуб, и придешь ко мне. Я помолюсь, чтобы рана затянулась быстрее. Только не говори врачу, что я тебя послал. Они не могут делать то, что можем мы, завидуют нам и злятся, когда о нас упоминают». Как вам такая ситуация? Неужели не видно, что целитель здесь — «пятое колесо в телеге»?

Есть и еще один важный прием психологической спекуляции, который целители нещадно эксплуатируют, — выказывать себя этакими диссидентами от Церкви, выставляя священников чиновниками, узурпировавшими власть и забывшими о помощи страждущим, а себя — обличителями, правдолюбцами, хранителями чудотворения, страдальцами от духовенства за свою истинную веру. Некоторые даже не стесняются говорить своим клиентам, что современное духовенство так же гонит их, как фарисеи и книжники гнали Христа. До такой наглости доходят они в своих речах. При этом они продолжают посылать клиентов в храмы, к тем же священникам, совершающим Божественную литургию, принимающим исповедь, соборующим и служащим молебны, что подчас и служит для человека истинной причиной исцеления.

— Кстати, в квартирах и офисах таких горе-целителей, как ни странно, имеются и православные иконы, и лампады, и свечи, что невольно навивает ощущение глубокой духовности и достоверности.

— Да, это тоже интересное искажение сознания. Христос, создавший Церковь как хранительницу Его Тела и Крови, в Евангелии от Матфея говорит: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (12, 30). Всем, в том числе и белым магам, известно, что благодать Святого Духа была дана Господом Своим ученикам, апостолам, и передается священникам через Таинство рукоположения епископами. Святитель Кирилл Александрийский произнес исчерпывающие слова: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».

Мало кто из целителей дерзает сбросить маску, прикрываясь святыми, а кто-то и искренне заблуждается, используя иконы святых. Ведь святые говорили против них. Огромное число святых при жизни обличали целителей и боролись с ними. Прочитайте жития, и вы найдете массу примеров! Есть и те, кто от целителей пострадали: были убиты по найму целителей, которых они лишали дохода. Немало русских святых обличали целителей, вразумляли людей, ходящих к ним, и иногда довольно жестко. Так поступал и преподобный Серафим Саровский, и многие другие святые. Разумного, искренне стремящегося к Богу человека, попавшего в заблуждение, это должно в полной мере отрезвить.

— Отец Аркадий, но нередко целители действительно помогают избавиться от болезней. Поэтому и обращаются к ним часто. На чем это основано?

— Такая позиция проистекает от двух вещей — малодушия и маловерия. Для начала разберемся в причинах болезней. Человек по природе двусоставен. Он имеет дух и тело. Дух первичен. Все, что происходит с телом, проникает в него через дух. Духовное состояние способствует и здоровью, и болезни. Болезнь может быть не только наказанием за совершенный грех, но и горьким лекарством от него.

Когда человек по своей воле отдаляется от Бога своими делами, поступками, жизнью, он становится доступен силам зла, первородное повреждение Адама начинает сказываться на нем, возникает предвестник смерти — болезнь. Нечистые духи как источник тления и смерти, приближаясь к человеку, отпавшему от Бога, ускоряют процесс воздействия на него смерти: обостряются болезни, возникают новые. Это сигнал опасности человеку — беги обратно к источнику благодати, к Богу. И вдруг в этот момент человек обращается к целителю. Лукавый же за это поклонение нечистому духу, стимулируя человека в его заблуждении, на время замедляет действие недуга. Тогда может наступить затишье, облегчение.

На этом и основан временный и очень сомнительный эффект целительства. Даже если тот же недуг отступит совсем, болезнь обязательно поразит человека с другой — неожиданной — стороны. Многие, обращавшиеся к целителям, теряли близких и родных людей, попадали в трагические ситуации и обстоятельства, начинали бесноваться, слышали голоса, оканчивали жизнь самоубийством.

В начале ответа на вопрос я говорил о малодушии и маловерии. Так вот маловерие здесь заключается в том, что человек в глубине души не верит, что диавол — реальный персонаж, коварный и садистски беспощадный, не верит и в Бога, способного наказать за такой выбор, поскольку грех поклонения целителям и чародеям — один из самых тяжких. Человек отказывается признавать, что цена, заплаченная им за исцеление какого-то симптома, непомерно высока, что придется заплатить мучением в вечности. Ведь если бы человек действительно пришел к Богу, то не дерзнул бы оскорблять Его любовь таким явным нарушением Его святых заповедей.

— Недавно я узнала, что женщина, стоящая рядом со мной в храме, бывающая на исповеди у священника, причащающаяся Святых Христовых Таин, занимается целительством на дому.

— Человек явно не понимает всю степень опасности для своей души и вечной участи, причащаясь в таком тяжелом греховном состоянии. Ведь если такой человек и исповедуется, то явно скрывает свой грех, а значит, налицо раздвоение сознания. С одной стороны — может, тут заблуждение, что в Причастии он черпает силу для своих исцелений, и тогда это еще опаснее. Налицо попытка подменить собой таким странным образом священника. С другой стороны — осознание неправедности своего дела, иначе бы он открыто в нем признался и получил вразумление. А может, уже и получил, но не оставил свой грех и продолжает упорствовать в своем безумии. Помимо этого, человек губит души людей, обольщенных им, и тем умножает грех многократно.

Каков долг христианина в этой ситуации? Наверное, со всей деликатностью и любовью, на какую мы способны, попытаться поступить по слову апостола и евангелиста Матфея: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (18, 15–17).

— Какой путь должен избрать человек, который хочет избавиться от душевных и телесных недугов?

— Пребывание в Церкви. Церковь, которую Господь создал для спасения верующих, для преподания людям Своих бессмертных Тела и Крови, для сохранения Своего Божественного учения, две тысячи лет освящает и благословляет жизнь каждого верующего человека, находящегося в ее спасительном лоне. Церковь дает пищу для человеческой души, сопровождает человека в его странствовании на земном поприще от рождения и до смерти. Церковь имеет и таинство, в котором отпускаются забытые грехи и подается исцеление от тяжелых болезней, — Соборование. Апостол Иаков в послании пишет: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь (5, 14–15). Церковь благословляет врачебную помощь, имея в сонме своих святых огромное число врачей. Ведь врач не вторгается в духовную сферу, не пытается, в отличие от целителей, открыть заднюю калитку в духовный мир, через которую человек никуда, кроме преисподней, не попадает.

Беседовала Елена Гранкина

Фото Алексея Лузгана

 

Теги: Духовная жизнь, болезнь.
Оставить комментарий
Поделиться в: