Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Литургия оглашенных

По словам праведного Иоанна Кронштадтского, Божественная литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. «Божественная литургия есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией», — говорил святой. На одном из предыдущих уроков в нашей церковной школе мы знакомили учеников с проскомидией — первой частью Литургии. Сегодня о второй ее части — Литургии оглашенных — расскажет клирик храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса) священник Артемий Добрынин.

*

Название этой части Литургии напоминает нам о тех временах, когда в Церкви существовал институт оглашенных — людей, которых готовили к принятию Святого Крещения. На Литургии им разрешалось присутствовать только до определенного времени, когда во время службы велась подготовка к приношению самой Евхаристической Жертвы. А после возглашения диакона «Оглашеннии, изыдите» они должны были покинуть храм. И хотя сейчас из храма никто не выходит, практика готовить к принятию Таинства Крещения в наши дни активно возрождается.

Кроме того, вторая часть Литургии призвана приготовить всех молящихся к достойному присутствию при совершении Таинства Евхаристии, напомнить им о жизни Христа, о спасительном значении страданий Господа для каждого из нас. Поэтому все верующие должны стараться внимательно слушать все, что произносят священник и диакон, вникать в смысл церковных песнопений и, особенно, в чтение Священного Писания.

Урок литургики

Литургия оглашенных начинается с возгласа священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Этот начальный возглас священник произносит, поднимая обеими руками Святое Евангелие над престолом и делая им знак креста поверх антиминса.

За начальным возгласом следует великая, или мирная ектения — ряд молитвенных прошений, произносимых диаконом или священником от лица всех молящихся во время богослужения. Она начинается со слов диакона: «Миром Господу помолимся». Следующее прошение ектении — «о свышнем мире и о спасении душ наших» — говорит о завершении земной жизни человека: о Царстве Небесном и вечном спасении, являющемся целью христианской жизни. Последующие прошения ектении сосредотачиваются на земном бытии: верующих призывают молиться «о мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей», о храме и входящих в него с верой и благоговением, о Патриархе и правящем архиерее, о гражданских властях, «о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных», «о благорастворении воздухов» (хорошей погоде), о «изобилии плодов земных», о мирных временах, об избавлении от всякой скорби.

Затем следуют малые ектении, а между ними пение антифонов. Это греческое слово можно перевести как «попеременное пение». Такое название эти библейские песни получили в древности от обычая петь стихи псалмов двумя хорами попеременно. Две строки — один хор, две следующие — другой и т. д.

Антифоны поются разные — в зависимости от степени праздничности того или иного дня. Для дней будничных положено пение обычных, «вседневных» антифонов: первый — «Благо есть исповедатися Господеви…» с припевами «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» (Пс. 91, 2, 3, 16); второй — «Господь воцарися, в лепоту облечеся…» с припевами «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас» (Пс. 92, 1–6).

Ко второму антифону присоединяется гимн «Единородный Сыне», автором которого был византийский император Юстиниан. Содержанием этого гимна, включенного в Литургию императорским декретом от 534 года, служит краткое изложение православной христологии. Введен он был в Литургию в ту эпоху, когда христологические споры еще продолжали волновать православный Восток.

Далее следует третий антифон «Приидите, возрадуемся Господеви…» (Пс. 94) с припевами «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуиа».

Начиная от «шестеричных» святых и до двунадесятых Богородичных праздников поются так называемые «изобразительные». Первый антифон — «Благослови, душе моя, Господа…» (Пс. 102), второй — «Хвали, душе моя, Господа» (Пс. 145). Третий антифон — заповеди Блаженства из Нагорной проповеди Христа. Пение евангельских Блаженств на Литургии имеет глубокий нравственный смысл. Блаженства представляют собой квинтэссенцию нравственного учения Спасителя, содержат ту «обратную перспективу», в которой должен жить каждый христианин, те добродетели, которые необходимы каждому из нас для спасения. Об этом Церковь напоминает верующим в начале Божественной литургии.

В своем труде «Евхаристия» архимандрит Киприан (Керн) так раскрывает символическое значение всех действий и песнопений: «Вся Литургия есть возобновление и воспоминание всего искупительного подвига Христова; отдельные части Литургии символизируют и отдельные моменты или этапы Его жизни на земле. Так, проскомидия знаменует Его таинственное рождение в Вифлеемских яслях. Первая часть Литургии оглашенных — жизнь Спасителя до выхода на проповедь; к этому времени приурочено пение блаженств во время “изобразительных”. Чтение Евангелия — сама проповедь народу. В этом символическом обозначении уже совершившегося Воплощения имеет свое значение и пение гимна “Единородный Сыне”. Он поется в составе второго антифона всегда, какие бы антифоны ни были и какой бы праздник ни праздновался. Это некое исповедание веры в Воплощение Христово, торжественное признание Церковью Халкидонского догмата».

Малый вход

По окончании третьей ектении (малой) открываются царские двери для совершения малого входа, или входа с Евангелием. Для совершения входа священнослужители делают три поклона перед престолом, и затем священник подает диакону Евангелие. В это время священник читает молитву входа. В ней священник просит, чтобы вместе с ним и его служителями вошли Ангелы. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Когда уготована таинственная трапеза, когда закалается за тебя Агнец Божий, когда за тебя подвизается священник, когда духовный огонь истекает от пречистой трапезы, предстоят херувимы, летают серафимы, шестокрылые закрывают свои лица, все бестелесные силы молят за тебя вместе с иереем, духовный огонь снисходит с неба, от Пречистого ребра изливается в чашу кровь в твое очищение…»

После этого священнослужители обходят справа престол, переходят через горнее место, выходят через северные диаконские двери и становятся перед царскими вратами. Впереди идет свещеносец. Далее диакон крестообразно осеняет Евангелием восток со словами: «Премудрость, прости». Значение этих слов во время входа объясняется тем, что на Востоке в храмах народу дозволяется в некоторые моменты богослужения сидеть в особых стасидиях, или «формах». B особо важные моменты богослужения сидение в них запрещено. И священнослужитель для указания таких моментов приглашает верных стоять прямо, «просто», a не сидеть. В это время священник обращается к свещеносцу и благословляет его. Миряне часто принимают это благословение на свой счет и кланяются священнику. А это неправильно, так как это знак свещеносцу, a не преподание мира молящимся.

Пока певцы поют тропари и кондаки дня недели, храма и праздника, священник читает особую молитву «Трисвятого пения». Молитва эта заканчивается возгласом: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». B ответ на этот возглас певцы начинают пение Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

По окончании Трисвятого священник с диаконом отходят к горнему месту. Оттуда священник преподает всем мир. На что хор вместо молящихся отвечает священнику: «И духови твоему».

Чтение Священного Писания

Восхождением на горнее место начинается самый важный момент в Литургии оглашенных — чтение Священного Писания. Вначале читается апостольское чтение, которое предваряется пением прокимна, а затем читается Евангелие.

Во время чтения Апостола священник сидит, показывая тем самым равночестность своего сана с апостольским. Поэтому сидение мирян в это время не может быть ничем оправдано. А диакон в это время совершает каждение алтаря, иконостаса, предстоятеля, чтеца, клироса и молящихся.

После окончания чтения Апостола поется аллилуарий. Это пение является подготовительным к чтению Евангелия, увеличивая его торжественность.

Как пишет архимандрит Киприан (Керн): «Во время пения аллилуария священник про себя читает молитву “прежде Евангелия”. В этой молитве он просит Бога дать ему и народу разумение евангельских слов и страх блаженных заповедей, чтобы попрать плотские похоти и пройти духовную жизнь».

Чтение Евангелия предваряется также особыми торжественными возгласами священнослужителей. Священник, стоя перед престолом, возглашает: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем».

Затем диакон читает соответствующее зачало или, если положено уставом, то и два зачала Евангелия. После этого священник, благословляя диакона со словами: «Мир ти благовествующему» и при пении певцами «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» принимает от диакона Евангелие. Священник забирает Евангелие и кладет его на горнее место. Это делается для того, чтобы развернуть антиминс, на котором должно совершаться само Таинство Евхаристии.

Апостольские и евангельские чтения установлены давно и имеют свою долгую историю. Они распределены последовательно по евангелистам и начинаются с Литургии первого дня Пасхи.

После прочтения Евангелия в древней Церкви полагалось слово назидания епископа или священника. Этот обычай был распространен повсеместно. B современной же практике за Евангелием следуют ектении, которыми заканчивается Литургия оглашенных: сугубая, иногда заупокойная и об оглашенных. А проповедь священник произносит уже после окончания всей Литургии.

При подготовке данного материала использовался труд архимандрита Киприана (Керна) «Евхаристия»


Оставить комментарий
Поделиться в: